Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Великая Отечественная война 1941–1945 года, Сталинградская битва" (УМК "Начальная школа XXI века

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Углублять и расширять знания учащихся о борьбе русского народа с фашистскими захватчиками.
  2. Развивать умение кратко пересказывать прочитанный материал; развивать навыки использования энциклопедий, справочной и художественной литературой.
  3. Воспитывать интерес к истории своего отечества, чувство патриотизма.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

2.1. Ответы на вопросы.

  1. В каком году началась Великая Отечественная война?
  2. Почему войну назвали отечественной?
  3. Что происходило в первые дни войны на передовой?
  4. Какие города первыми приняли удар противника?
  5. Почему наши войска отступали?
  6. Почему, дойдя до Москвы, наши солдаты говорили: «Ни шагу назад, позади Москва!»?
  7. Почему 7 ноября 1941 года в Москве состоялся парад наших войск?

2.2. Прослушивание сообщения о защитниках Брестской крепости, подготовленного учащимся.

Брестская крепость.

Трудно героям. Плохо с боеприпасами, особенно плохо с водой у защитников крепости.
Кругом вода – река Буг, река Муховец, рукава, протоки. Кругом вода, но в крепости нет воды. Под обстрелом вода. Глоток воды здесь дороже жизни.
- Воды!
- Воды! – несется над крепостью.
Нашелся смельчак, помчался к реке. Помчался и сразу рухнул. Сразили враги солдата. Прошло время, ещё один отважный вперед ринулся. И он погиб. Третий сменил второго. Не стало в живых и третьего.
От этого места недалеко лежал пулеметчик. Строчил, строчил пулемет, и вдруг оборвалась очередь. Перегрелся в бою пулемет. И пулемету нужна вода.
Посмотрел пулеметчик – испарилась от жаркого боя вода, опустел пулеметный кожух. Глянул туда, где Буг, где протоки. Посмотрел налево, направо.
- Эх, была не была.
Пополз он к воде. Полз по-пластунски, змейкой к земле прижимался. Всё ближе к воде он, ближе. Вот рядом совсем у берега. Схватил пулеметчик каску. Зачерпнул, словно ведром, воду. Снова змейкой назад ползет. Все ближе к своим, ближе. Вот рядом совсем. Подхватили его друзья.
- Водицу принес! Герой!
Смотрят солдаты на каску, на воду. От жажды в глазах мутится. Не знают они, что воду для пулемета принес пулеметчик. Ждут, а вдруг угостит их сейчас солдат – по глотку хотя бы.
Посмотрел на бойцов пулеметчик, на иссохшие губы, на жар в глазах.
- Подходи, - произнес пулеметчик.
Шагнули бойцы вперед, да вдруг...
- Братцы, её бы не нам, а раненым, - раздался чей-то голос.
Остановились бойцы.
- Конечно, раненым!
Верно, тащи в подвал!
Отрядили солдаты бойца в подвал. Принес он воду в подвал, где лежали раненые.
- Братцы, - сказал, - водица...
Повернулись на голос головы. Побежала по лицам радость. Взял боец кружку, осторожно налил на донышко, смотрит, кому бы дать. Видит, солдат в бинтах весь, в крови солдат.
- Получай, - протянул он солдату кружку.
Потянулся было солдат к воде. Взял уже кружку, да вдруг:
- Нет, не мне, - произнес солдат. – Не мне. Детям тащи, родимый.
- Детям! Детям! – послышались голоса.
Понес боец воду детям. А надо сказать, что в Брестской крепости вместе со взрослыми бойцами находились и женщины и дети – жены и дети военнослужащих.
Спустился солдат в подвал, где были дети.
- А ну, подходи, - обратился боец к ребятам. – Подходи, становись, - и, словно фокусник, из-за спины вынимает каску.
Смотрят ребята – в каске вода.
- Вода!
Бросились дети к воде, к солдату.
Взял боец кружку, осторожно налил на донышко. Смотрит, кому бы дать. Видит, рядом малыш с горошину.
- На, - протянул малышу.
Посмотрел малыш на бойца, на воду.
- Папке, - сказал малыш. – Он там, он стреляет.
- Да пей же, пей, - улыбается боец.
- Нет, - покачал головой мальчонка. - Папке. - Так и не выпил глотка воды.
И другие за ним отказались.
Вернулся боец к своим. Рассказал про детей, про раненых. Отдал он каску с водой пулеметчику. Посмотрел пулеметчик на воду, затем на солдат, на бойцов, на друзей. Взял он каску, залил в металлический кожух воду. Ожил, заработал, застрочил пулемет.
Прикрыл пулеметчик бойцов огнем. Снова нашлись смельчаки. К Бугу, смерти навстречу, поползли. Вернулись с водой герои. Напоили детей и раненых. Отважно сражались защитники Брестской крепости. Но становилось их всё меньше и меньше. Бомбили их с неба. Из пушек стреляли прямой наводкой. Из огнеметов.
Ждут фашисты – вот-вот и запросят пощады люди. Вот-вот и появится белый флаг.
Ждали, ждали – не виден флаг. Пощады никто не просит. Тридцать два дня не смолкали бои за крепость. «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» - написал на стене штыком один из последних её защитников. Это были слова прощания. Но это была и клятва. Сдержали солдаты клятву. Не сдались они врагу.

3. Формирование новых знаний.

Получив отпор под Москвой, фашистские войска летом 1942 года, второго года войны, двинулись к реке Волге, к Сталинграду. Так тогда назывался город Волгоград. Если бы им удалось захватить Сталинград, то над всей Россией нависла бы угроза разгрома. За рекой Волгой находились главные резервы нашей армии. Попади они в руки фашистов – и лишилась бы она и танков, и самолетов, и снарядов – словом, всех резервов, накопленных для дальнейших ударов по врагу.

«Волжской твердыней» назвал наш народ город Сталинград. Фашистским войскам удалось прорваться в город, шли ожесточенные бои за каждый дом, за каждую улицу. Но наши солдаты остановили наступательный порыв фашистов. Русские генералы решили окружить гитлеровские войска, рвавшиеся к реке Волге. К началу зимних холодов 1942 года огромное количество фашистских солдат было окружено и попало в плен. Множество танков, самолетов, артиллерийских орудий было разбито меткими ударами наших войск. Это поражение фашистов было настолько страшным для них, что во всей Германии был объявлен многодневный траур по погибшим в Сталинградской битве. Не ожидали фашисты такого отпора со стороны нашей армии.

Сталинградская битва – одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили личный и массовый героизм, который приводил врага в замешательство, вселял в него чувство страха. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Читая страницы истории, знакомясь с подвигами людей, приклоняешься перед их самоотверженностью, силой воли, мужеством. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу?...

Нет героев от рожденья,
Они рождаются в боях.

А.Твардовский

Учащиеся рассказывают о подвигах солдат.

Снайпер Петр Гончаров в боях уничтожил 445 фашистов. После Сталинградской битвы он стал наставником снайперов. Петр Гончаров продолжал участвовать в боях и погиб под Кривым Рогом 31 января 1944 года. 10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

24 ноября 1942 года старший сержант Илья Воронов получил приказ отбить у немцев дом. Он повел своих бойцов в наступление, был ранен в руку и ногу, но, не делая перевязок, продолжал бой. Затем Илья Воронов со своими бойцами занял соседний с атакуемым дом. Из окна здоровой рукой он продолжал кидать гранаты во врага. Немцы взорвали дом, из которого вели атаку наши бойцы. Илья потерял сознание. Бойцы продержались до вечера. Когда бой затих, вынесли раненых и погибших. Воронов попал на операционный стол. Из его тела извлечено 25 осколков мин и гранат. Илья остался без ног, но выжил.

Иван Семенович Рачков на своем пароходе «Иосиф Сталин» вывез из Сталинграда сотни раненых, доставлял боеприпасы, провизию и солдат к местам боев. В августе 1942 года принял на борт своего корабля женщин, детей и стариков, эвакуировавшихся из города. Он должен был доставить их в Куйбышев. Под прикрытием ночи пароход тронулся в путь, но был быстро обнаружен врагом; по пароходу открыли огонь, и на нем возник пожар. Спасая людей и имущество, капитан не покинул корабль. Пароход затонул на мелководье, большинство пассажиров спаслись.

Илья Каплунов в бою в декабре 1942 года вступил в единоборство с 9 фашистскими танками. Во время боя ему оторвало ногу, пробило левую руку, но он продолжал бой. Его нашли возле девятого уничтоженного им танка.

Сержант Яков Павлов и его знаменитый дом в центре Сталинграда. Сержант защищал его с горсткой бойцов 12 национальностей. Немцы положили за этот дом больше жизней, чем за Париж, но в отличие от Парижа этот дом не взяли

Теперь на торце этого здания изображен рельеф воина-защитника, запечатлен один из эпизодов битвы, перечислены имена защитников дома.

Учащиеся рассказывают о подвигах летчиков.

7 августа летчик Владимир Землянский четыре раза в день поднимал в воздух свое подразделение. Во время четвертого боя его самолет был подбит с земли, он направил свою горящую машину в скопление вражеских танков и автомашин.

Летчик Владимир Каменщиков лично сбил 12 вражеских самолетов, а в группе – еще 37. В день ему приходилось делать по 10 вылетов. Были сражения, когда летчику приходилось биться в группе из 6 самолетов против 28 вражеских машин. Во время своего сотого боевого вылета Владимир Каменщиков погиб

Летчик Петр Алексеевич Панин с мая 1942 по август 1943 года произвел 114 боевых вылетов. Лично он сбил 13 фашистских самолетов. 26 августа 1943 года его подразделение по тревоге поднялось в воздух. 6 самолетов вступило в бой с 30 вражескими крылатыми машинами. Восемь удалось сбить, враг отступил, но подразделение вернулось с задания без своего командира Панина.

Иван Мещеряков – командир эскадрильи шестого авиационного полка. Эскадрилья сделала 1555 боевых вылетов, приняла 304 воздушных боя, уничтожила 56 вражеских самолетов. Лично Мещеряков сделал 135 боевых вылетов, участвовал в 15 боях и сбил 6 самолетов.

6 февраля 1942 года по заданию он прикрывал с воздуха порядки наземных войск. Не обнаружив в районе прикрытия воздушного противника, летчик направил самолет к узловой железнодорожной станции Ржев, где находился вражеский аэродром, нанес удар по скоплению эшелонов. С воздуха он заметил цистерны с горючим и направил самолет на них. По самолету стреляли с земли, и Мещерякова ранило в руку, но он продолжал вести самолет одной рукой. Самолет потерял управление, тогда пилот направил падающую машину на цистерны, взорвал их и погиб сам.

Летчик Петр Дымченко, прикрывая переправу через Волгу, сразился с 15 фашистскими «мессершмиттами», подбив 4 из них, погиб в неравном бою.

Учащиеся рассказывают о подвигах медсестер.

Наташа Качуевская добровольно пошла на фронт медсестрой. Вынесла с поля боя 79 солдат. В одном из боев за Сталинград, попав в окружение с 45 бойцами, она не только оказывала раненым медицинскую помощь, но и стреляла в фашистов. Когда враги приблизились, подпустила их близко к себе и взорвала гранату. Вместе с ней погибло 10 фашистов.

19-летняя медсестра Зинаида Маресева во время Сталинградской битвы выносила раненых с поля боя и доставляла их к переправе. Погибла в августе 1943 года, переправляя через Волгу раненых бойцов.

Сандружинница Евдокия Дмитриева на себе выносила с поля боя раненых, 28 августа она спасла 9 бойцов. После Сталинградской битвы стала разведчицей, 14 раз была в тылу врага, доставляла разведданные в штаб армии. Погибла, когда возвращалась с задания, попав на минное поле.

Всем известно имя Гули Королевой. Эта полная жизни и энергии девушка пошла на фронт добровольцем. 24 ноября 1942 года во время боев при Паньшино вынесла 100 раненых воинов с поля битвы. Она подносила бойцам гранаты, а когда настал критический момент боя, повела за собой потерявших веру в победу бойцов. Дважды раненная, она не оставила поле боя, в своем последнем бою лично уничтожила 15 гитлеровцев и погибла смертью героя.

Всех героев не назвать, но их помнят, в их честь зажигают вечный огонь.

Ученики читают стихотворение В. Леднева «Вечный огонь».

Их теперь не обнять,
Не пожать им ладонь.
Но восстал из земли
Негасимый огонь –
Скорбный огонь,
Гордый огонь,
Светлый огонь.
Это павших сердца
Отдают до конца
Свое яркое пламя живущим.

Есть вечный огонь и в Волгограде. Один Вечный огонь горит в Пантеоне славы на Мамаевом кургане.

Вечный огонь на площади Павших борцов зажжен 1 февраля 1963 года в канун 20-летия победы в Сталинградской битвы. Там же находится братская могила, в которой похоронены воины 13 дивизии, погибшие в боях за Сталинград.

Почтить память погибших, возложить цветы к могилам и памятникам приезжают со всех уголков нашей Родины.

Ученики читают стихотворение В. Мавродиева «Мать».

Я как-то на кургане видел гостью:
Сняв с головы темнеющий платок,
С бугра взяла она земли две горсти
И завязала землю в узелок.

Светлел над ней июньский небосклон,
Когда походкой тихой и нестатной,
Она прошла мимо березок, статуй
И замерла у входа в Пантеон.

Ей мальчик помогал, наверно, внук,
Когда она искала имя сына
В том списке долгом, небывало длинном.
И узелок вдруг выскользнул из рук...

Не вскрикнула она. не разрыдалась
И даже не сказала ничего –
Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,
Как будто к лбу сыночка своего...

Потом цветы на мрамор положила,
Еще взглянула и еще прочла,
Кулек конфет мальчишкам раздала,
Стояла долго, голову склоняя, и к выходу, усталая, пошла.

И с болью той привычной, постоянной,
Став сразу ниже ростом и слабей,
Еще минуту тихо постояла
У памятника Матери, себе...

Героев наградили орденами, медалями, в их честь назвали улицы, площади, корабли... Нужно ли это мертвым? Нет. Это нужно живым. Это нужно нам. Чтобы не забывали.

Физкультурная минутка.

  1. Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Присесть, обхватить колени руками, вернуться в исходное положение.
  2. Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки согнуты в локтях ладонями вниз, поднять согнутую в колени ногу, коснуться коленом ладони, вернуться в исходное положение. То же выполнить другой ногой.
  3. Исходное положение: сидя за столом, опираясь локтями о стол, предплечья поставлены вертикально, сжимая кулаки и разжимать их, разводя пальцы в стороны.

4. Закрепление изученного материала.

4.1. Работа по учебнику (стр.134-135).

4.2. Ответы на вопросы.

  1. Почему победу над Сталинградом называют переломным моментом в ходе войны?
  2. Какие вы знаете сражения, проходившие в Сталинграде?
  3. Почему защитники Сталинграда защищали каждый дом, каждую улицу, каждый метр земли?
  4. Почему фашисты рвались к Волге?
  5. Почему каждый сражающийся в Сталинграде солдат говорил, что за Волгой земли для нас нет?

5. Итог урока.

  1. Что нового о героических событиях в истории родной страны узнали сегодня на уроке?
  2. К какому периоду они относятся?
  3. О каких переломных моментах в ходе Второй мировой войны мы говорили?

6. Домашнее задание.

Учебник стр.134-135:

  • читать, пересказывать текст;
  • ответить на вопросы;
  • работа в рабочей тетради;
  • подготовить сообщение о сражениях, проходивших в Сталинграде.