УЭ-0. Цели и задачи урока-модуля (2 минуты).
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Причастие».
Задачи урока:
1. Образовательные:
- систематизировать знания учащихся о причастии;
- отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила;
- определить роль причастий в художественном тексте.
2. Развивающие:
- развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас совершенствовать навыки выразительного чтения;
- формировать интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам.
3. Воспитательная:
- воспитывать любовь к родной природе, уважение к труду писателя.
Оборудование: презентация к уроку, созданная в программе Office Power Point 2003, компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Презентация содержит:
- тексты заданий и ответы к ним, демонстрационные таблицы по теме «Причастие»;
- иллюстративный материал:
- портрет И. А. Бунина,
- репродукции картин русских художников (И. И. Левитан «Весна. Большая вода», «Золотая осень», И. И. Шишкин «Рожь», «Родник в лесу», Г. Г. Мясоедов «Косцы», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»).
Дидактический материал: отрывки из произведений И. А. Бунина.
Эпиграф к уроку:
Меняющиеся по времени года картины неба,
полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее.
(И. А. Бунин)
Ход урока
Организационный момент. Вступительное слово учителя. Запись даты и темы урока в тетради. Постановка цели урока.
И.А. Бунин – писатель на все времена. Эпиграфом к уроку выбрала строчки из рассказа писателя «Преображение». Эти слова относятся к герою Бунина, но их можно отнести и к самому автору. Иван Алексеевич очень любил Россию, природу среднерусской земли, прекрасно знал жизнь русской деревни. Бунин много путешествовал, видел далёкие страны, но всегда жили в его душе пейзажи родной земли. Долгое время он жил за границей – Бунин вынужден был покинуть Россию, эмигрировал во Францию. Там он и похоронен… Находясь вдали от родных мест, он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Мир родной природы, приметы родного края были источником вдохновения его произведений:
Ты видишь – я твоей красы не позабыл
И, сердцем чист, твой мир благословляю,
Обетованному, отеческому краю
Я принесу остаток гордых сил.
Давайте и мы вслед за И. А. Буниным пойдём по земле «обетованного, отеческого края», полюбуемся его красотами. Сегодня наш урок будет построен на произведениях И. А. Бунина – прозе и поэзии. Сам писатель любил печатать прозу и стихи «под одной обложкой», и мы с вами не будем отступать от этой традиции.
Сегодня на уроке мы с вами будем обобщать изученное по теме «Причастие», используя произведения И.А. Бунина, наслаждаться красотой языка и определять функцию причастий в создании этой красоты.
УЭ-1. Задание №1 (8 минут).
(Слайд 3-4)
Цель: обобщение теоретических сведений по теме « Причастие» А сначала давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Домашнее задание состояло в следующем: обобщить изученный теоретический материал по теме «Причастие» и представить его в удобной для воспроизведения форме (план ответа, опорная схема, таблица). Учащиеся, пользуясь подготовленными материалами, рассказывают о причастии. Учитель проецирует на слайде таблицы по теме « Причастие».
Примерный план ответа:
- Причастие как часть речи:
1) Общее значение.
2) Признаки глагола у причастия.
3) Признаки прилагательного у причастия. - Действительные и страдательные причастия.
- Склонение причастий.
- Образование причастий.
- Синтаксическая роль в предложении.
Время работы – 5 минут.
Способ проверки – взаимопроверка устных ответов-тезисов учащихся (по плану, у
каждого своя тема).
Критерии – полнота и грамотность ответа:
Максимально – 5 баллов
Минимально – 2 балла.
УЭ-2. Задание 2 (5 минут).
(Слайд 5)
Цель: отработка умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила (работа выполняется в индивидуальных карточках).
- Я в холодный, обнаж.(н,нн)ый сад войду.
- А возле леса ещё тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ.й листвы.
- Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавш.й листвы – и запах антоновских яблок.
- И небеса, и без границы в них уходящ.е поля.
- Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого сада вспыхивали зарницы. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем.
- Свернувш.еся от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее.
- А лес стоит в оцепененье,
Наполне(н,нн)бледной лёгкой мглой. - Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворож.(н,нн)ый тишиной.
Способ проверки – взаимопроверка (учащиеся меняются карточками, один ученик выразительно читает предложения, объясняет правописание слов, остальные проверяют и вносят исправления в тетради. Попутно повторяются орфограммы: 1) «Гласные после шипящих в суффиксах причастий»; 2) «Гласные в падежных окончаниях причастий»; 3) «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» (используются схемы и таблицы).
Критерии – полнота и грамотность ответа:
5 баллов – 8 правильных ответов;
4 балла – 7-6 правильных ответов;
3 балла – 5-4 правильных ответа
2 балла – 3 правильных ответа и меньше.
УЭ-3. Задание 3 (5 минут).
(Слайд 6-8)
Цель: контроль за качеством знаний о причастном обороте и пунктуации при нём (повторение сведений – Слайд 6).
Карточка №2. В данных предложениях вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объяснить написание причастий. Соотнести номера предложений и их схемы (Слайд 7), у детей на парте карточки.
- Тонко пахло сладким ароматом листвы поджаре(н,нн)ой на солнце.
- На ранней заре распахнёшь окно в прохладный сад наполне(н,нн)ый туманом.
- Окрестные поля усе.(н,нн)ые копнами голы и желты.
- Багряная листва покрытая морозною росою шуршит в аллее под моей ногой.
- Тишина и блеск; красновато чернеющий голыми сучьями сад.
Попутно повторяются орфограммы: 1) «Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени», 2) «Гласные перед Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».
Способ проверки – самопроверка (открывается презентация). (Слайд 8)
Критерии – полнота и грамотность ответа:
5 баллов – без ошибок;
4 балла – 1 ошибка;
3 балла – 2-3 ошибки;
2 балла – 4 и более ошибок( за ошибку засчитывается и неправильная постановка
запятой).
УЗ-4. Задание 4 (5 минут).
(Слайд9-10)
Цель: повторение правописания не с причастиями.
Карточка 3. Давайте вспомним орфограмму «Написание НЕ с причастиями» (используется таблица). А теперь выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Рядом с номером предложения поставьте цифру 1, если причастие в предложении пишется слитно, цифру 2, если причастие пишется раздельно.
- Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке, и, казалось, зорко охранял равнины. Курган был дикий, ещё ни разу (не) тронутый плугом.
- Бури и ледяные ливни, грязь в усадьбе, (не) обозримые поля вокруг.
- Усадьба была небольшая, хозяйство несложное, (не) требующее большой дворни.
- Места становились всё беднее и глуше. Лошади пошли шагом и спустились в какие-то ещё (не) кошенные луга.
- Места удивительные, а кругом – заповедные леса, глушь. По счастливой случайности, они остались (не) тронутыми, (не) разграбленными.
- В тишине слышался только ровный, как (не) прекращающийся мелкий дождик, лепет серебристой листвы.
- Он спал с (не) занавешенными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них.
Способ проверки – самопроверка (открывается презентация). (Слайд 10)
Критерии – полнота и грамотность ответа:
5 баллов – без ошибок;
4 балла – 1 ошибка;
3 балла – 2 -3 ошибки;
2 балла – 4 и более ошибок.
УЗ-5. Задание 5 (5 минут).
(Слайд 11-12)
Цель: контроль за качеством знаний о причастном обороте и пунктуации при нём.
Талант Бунина часто уподобляли таланту художника. Современники называли его «поэтом русского пейзажа», «несравненным и великолепным пейзажистом».
Уметь видеть природу, подмечать, улавливать её жизнь писатель учился у художников. Давайте обратимся к полотнам великих художников-пейзажистов.
Карточка №4 (при выполнении открывается слайд 12 с иллюстрациями картин художников). В данных предложениях вставьте пропущенные буквы и недостающие запятые. Назовите картины русских художников, которые могут служить иллюстрациями к предложениям. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах.
- Старая дорога заросшая кудрявой муравой уходила в бесконечную русскую даль.
- Прелестный неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах сквозивших по лазури.
- Она видела колокольню мелькавшую своей белизной птиц кружившихся над крестом а потом улицу выходящую в поле.
- Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит. - Они косили и пели, и весь берёзовый лес ещё не утративший густоты и свежести звучно откликался им.
- Над глубокими свежими снегами завалившими чаши деревьев синее, огромное и удивительно нежное небо.
- Чуть показавшееся сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз.
Способ проверки – самопроверка (открывается презентация). (Слайд 13-19)
Критерии – полнота и грамотность ответа:
5 баллов – без ошибок;
4 балла – 1 ошибка;
3 балла – 2 -3 ошибки;
2 балла – 4 и более ошибок (за ошибку засчитывается и неправильная постановка
запятой).
(Слайды 13-19) Проверка: 1) И. И. Шишкин «Рожь»; 2) И. И. Левитан «Большая вода»; 3) А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; 4) И. И. Шишкин «Родник в лесу»; 5) Г. Г. Мясоедов «Косцы»; 6) И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»; 7) И. И. Левитан «Золотая осень».
Обращается внимание на выписанные причастия и причастные обороты. Какую роль играют причастия в художественном тексте?
Вывод: И. А. Бунин часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность. (Слайд 20)
УЗ-6. Задание 6. (10 минут).
(Слайд 21)
Цель: работа над развитием речи учащихся, определение роли слова в тексте, совершенствование понятия « слово писателя»)
Карточка №6. Раздаются карточки с пропусками в тексте писателя (в карточке пропуски выделены жирным шрифтом). Учащимся предлагается попробовать себя в роли писателя. Задание: восстановите предложения (работа проводится устно). Учащиеся высказывают предположения, предлагают свои варианты. Полученный текст сравнивается с оригиналом.
- Высоко полный месяц стоит
В небесах над туманной землёй,
Бледным светом леса серебрит,
Напоённые белою мглой. - Ты ждала меня в вашем уже поредевшем саду.
- Крепко пахнет грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корой.
- На бугре, среди мокрой гниющей листвы стояла изба.
- Ветер не унимался. Он волновал сад, нагонял зловещие космы пепельных облаков. Из такой трёпки сад выходил совсем обнажённым, засыпанным мокрыми листьями, и каким-то притихшим, смирившимся.
Способ проверки – взаимопроверка устных ответов учащихся.
Критерии – оригинальность и образность (главное условие – употреблять
причастия на месте пропусков):
Максимально – 5 баллов.
Минимаьно – 2 балла.
УЭ-7. Подведение итогов урока. Рефлексия (5 минут).
(Слайд 22)
Посмотрите, какие слова использует Бунин, рассказывая о природе. Так писать может только человек, по-настоящему любящий и ценящий красоту родной земли. Именно в близости к природе поэт черпал силы, душевное здоровье. Вы почувствовали, как тяжело быть талантливым человеком, какие муки творчества испытывал поэт. Я надеюсь, что вы будете внимательными к слову писателя – встречи с Буниным нам с вами предстоят ещё на уроках литературы.
По таблице итогов учащиеся выставляют себе оценки в листе контроля.
30-28 баллов – «5».
27-22 балла – «4».
21-16 – «3».
15- 0 – «2».