Цель: формирование представления о значении общения в жизни человека.
Задачи:
- Создать благоприятную обстановку для личностного самораскрытия подростков.
- Развивать адекватное восприятие установок, переживания, состояния, чувств и настроения окружающих.
- Формировать согласованность действий при совместной деятельности.
Время проведения: 3 часа.
Участники: подростки в возрасте 12-15 лет (10-14 человек).
Комментарии: при составлении сценария тренингового занятия использовались модифицированные психотехники и методы, представленные Г.Макартычевой, В.Ромек, Н.Слободяник.
Сценарий занятия
Этап занятия | Время (на каждый этап) | Задачи, решаемые на каждом этапе занятия | Методы (упражнения, психотехники) | Комментарии | Вопросы для обсуждения |
Организационный момент (35 минут). |
|||||
1. Ритуал приветствия. | 15 минут | Психологический разогрев. | Упражнение «Приветствие». | Часто обсуждение приводит к тому, что участники отмечают контакты, в которых говорилось что-либо о них лично; в которых содержались комплименты; в которых партнёр с улыбкой смотрел в глаза. | - Как вы чувствовали себя во время
упражнения? - Контакт с кем из членов группы вам запомнился? Что, по вашему мнению, к этому привело? |
2. Разминочное упражнение. | 20 минут | Создать предпосылки для эмоционального раскрепощения. | Упражнение-активатор «Представь своё имя». | В группе обычно есть стеснительные ребята, опасающиеся негативной оценки со стороны других подростков. В этом случае им нужно оказать помощь в представлении себя, – например, ведущий может в паре с подростком представить его. | - Что вы почувствовали, когда
представляли себя группе? - Легко ли было без слов «изобразить» себя? |
Основная часть (2 часа). |
|||||
1. Настрой как подготовка к восприятию нового материала. | 20 минут | Выработать правила, по которым будет проходить занятие. | Принятие правил групповой работы. | Необходимо, чтобы подростки сами предлагали большинство пунктов правил. Это мотивирует их на выполнение: «Меня не заставляют, а я сам так решил». | - Как мы будем поступать, если в
группе возникнут разногласия и конфликты? - Какие штрафные санкции мы будем применять к нарушителям правил? |
2. Введение нового содержания. | 1 час 40 минут | 1) Развивать умение обращаться к незнакомому человеку. | Упражнение «Сбор фраз для контакта». | Ведущему лучше воздержаться от подсказок. В каждой возрастной (или культурной) группе существуют свои собственные нормы обращения к незнакомому человеку. (В случае затруднения всё же необходимо иметь примеры фраз, с которыми можно обратиться к незнакомому.) | - Всякое ли обращение уместно в
определённой ситуации? - Что вы чувствовали, когда к вам обратились невпопад в конкретной ситуации? |
2) Развивать умение заявлять о себе. | Упражнение «Объявление об объявлении». | Нужно напомнить ребятам о правилах: в объявлении не должно содержаться информации аморального или жестокого характера. Некоторые подростки, бравируя, предлагают в объявлении далеко не безобидные услуги. Застенчивым ребятам нужно помочь, т.к. зачастую из-за заниженной самооценки. Они не могут найти в себе чего-то положительного, что могло бы заинтересовать других людей. | - Какие цели преследовал каждый из вас
«давая» объявление? - Что является основным фактором в группе: желание помочь кому-то, получить что-то или заявить о своих способностях? |
||
3) Учить обнаруживать зависимость физического состояния от эмоционального настроя. | Упражнение «Сколько ты весишь?» | Упражнение предлагает диагностический параметр для оценки в последующей работе ощущений и впечатлений от отдельного упражнения или полного занятия каждым участником. Можно сделать табличку, в которой в конце каждого занятия можно было бы отмечать «вес» каждого подростка. | - Каковы ваши внутренние ощущения собственного веса в случае различных переживаний? | ||
4) Развивать ответственность за других членов группы. | Упражнение «Остров». | В группе может оказаться изгой, которого ребята будут специально выталкивать с «острова». В этом случае следует, не останавливая игру, бросить ему «спасательный круг» – подстелить кусок газеты. | - Чего хотелось больше: самим
удержаться на «острове» или удержаться вместе? (Вопрос уместен, если
в группе выявлен изгой.) - Почему не спасали того или иного участника, а специально выбросили его с острова? - Если бы ситуация была не игровая, а настоящая, вы поступили бы так же? (Этот вопрос должен «повиснуть в воздухе», не стоит ждать ответа, поскольку, скорее всего, он будет неискренним. Пусть ребята окажутся наедине с этим вопросом.) |
||
5) Повышать самооценку, обучать подростков умению находить в других людях положительные качества. | Упражнение «Ладошка». | Если в группе уже выявлены изгои, то их «ладошки» могут оказаться пустыми или с оскорблениями. Чтобы предотвратить это, нужно объявить всем, что если они не могут найти положительное в других, значит, они ненаблюдательны, ведь не бывает такого, чтобы в человеке не было ничего хорошего. | - Что вы почувствовали, когда получили
свою «ладошку» с записями других ребят о вас? - Соответствует ли написанное вашим реальным качествам? - Легко ли было писать комплимент другому? |
||
Итог урока (25 минут). | |||||
Рефлексия. | 20 минут | Получение обратной связи. | Обсуждение по кругу. | Мнение высказывает каждый. Если кто-то отказывается от выступления, не следует обязывать его это делать. | - Как вы себя чувствовали на занятии? - Что понравилось, что нет? |
Ритуал прощания. | 5 минут | Закрепление положительного настроя и эмоциональная поддержка друг друга. | Упражнение «Импульс». |
Литература:
- Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2006.
- Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2005.
- Слободяник Н. Уроки общения для младших подростков // Школьный психолог. № 17. 2003.