Это одно из цикла занятий, проводимых психологом 1 раз в месяц с сотрудниками учреждения дополнительного образования по обучению педагогов рисуночным методикам. Направлено на прояснение картины желаемых изменений, налаживание и выстраивание взаимодействия в коллективе и ознакомление с арт-терапевтическими методиками, как наиболее мягким и эффективным средством гармонизации внутренних процессов, активизации процесса рефлексии, инструментом для развития и саморазвития личности.
Цель: развитие временной перспективы и рефлексия собственной деятельности с помощью арт-терапевтических методик.
Задачи:
- Подвести сотрудников к осознанию временных промежутков: проживание прошлого, настоящего и будущего.
- Создать условия для осмысления перспектив: профессиональных целей, планов на будущее.
- Способствовать актуализации представлений о собственном профессиональном росте.
- Познакомить с арт-терапевтическими методиками, способствующими осознаванию текущей ситуации и временной перспективы.
Численность группы: до 20 человек.
Время проведения: 2 часа.
Материалы к занятию:
- листы бумаги формата А3, А4 (по количеству участников);
- ручки, карандаши, масляная пастель (или восковые мелки);
- гуашь, кисти, стаканчики с водой (для рисования);
- салфетки, клеенки на столы, школьная магнитная доска;
- клубок ниток (приятного цвета, достаточно прочных и мягких).
Организация пространства. В одной части аудитории расставляем в круг стулья по количеству участников, в другой – столы (для выполнения практических заданий) так, чтобы могли сесть все присутствующие, образуя круг.
Примечание. Данное занятие лучше проводить в конце календарного года (декабрь) или в конце учебного года (май), т.к. участники в это время настроены на подведение итогов, планирование, осмысление деятельности.
Ход занятия
1. Организационный момент, разминка.
Приветствие.
- Сегодня у нас очередная встреча в нашем психологическом клубе. В конце года принято подводить итоги. Сегодня мы постараемся не только осмыслить наши личные и профессиональные достижения, но и определить жизненную перспективу и не потеряться в лабиринте времени. Чего я достиг? К чему стремлюсь? Что мне нужно на моем пути? Мы познакомимся с арт-терапевтическими методиками, которые помогут нам найти ответы на эти вопросы. Для начала нам надо настроиться на рабочую волну. Предлагаю вам выполнить рисуночный тест «Зима». (Раздать каждому бланк теста и набор карандашей на каждую пару участников).
Рисуночный тест «Зима» (см. Приложение №1).
Инструкция. Перед Вами изображение пейзажа, вернее, его элементов. Дополните картинку необходимыми деталями, сделайте из нее законченное произведение. При этом на картине где-то должен быть человек.
Рассмотрим, что у нас получилось… (Интерпретация в соответствии с ключом.) А теперь, когда вы познакомились с изобразительными материалами, предлагаю вам следующее упражнение.
2. Упражнение «Два списка».
- Возьмите лист бумаги, ручку. Поделите лист пополам вертикальной чертой. Справа запишите ответы на вопросы (кратко): Какие профессиональные планы успешно реализовались в этом году? Какие события этого года способствовали вашему профессиональному и личностному росту? (Что удалось?)
Слева запишите ответы на вопросы: Что из нереализованного переходит на следующий год? Какие вопросы нужно решить, какие события, способствующие профессиональному и личностному росту, запланировать? (Что надо сделать?)
Время на составление списка – 5-7 минут.
- Теперь разделимся на группы по 4-5 человек и прочитайте в подгруппе по очереди: сначала первый, затем, по кругу – второй свой список. Если хотите, обсудите: чего Вы достигли за этот год и к чему стремитесь.
По окончании обсуждения садимся в общий круг.
3. Упражнение «Мне нужно…».
Материалы: клубок ниток.
- Очень часто в том деле, которым мы занимаемся, нам нужна помощь, совет, поддержка. Когда мы этой помощи не получаем, то испытываем много неудобств: снижается качество вашей работы, расходуется больше сил и времени на решение каких-то вопросов…. Всем знакома такая ситуация? Сейчас подумайте каждый о своей работе. Задайте себе мысленно такие вопросы:
1) В чём конкретно мне требуется помощь извне (от администрации, психолога, других педагогов, родителей и т.д.)?
Например: в изготовлении пособий, оформлении кабинета, организации внеурочных мероприятий, приглашении на открытые занятия, мастер-классы…
2) Что мне нужно для улучшения качества моей работы, но пока этого нет?
- Отвечать на них будем вслух, по очереди, передавая друг другу клубок ниток. Тот, кто уже высказался, придерживает у себя нитку, а клубок, разматывая, передает дальше.
Выслушиваем всех. Когда закончил последний участник, начинаем сматывать клубок обратно, при этом говорим следующую фразу:
«Я сказала, что мне нужно... (кратко повторяет своё первое высказывание), для этого я могу... (называет, что для этого сама может сделать)».
(Упражнение позволяет педагогу осознать, что надо не только ждать помощи от других, но и самому занять активную позицию: спрашивать, брать ответственность на себя, проявлять инициативу и т.п.).
- Очень хорошо. Теперь попрошу вас вернуться за столы и каждому взять 2 листа бумаги формата А3.
4. Методика «Распределение времени».
На доске вывешиваем список:
- Работа.
- Семья (общение с близкими людьми).
- Домашние дела.
- Учёба (в том числе самообразование).
- Отдых.
- Хобби.
- Что-то неожиданное.
- На листе формата А3 нарисуйте большой круг. Посмотрите на предложенный список. Каждому из этих жизненных моментов выберите определенный цвет и обозначьте, сколько времени (в среднем) в течение одного месяца занимают у Вас эти занятия. Разделите круг на 7 секторов (каждому занятию соответствует свой цвет и своя площадь сектора в круге).
Время на выполнение: 5-7 минут.
- Теперь возьмите второй лист. Нарисуйте круг. Отметьте, как бы Вам хотелось использовать время в следующем году? Разделите круг на секторы так, как Вы мечтаете расходовать ваше время: на что тратить больше, на что – меньше.
По окончании: разделитесь на пары и обсудите различия (по желанию!).
5. Еще одна рисуночная методика – совместное рисование [5], позволяющая настроиться на временную перспективу. Тема нашей картины: «Организация, в которой я хочу работать».
Материалы: листы ватмана по количеству подгрупп, пастель, краски гуашевые, акварельные, кисти, стаканчики с водой, салфетки.
Участники разбиваются на подгруппы по 4-5 человек.
Инструкция. Во время выполнения задания нельзя разговаривать. Тема рисунка для всех подгрупп: «Организация, в которой я хочу работать».
Время выполнения: 20-25 минут.
Анализ. Вывешиваются все картины. Картины рассматриваются последовательно.
- Какие чувства у Вас вызывает этот рисунок?
- Как вы считает, что привлекает в этой организации, почему они хотят там быть?
- Как бы вы назвали (метафорично) эту организацию?
- Глядя на картину, можно предположить, какие чувства испытывали участники, комфортно ли им было рисовать вместе.
Вопросы к авторам рисунка:
- Что было главным, важным для вас, во время рисования?
- Как вам работалось в вашей команде при выполнении задания? Что вы можете сказать о взаимодействии в подгруппе при выполнении рисунка?
- Вы слышали мнения других участников, они разные. Это видение со стороны. С чем вы согласны, а с чем нет?
- Как бы вы сами назвали эту организацию?
Обращаемся ко всей группе:
- Поднимите руки те, кто хотел бы в этой организации работать.
- Поднимите руки те, кто хотел бы там побывать.
(Данная методика используется для исследования образа организации, в которой хочется работать, прояснения картины желаемых изменений, налаживания взаимодействия в группе.)
6. Подведение итогов.
Садимся в общий круг. Вопросы ведущего:
- Было ли полезным для Вас это занятие?
- Довольны ли Вы своим участием в группе? Довольны ли Вы работой всей группы?
- Что бы Вы хотели пожелать организатору (ведущему) по улучшению качества и эффективности последующих занятий?
Каждый участник имеет возможность поделиться своими впечатлениями, мыслями, чувствами, которые вызвали занятие. Психолог благодарит всех участников и дарит на память «сертификаты» - поздравительные открытки с шуточными пожеланиями.
Список литературы:
- Абрамова Г.С. Графика в психологическом консультировании. -М., 2001.
- Арт-терапия. Хрестоматия. / Сост.и общая редакция А.И. Копытина. -СПб., 2001.
- Беляускайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. -М., 1988.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. -СПб.: Речь, 2007.
- Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. - СПб.: Речь, 2003.