Тренинговое занятие "Общение в жизни человека"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: формирование представления о значении общения в жизни человека.

Задачи:

  1. Создать благоприятную обстановку для личностного самораскрытия подростков.
  2. Развивать адекватное восприятие установок, переживания, состояния, чувств и настроения окружающих.
  3. Формировать согласованность действий при совместной деятельности.

Время проведения: 3 часа.

Участники: подростки в возрасте 12-15 лет (10-14 человек).

Комментарии: при составлении сценария тренингового занятия использовались модифицированные психотехники и методы, представленные Г.Макартычевой, В.Ромек, Н.Слободяник.

Приложение

Сценарий занятия

Этап занятия Время (на каждый этап) Задачи, решаемые на каждом этапе занятия Методы (упражнения, психотехники) Комментарии Вопросы для обсуждения

Организационный момент (35 минут).

1. Ритуал приветствия. 15 минут Психологический разогрев. Упражнение «Приветствие». Часто обсуждение приводит к тому, что участники отмечают контакты, в которых говорилось что-либо о них лично; в которых содержались комплименты; в которых партнёр с улыбкой смотрел в глаза. - Как вы чувствовали себя во время упражнения?
- Контакт с кем из членов группы вам запомнился? Что, по вашему мнению, к этому привело?
2.  Разминочное упражнение. 20 минут Создать предпосылки для эмоционального раскрепощения. Упражнение-активатор «Представь своё имя». В группе обычно есть стеснительные ребята, опасающиеся негативной оценки со стороны других подростков. В этом случае им нужно оказать помощь в представлении себя, – например, ведущий может в паре с подростком представить его. - Что вы почувствовали, когда представляли себя группе?
- Легко ли было без слов «изобразить» себя?

Основная часть (2 часа).

1. Настрой как подготовка к восприятию нового материала. 20 минут Выработать правила, по которым будет проходить занятие. Принятие правил групповой работы. Необходимо, чтобы подростки сами предлагали большинство пунктов правил. Это мотивирует их на выполнение: «Меня не заставляют, а я сам так решил». - Как мы будем поступать, если в группе возникнут разногласия и конфликты?
- Какие штрафные санкции мы будем применять к нарушителям правил?
2. Введение нового содержания. 1 час 40 минут 1) Развивать умение обращаться к незнакомому человеку. Упражнение «Сбор фраз для контакта». Ведущему лучше воздержаться от подсказок. В каждой возрастной (или культурной) группе существуют свои собственные нормы обращения к незнакомому человеку. (В случае затруднения всё же необходимо иметь примеры фраз, с которыми можно обратиться к незнакомому.) - Всякое ли обращение уместно в определённой ситуации?
- Что вы чувствовали, когда к вам обратились невпопад в конкретной ситуации?
2) Развивать умение заявлять о себе. Упражнение «Объявление об объявлении». Нужно напомнить ребятам о правилах: в объявлении не должно содержаться информации аморального или жестокого характера. Некоторые подростки, бравируя, предлагают в объявлении далеко не безобидные услуги. Застенчивым ребятам нужно помочь, т.к. зачастую из-за заниженной самооценки. Они не могут найти в себе чего-то положительного, что могло бы заинтересовать других людей. - Какие цели преследовал каждый из вас «давая» объявление?
- Что является основным фактором в группе: желание помочь кому-то, получить что-то или заявить о своих способностях?
3) Учить обнаруживать зависимость физического состояния от эмоционального настроя. Упражнение «Сколько ты весишь?» Упражнение предлагает диагностический параметр для оценки в последующей работе ощущений и впечатлений от отдельного упражнения или полного занятия каждым участником. Можно сделать табличку, в которой в конце каждого занятия можно было бы отмечать «вес» каждого подростка. - Каковы ваши внутренние ощущения собственного веса в случае различных переживаний?
4) Развивать ответственность за других членов группы. Упражнение «Остров». В группе может оказаться изгой, которого ребята будут специально выталкивать с «острова». В этом случае следует, не останавливая игру, бросить ему «спасательный круг» – подстелить кусок газеты. - Чего хотелось больше: самим удержаться на «острове» или удержаться вместе? (Вопрос уместен, если в группе выявлен изгой.)
- Почему не спасали того или иного участника, а специально выбросили его с острова?
- Если бы ситуация была не игровая, а настоящая, вы поступили бы так же? (Этот вопрос должен «повиснуть в воздухе», не стоит ждать ответа, поскольку, скорее всего, он будет неискренним. Пусть ребята окажутся наедине с этим вопросом.)
5) Повышать самооценку, обучать подростков умению находить в других людях положительные качества. Упражнение «Ладошка». Если в группе уже выявлены изгои, то их «ладошки» могут оказаться пустыми или с оскорблениями. Чтобы предотвратить это, нужно объявить всем, что если они не могут найти положительное в других, значит, они ненаблюдательны, ведь не бывает такого, чтобы в человеке не было ничего хорошего. - Что вы почувствовали, когда получили свою «ладошку» с записями других ребят о вас?
- Соответствует ли написанное вашим реальным качествам?
- Легко ли было писать комплимент другому?
Итог урока (25 минут).
Рефлексия. 20 минут Получение обратной связи. Обсуждение по кругу. Мнение высказывает каждый. Если кто-то отказывается от выступления, не следует обязывать его это делать. - Как вы себя чувствовали на занятии?
- Что понравилось, что нет?
Ритуал прощания. 5 минут Закрепление положительного настроя и эмоциональная поддержка друг друга. Упражнение «Импульс».    

Литература:

  1. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2006.
  2. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2005.
  3. Слободяник Н. Уроки общения для младших подростков // Школьный психолог. № 17. 2003.