Педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе в рамках новых стандартов

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Одной из задач современной начальной школы сегодня становится формирование творческой личности ребёнка, способной нестандартно мыслить в любой ситуации, обладающей решимостью, ответственностью за принятые решения, уверенностью в собственных силах. (Слайд 2, Презентация)

Набрав детей в первый класс, нынешний 5-а класс, я поставила перед собой задачу развивать их творческие способности, создать условия для проявления ими творческой активности и активизации их воображения.

В первую очередь, я среди детей своего 1-а класса, провела диагностику на изучение уровня сформированности их творческой активности.

Из таблицы видно, что в середине 1-го класса

7 человек имели низкий уровень развития творческой активности. Этих детей школа привлекала играми, красивыми школьными атрибутами. Они приходили в школу играться, а не учиться. Дети не стремились к самостоятельному выполнению работ. При первых трудностях возникали отрицательные эмоции.

10 человек имели средний уровень, то есть они понимали, что пришли в школу учиться, могли предложить свои идеи, но проявить творчество и воплотить его без помощи взрослых не могли.

6 человек имели недостаточно высокий уровень. Они брались за любую творческую работу, но не всегда доводили её до конца.

И только 2 человека имели высокий уровень творческой активности. Постоянно хотели что-то узнать, пополнить свои знания. Всегда самостоятельно выполняли творческие задания. Часто предлагали оригинальные ответы.

Такое же обследование детей проводила и во 2-м классе и в 3-м классе. Итоги обследования можете увидеть в таблице и на графике. Вы заметите, что у многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера.

Для того, чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике я применяю проблемное обучение.

На начальном этапе (в 1 классе) мною просто предлагается ситуация, которая мною и рассматривается, показываются противоречия. Я рассказываю, как определить познавательную задачу, наметить план поиска путей выхода, показываю направление поиска и наиболее рационального выхода из ситуации затруднения. (Слайд 3)

Так на уроке обучения грамоте предлагаю детям прочитать слова: солнце, Солнце, осень, Осень, пушок, Пушок.

- Возможно ли такое? Чем интересны эти слова? (Звучат одинаково, а значение разное и пишутся по-разному) (Слайд 4)

Затем предлагаю детям узнать по толковому словарю лексическое значение первых двух слов солнце и Солнце.

  1. Небесное светило – раскалённое плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.
  2. Свет, тепло, излучаемые этим светилом.
  3. То, что является источником, средоточием чего-нибудь ценного, высокого, жизненно необходимого.
  4. Гимнастическое упражнение – вращение тела вокруг перекладины.
  5. Раскрой одежды в виде круга. (Слайд 5)

- Что означает слово осень, Осень? (Время года и затрудняются ответить) (Слайд 6)

Осень – река в России, Тверской области.

Перед вами карта России на которой видна эта река.(Слайд 7)

- Что обозначает каждое слово пушок, Пушок? (Слайд 8)

- Почему так назвали собачку? (Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.)(Слайд 9)

Затем дети составляют предложение о пухе или о собаке. Находят ошибкоопасные буквы в словах. (Слайд 10) Ещё раз проговаривают, какие слова надо написать с большой буквы. Лучшее предложение один ученик с комментированием записывает на доске, а остальные ребята в тетрадях.

- Сформулируйте тему нашего урока? (Слайд11)

Тема: Заглавная буква в именах собственных.

Цель:

  • познакомится с новой орфограммой - заглавной буквой в именах собственных;
  • учить распознавать имена собственные, отличать их от нарицательных;
  • развивать внимание, память, речь, орфографическую зоркость.

Одним из эффективных средств развития творческой активности учащихся является дидактическая игра. (Слайд 12) Она помогает снять чувство усталости, (Слайд 13) раскрывает способности детей, их индивидуальность, (Слайд 14) усиливает непроизвольное запоминание. (Слайд 15). Творческую активность развиваю с помощью игры - драматизации (Слайд16), словесного рисования, творческого пересказа от лица разных героев, чтения по ролям, в составлении устного рассказа об одном из героев. В процессе игры дети любят придумывать чистоговорки.

Ша-ша-ша
Мама моет малыша
Та-та-та
У нас в доме чистота.

- Любят придумывать мини стихи, загадки.

Во втором классе ребята пробуют сочинять сказки.

В четвёртом классе сочинять басни. (Слайд 17)

На уроках русского языка и математики использую игры-тренинги. Их включаю в различные этапы урока:

- во время устного счёта (на уроках математики),

- при проведении самостоятельной работы,

- при игровых моментах соревновательного характера.

Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажёрах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.

(Слайд 18)

Каждый ребенок индивидуален, поэтому я всегда помню о том, что требуется создать на уроке такие условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Для этого использую индивидуальную самостоятельную работу. Разные дети работают над разными заданиями, как правило, 2-3 уровня. Не редко домашняя работа носит индивидуальный характер. Кто-то из ребят получает задание на закрепление знаний и практических умений, кто-то на обобщение приобретенных знаний, кто-то получает задание на подготовку к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке.

Для того, чтобы каждый ученик начал мыслить и фантазировать, организую на уроке работу детей в группах. (Слайд 19) В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты творческих работ, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. (Слайд 20)

Для того, чтобы поведение детей не выходило за рамки допустимого, на первых уроках мы с детьми выводим правила или устав работы в группе.

  • Уважай своего товарища.
  • Говори, не мешая другим (в паре - шепотом, в группе – вполголоса).
  • Не отвлекай другого лишними вопросами; задавай вопросы по существу дела.
  • Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай.

На своих уроках я использую несколько приёмов групповой работы:

1) когда группы получают одно и то же задание. (Например: придумать чистоговорку или четверостишие), а затем один представитель от группы зачитывает её или вся группа зачитывает хором.

2) когда группы получают разные задания. Здесь важно соблюдать регламент времени.

3) часто использую приём “Лови ошибку!”. Он заключается в том, что группам раздаю задания, в которых допущены ошибки. Ребятам необходимо найти эти ошибки и аргументировать свой выбор.

4) ребятам очень нравиться приём “Пресс-конференция”. По изучаемому произведению или по изучаемой теме группы составляют список вопросов. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают на них. Если вопросов много, то провожу “Конкурс списков вопросов”. (Слайд 21)

5) следующий приём работы в паре: “Взаимоопрос”. В течение 3-5 минут ученики опрашивают друг друга по основным вопросам пройденной темы. (Слайд 22)

Уже в 1 классе дети участвуют в проектной деятельности. Презентации проектов проводятся в конце каждой четверти. Перед работой детям объясняю, что источниками информации могут быть: книги, энциклопедии, научные журналы, научно-популярные фильмы, интернет, беседы со взрослыми, наблюдения и т.п.

Формами презентации результатов проекта могут быть рисунки, поделки, макеты, газеты (бумажные и электронные), книжки-малышки, доклады, компьютерная презентация, выставка, альбомы, коллекции и т.п.

(Слайд 23) Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современного учителя. Лично мне информационно-коммуникативные технологии помогают решать профессиональные проблемы: поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет-ресурсов; участие в работе сетевых объединений преподавателей, Участие в Интернет – конференциях с целью повышения своего профессионального уровня; возможность поделиться идеями с учителями из разных регионов, найти единомышленников; применение готовых мультимедийных разработок в образовательных и воспитательных целях; создание учебных пособий и презентаций к урокам; возможность оперативно сочетать разнообразные средства обучения, отслеживать результаты учебной деятельности учащихся. Всегда учителю начальных классов приходилось делать к уроку много наглядности. Сегодня эту работу выполняет монитор компьютера, а его возможности намного выше, чем классной доски.

(Слайд 24)

Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.

(Слайд 25)

В этом году, мы учителя первых классов, близко познакомились с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. И одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку. Вначале ребёнок сам даёт оценку своей работе, а затем учитель оценивает его. Для этого я использую “волшебные линеечки”. На них ребята ставят крестик или звёздочку на определённом уровне, в зависимости от того, насколько верно выполнено задание, а рядом на такой же “волшебной линеечке” я оцениваю труд ученика. Затем дети могут сравнить свою и мою оценку, могут спросить у меня, почему они не совпадают.

(Слайд 26)

“Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни”. (Е.И. Рерих)