Блочно-модульный урок с элементами интеграции в обучении русскому языку в 7-м классе. Повторение изученного по теме "Причастие"

Разделы: Русский язык


УЭ-0. Цели и задачи урока-модуля (2 минуты).

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Причастие».

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • систематизировать знания учащихся о причастии;
  • отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила;
  • определить роль причастий в художественном тексте.

2. Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • формировать интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам.

3. Воспитательная:

  • воспитывать любовь к родной природе, уважение к труду писателя.

Оборудование: презентация к уроку, созданная в программе Office Power Point 2003, компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Презентация содержит:

  • тексты заданий и ответы к ним, демонстрационные таблицы по теме «Причастие»;
  • иллюстративный материал:
    • портрет И. А. Бунина,
    • репродукции картин русских художников (И. И. Левитан «Весна. Большая вода», «Золотая осень», И. И. Шишкин «Рожь», «Родник в лесу», Г. Г. Мясоедов «Косцы», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»).

Дидактический материал: отрывки из произведений И. А. Бунина.

Эпиграф к уроку:
Меняющиеся по времени года картины неба,
полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее.
(И. А. Бунин)

Ход урока

Организационный момент. Вступительное слово учителя. Запись даты и темы урока в тетради. Постановка цели урока.

(Слайды 1-2)

И.А. Бунин – писатель на все времена. Эпиграфом к уроку выбрала строчки из рассказа писателя «Преображение». Эти слова относятся к герою Бунина, но их можно отнести и к самому автору. Иван Алексеевич очень любил Россию, природу среднерусской земли, прекрасно знал жизнь русской деревни. Бунин много путешествовал, видел далёкие страны, но всегда жили в его душе пейзажи родной земли. Долгое время он жил за границей – Бунин вынужден был покинуть Россию, эмигрировал во Францию. Там он и похоронен… Находясь вдали от родных мест, он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Мир родной природы, приметы родного края были источником вдохновения его произведений:

Ты видишь – я твоей красы не позабыл
И, сердцем чист, твой мир благословляю,
Обетованному, отеческому краю
Я принесу остаток гордых сил.

Давайте и мы вслед за И. А. Буниным пойдём по земле «обетованного, отеческого края», полюбуемся его красотами. Сегодня наш урок будет построен на произведениях И. А. Бунина – прозе и поэзии. Сам писатель любил печатать прозу и стихи «под одной обложкой», и мы с вами не будем отступать от этой традиции.

Сегодня на уроке мы с вами будем обобщать изученное по теме «Причастие», используя произведения И.А. Бунина, наслаждаться красотой языка и определять функцию причастий в создании этой красоты.

УЭ-1. Задание №1 (8 минут).

(Слайд 3-4)

Цель: обобщение теоретических сведений по теме « Причастие» А сначала давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Домашнее задание состояло в следующем: обобщить изученный теоретический материал по теме «Причастие» и представить его в удобной для воспроизведения форме (план ответа, опорная схема, таблица). Учащиеся, пользуясь подготовленными материалами, рассказывают о причастии. Учитель проецирует на слайде таблицы по теме « Причастие».

Примерный план ответа:

  1. Причастие как часть речи:
    1) Общее значение.
    2) Признаки глагола у причастия.
    3) Признаки прилагательного у причастия.
  2. Действительные и страдательные причастия.
  3. Склонение причастий.
  4. Образование причастий.
  5. Синтаксическая роль в предложении.

Время работы – 5 минут.
Способ проверки – взаимопроверка устных ответов-тезисов учащихся (по плану, у каждого своя тема).
Критерии – полнота и грамотность ответа:
Максимально – 5 баллов
Минимально – 2 балла.

УЭ-2. Задание 2 (5 минут).

(Слайд 5)

Цель: отработка умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила (работа выполняется в индивидуальных карточках).

  1. Я в холодный, обнаж.(н,нн)ый сад войду.
  2. А возле леса ещё тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ.й листвы.
  3. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавш.й листвы – и запах антоновских яблок.
  4. И небеса, и без границы в них уходящ.е поля.
  5. Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого сада вспыхивали зарницы. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем.
  6. Свернувш.еся от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее.
  7. А лес стоит в оцепененье,
    Наполне(н,нн)бледной лёгкой мглой.
  8. Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Стоит над солнечной поляной,
    Заворож.(н,нн)ый тишиной.

Способ проверки – взаимопроверка (учащиеся меняются карточками, один ученик выразительно читает предложения, объясняет правописание слов, остальные проверяют и вносят исправления в тетради. Попутно повторяются орфограммы: 1) «Гласные после шипящих в суффиксах причастий»; 2) «Гласные в падежных окончаниях причастий»; 3) «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» (используются схемы и таблицы).

Критерии – полнота и грамотность ответа:
5 баллов – 8 правильных ответов;
4 балла – 7-6 правильных ответов;
3 балла – 5-4 правильных ответа
2 балла – 3 правильных ответа и меньше.

УЭ-3. Задание 3 (5 минут).

(Слайд 6-8)

Цель: контроль за качеством знаний о причастном обороте и пунктуации при нём (повторение сведений – Слайд 6).

Карточка №2. В данных предложениях вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объяснить написание причастий. Соотнести номера предложений и их схемы (Слайд 7), у детей на парте карточки.

  1. Тонко пахло сладким ароматом листвы поджаре(н,нн)ой на солнце.
  2. На ранней заре распахнёшь окно в прохладный сад наполне(н,нн)ый туманом.
  3. Окрестные поля усе.(н,нн)ые копнами голы и желты.
  4. Багряная листва покрытая морозною росою шуршит в аллее под моей ногой.
  5. Тишина и блеск; красновато чернеющий голыми сучьями сад.

Попутно повторяются орфограммы: 1) «Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени», 2) «Гласные перед Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».

Способ проверки – самопроверка (открывается презентация). (Слайд 8)

Критерии – полнота и грамотность ответа:
5 баллов – без ошибок;
4 балла – 1 ошибка;
3 балла – 2-3 ошибки;
2 балла – 4 и более ошибок( за ошибку засчитывается и неправильная постановка запятой).

УЗ-4. Задание 4 (5 минут).

(Слайд9-10)

Цель: повторение правописания не с причастиями.

Карточка 3. Давайте вспомним орфограмму «Написание НЕ с причастиями» (используется таблица). А теперь выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Рядом с номером предложения поставьте цифру 1, если причастие в предложении пишется слитно, цифру 2, если причастие пишется раздельно.

  1. Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке, и, казалось, зорко охранял равнины. Курган был дикий, ещё ни разу (не) тронутый плугом.
  2. Бури и ледяные ливни, грязь в усадьбе, (не) обозримые поля вокруг.
  3. Усадьба была небольшая, хозяйство несложное, (не) требующее большой дворни.
  4. Места становились всё беднее и глуше. Лошади пошли шагом и спустились в какие-то ещё (не) кошенные луга.
  5. Места удивительные, а кругом – заповедные леса, глушь. По счастливой случайности, они остались (не) тронутыми, (не) разграбленными.
  6. В тишине слышался только ровный, как (не) прекращающийся мелкий дождик, лепет серебристой листвы.
  7. Он спал с (не) занавешенными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них.

Способ проверки – самопроверка (открывается презентация). (Слайд 10)

Критерии – полнота и грамотность ответа:
5 баллов – без ошибок;
4 балла – 1 ошибка;
3 балла – 2 -3 ошибки;
2 балла – 4 и более ошибок.

УЗ-5. Задание 5 (5 минут).

(Слайд 11-12)

Цель: контроль за качеством знаний о причастном обороте и пунктуации при нём.

Талант Бунина часто уподобляли таланту художника. Современники называли его «поэтом русского пейзажа», «несравненным и великолепным пейзажистом».

Уметь видеть природу, подмечать, улавливать её жизнь писатель учился у художников. Давайте обратимся к полотнам великих художников-пейзажистов.

Карточка №4 (при выполнении открывается слайд 12 с иллюстрациями картин художников). В данных предложениях вставьте пропущенные буквы и недостающие запятые. Назовите картины русских художников, которые могут служить иллюстрациями к предложениям. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах.

  1. Старая дорога заросшая кудрявой муравой уходила в бесконечную русскую даль.
  2. Прелестный неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах сквозивших по лазури.
  3. Она видела колокольню мелькавшую своей белизной птиц кружившихся над крестом а потом улицу выходящую в поле.
  4. Кипит, играет и спешит,
    Крутясь хрустальными клубами,
    И под ветвистыми дубами
    Стеклом расплавленным бежит.
  5. Они косили и пели, и весь берёзовый лес ещё не утративший густоты и свежести звучно откликался им.
  6. Над глубокими свежими снегами завалившими чаши деревьев синее, огромное и удивительно нежное небо.
  7. Чуть показавшееся сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз.

Способ проверки – самопроверка (открывается презентация). (Слайд 13-19)

Критерии – полнота и грамотность ответа:
5 баллов – без ошибок;
4 балла – 1 ошибка;
3 балла – 2 -3 ошибки;
2 балла – 4 и более ошибок (за ошибку засчитывается и неправильная постановка запятой).

(Слайды 13-19) Проверка: 1) И. И. Шишкин «Рожь»; 2) И. И. Левитан «Большая вода»; 3) А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; 4) И. И. Шишкин «Родник в лесу»; 5) Г. Г. Мясоедов «Косцы»; 6) И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»; 7) И. И. Левитан «Золотая осень».

Обращается внимание на выписанные причастия и причастные обороты. Какую роль играют причастия в художественном тексте?

Вывод: И. А. Бунин часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность. (Слайд 20)

УЗ-6. Задание 6. (10 минут).

(Слайд 21)

Цель: работа над развитием речи учащихся, определение роли слова в тексте, совершенствование понятия « слово писателя»)

Карточка №6. Раздаются карточки с пропусками в тексте писателя (в карточке пропуски выделены жирным шрифтом). Учащимся предлагается попробовать себя в роли писателя. Задание: восстановите предложения (работа проводится устно). Учащиеся высказывают предположения, предлагают свои варианты. Полученный текст сравнивается с оригиналом.

  1. Высоко полный месяц стоит
    В небесах над туманной землёй,
    Бледным светом леса серебрит,
    Напоённые белою мглой.
  2. Ты ждала меня в вашем уже поредевшем саду.
  3. Крепко пахнет грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корой.
  4. На бугре, среди мокрой гниющей листвы стояла изба.
  5. Ветер не унимался. Он волновал сад, нагонял зловещие космы пепельных облаков. Из такой трёпки сад выходил совсем обнажённым, засыпанным мокрыми листьями, и каким-то притихшим, смирившимся.

Способ проверки – взаимопроверка устных ответов учащихся.

Критерии – оригинальность и образность (главное условие – употреблять причастия на месте пропусков):
Максимально – 5 баллов.
Минимаьно – 2 балла.

УЭ-7. Подведение итогов урока. Рефлексия (5 минут).

(Слайд 22)

Посмотрите, какие слова использует Бунин, рассказывая о природе. Так писать может только человек, по-настоящему любящий и ценящий красоту родной земли. Именно в близости к природе поэт черпал силы, душевное здоровье. Вы почувствовали, как тяжело быть талантливым человеком, какие муки творчества испытывал поэт. Я надеюсь, что вы будете внимательными к слову писателя – встречи с Буниным нам с вами предстоят ещё на уроках литературы.

По таблице итогов учащиеся выставляют себе оценки в листе контроля.

30-28 баллов – «5».
27-22 балла – «4».
21-16 – «3».
15- 0 – «2».