Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье
– важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не
существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на
протяжении всей жизни человека.
Но рост количества детских заболеваний связан не только с
социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни. Несомненно,
проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и
достаточно сложна. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком
социальном аспекте. Чем раньше у ребёнка сформируется мотивация, то есть
осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый
конкретный человек и общество в целом. Большинство дошкольников очень мало знают
о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной
ценности человека.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, необходимо понимать, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
- Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
- Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.
- Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
- Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Воспитание личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению с детских лет. Но, установка на здоровье и здоровый образ жизни формируется лишь в результате определенного воздействия, при этом особое значение приобретает педагогический компонент, сущность которого, по мнению И.И. Брехмана состоит в «обучении здоровью с самого раннего возраста». Именно в этом возрасте формируются жизненно важные мотивы, в том числе и мотивы здоровья. Вот почему в детском саду и дома следует:
- воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку;
- способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков;
- знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;
- учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие;
- учить правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда и предотвращать их.
В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
В центре работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью должны находиться:
- во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания;
- во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Поэтому необходимо искать новые подходы к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ..
- Занятия физкультурой, прогулки.
- Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.
- Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.
- Бережное отношение к окружающей к природе.
- Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолога, хирурга, лор, окулист).
- Формирования понятия «не навреди себе сам».
Если задать вам вопрос: «Что значит быть здоровым?», в большинстве случаев вы
ответите: «Когда ничего не болит». И будете правы. Но не совсем. Потому что
здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое благополучие,
психическое благополучие, социальное благополучие.
«Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой
действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но
и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него
становится нестерпимой и унизительной» (Мишель Монтенью).
Литература:
- Алямовская. В. «Как воспитать здорового ребёнка».
- Маханева. М. «Воспитание здорового ребёнка».
- Ввозная В.И., Коновалова И.Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. -М., ТЦ Сфера, 2006.
- Гордеева В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ //Управление ДОУ. №8, 2006.
- Данилина Т.А. Взаимодействие ДОУ с социумом – М.:АРКТИ, 2004. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. -М., 2004.
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья //Управление ДОУ №3, 2004.