Цели и задачи:
- научить учащихся понимать, что такое окружность, круг;
- давать определения окружности, круга;
- строить радиус, диаметр, полукруг, полуокружность.
- развивать навыки самостоятельной работы, аккуратность построения чертежа
Оборудование: циркуль, линейка, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. На доске слайд №2.
Вопросы:
- Что объединяет эти предметы? (Круглые)
- На какие геометрические фигуры они похожи? (Круг, окружность)
- Кто может сказать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О геометрических фигурах окружность и круг)
Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. (Учащиеся формулируют тему урока “Окружность и круг”). Слайд №3
В начальных классах вы уже знакомились с данными фигурами. Что вы можете о них сказать? (Есть центр, радиус, строят с помощью циркуля.)
Итак, что же такое окружность и круг?
Слайд №4, 5.
Установим ножку циркуля с иголкой в точку О, а, ножку с грифелем будем вращать вокруг этой точки. Тогда грифель опишет замкнутую линию. Это и есть окружность. Значит, окружность - это замкнутая линия.
Но, окружность - это не только замкнутая линия, но и совершенная линия, так считал Аристотель.
Окружность делит плоскость на две части. Та часть плоскости, которая лежит внутри окружности (вместе с окружностью) называют кругом.
Много круглых предметов вокруг нас. Одни из них напоминают круг. Это лепешка, блин, монета, медаль, ломтик лимона. Другие – обруч, велосипедное колесо, тоненькое колечко – очень похожи на окружность.
Слайд №6.
Там, где находилась ножка и иглой – будем называть центр окружности и обозначать одной латинской буквой, например О.
Слайд №7.
Теперь на окружности поставим три точки А, В и С. Расстояние от точки А до О называется радиусом окружности. ВО, СО – тоже радиус. АО=ВО=СО. Все радиусы окружности равны друг другу. Диаметр АС состоит из двух радиусов АО и ОС. Поэтому диаметр вдвое длиннее радиуса.
Вывод: радиус - это расстояние от любой точки окружности до ее центра.
Диаметр – это отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр.
Слайд №8. Перечислите все радиусы и диаметры.
Диаметр делит круг на два полукруга, а окружность на две полуокружности.
Слайд №9, 10. АВ на окружности называют дугой, а точки концами дуг.
Слайд №11. Мы можем ставить точки на окружности, в кругу и вне круга..
Закрепление. Работа по учебнику №850, стр.134.
3. Физминутка.
Дети наклоняют головы “в такт маятнику и размахивают руками влево и вправо.
Тик-так, тик-так -
Все часы идут вот так:
Тик-так.
Смотри скорей, который час:
тик-так, тик-так, тик-так.
Налево – раз, направо – раз,
Мы можем так.
Тик-так, тик-так.
4. Практическая работа № 851, 852, 853 по учебнику: Математика 5 класс, Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., С.И. Шварцбурд, из-во Мнемозина, 2007.
№ 851 Построить окружность с центром в точке О и измерить радиус и диаметр.
№ 852 Начертить окружность, установить тоски А,В и С. Записать полученные дуги.
№ 853 Изобразить круг с центром О. Отметить точку А внутри круга, точку В вне круга. Измерить расстояние ОА и ОВ, сравнить с радиусом круга. Соединить точки А и В . Пересекает ли отрезок АВ окружность?
5. Слайд №12. Устная работа. Где будет располагаться точка вне круга, на окружности или внутри круга?
Имеется окружность радиусом 10 см. Расстояние от центра окружности до точки равно ответу из примеров: (Примеры записаны на доске)
А) 22 + 3- | Б)(10-3)2= | |
В) (((60*6)-120):80)+7= | Г) 40*10:50-9*8 = | |
Д) (23 +3)-1= | Е) 4! |
6. Домашнее задание: п.22, вопросы на стр. 134 № 874, 876.
Итог урока:
Сегодня на уроке мы познакомились с геометрическими фигурами окружность и круг. Научились определять радиус, диаметр, устанавливать точки.
Слайд №13
Дополните предложение:
Окружность и круг - ….
У окружности и круга есть - …
Радиус – это….
Диаметр равен…
Выставление оценок. Спасибо за урок.
Литература
1. З.С. Стромова, О.В. Пожарская. “Математика. 5 класс”. Поурочные планы, Волгоград, 2003.
2. Ученик “Математика. 5 класс”. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., С.И. Шварцбурд, из-во Мнемозина, 2007.