Форма проведения:смотр знаний.
Цели и задачи:
Образовательные:
- Проверить теоретические и практические умения и навыки по теме “Функции” с привлечением задач разного уровня сложности.
- Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре.
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.
- Выявить то, что не усвоено, с целью дальнейшей корректировки.
Развивающие:
- Формировать умения сравнивать, находить ошибки при выполнении заданий.
- Развивать внимание, мышление, способность к сосредоточению, аккуратность, математическую речь.
- Через выполнение заданий развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к “видению” проблемы, оценочным действиям, обобщению.
- Формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу и умение коллективно работать.
- Формировать у учащихся познавательный и устойчивый интерес к учению математики.
- Формировать умение проверять и оценивать результаты своей деятельности.
- Воспитывать самостоятельность и творчество.
Ход урока
I. Орг. Момент.
Цель: ознакомление с темой урока, постановка его целей.
У: Здравствуйте, ребята. Приложение 1
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение темы “Функции”.
Эпиграфом нашего урока мне хотелось бы взять слова Гиппократа:
“Мир математики – ни что иное, как отражение в нашем сознании реального мира”
Сегодня наш урок будет проходить в необычной форме. Вы разделились на 4 команды.
Каждая команда должна доказать, что именно её участники самые внимательные, образованные, грамотные, могут справиться с любым заданием; показать сплочённость коллектива при выполнении любой работы, а также умение каждого быть ответственным в принятии самостоятельного решения.
На уроке мы приветствуем команды: Функционалистов, Алгебраистов, Прямопропорционалистов, Графистов.
Цель нашего урока:
- Обобщить и систематизировать знания по теме “Функция”;
- Закрепить умения строить графики по заданной формуле;
- Сформулировать навыки определения принадлежности точек данному графику.
Попрошу капитанов команд представиться и на протяжении всей игры вести портфолио своей команды: учитывать победы и поражения.
А каждый игрок будет вести “Индивидуальный лист учёта побед”
II. Актуализация опорных знаний.
Цель: выявить качество теоретических знаний и умение применять их при выполнении практических заданий.
У: I тур “Теоретический”. В этом туре каждая команда продемонстрирует владение теоретическими знаниями и умениями применять их на практике.
Если команда не может дать правильного ответа на “свой” вопрос, то капитаны проставляют в портфолио команды “-” и право ответа на данный вопрос переходит другой команде.
Капитаны могут выбрать категорию вопросов для своей команды: “Линейная функция”, “Прямая пропорциональность”, “Взаимное расположение графиков линейной функции”, “Функция”. Приложение 1
Слайд 5
Вопросы категории “Линейная функция”
- Дайте определение линейной функции.
- Что собой представляет график линейной функции.
- Какая из формул задаёт линейную зависимость: а) у = х2, б) у = 2х + 5, в) у = .
- Верно ли, что прямая пропорциональность – частный случай линейной функции.
Вопросы категории “Прямая пропорциональность”
- Дайте определение прямой пропорциональности.
- Что собой представляет график прямой пропорциональности.
- Укажите графики прямой пропорциональности.
- Определите знак коэффициента k прямой пропорциональности.
Вопросы категории “Взаимное расположение графиков линейной функции”
- В каком случае графики линейных функций пересекаются?
- В каком случае графики линейных функций параллельны?
- Верно ли, что графики функций у = -6х +7 и у = =6х +9 пересекаются?
- Верно ли, что графики функций у =-6х +7 и у = =6х +7 параллельны?
Вопросы категории “Функция”
- Что такое область определения функции?
- Верно ли, что все значения, которые принимает зависимая переменная, образуют область определения функции?
- Верно ли, что графиком функции называется множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты – соответствующим значениям функции?
- Функция задана формулой у = 3х + 5. О какой функции идёт речь? Чему равно значение k?
III этап. Практический.
Цель: проверить умения применять теоретические знания на практике при решении задач по физике, показать межпредметную взаимосвязь задач по теме “Функции и графики”.
У: При решении задач на движение на уроках физики вам также приходится строить графики зависимости пути, пройденного телом, от времени, и скорости тела при равномерном движении от времени.
1. Задайте формулой зависимость пути, пройденного телом, от времени, если:
А)v1 = 24 км/ч,
Б) v2 = 12 км/ч,
В) v3 = 10 км/ч,
Г) v4 = 5 км/ч.
2.Задайте формулой зависимость скорости тела от времени, если:
А) s1 = 8 км, t1 = 20 мин,
Б) s2 = 8 км, t2 = 10 мин,
В) s3 = 6 км t3 = 30 мин,
Г) s4 = 2,5 км, t4 = 30 мин
3. См. рисунок.
(Задание этого тура выдаётся каждому ученику на карточке и выполняется в тетради, одновременно представители команд выполняют задание на доске, с последующим объяснением и проверкой).
IV этап. Рекламный.
Цель: проверить умение учащихся определять тип и расположение графика на чертеже.
У: На этом этапе вы рекламируете свою команду, умением быстро и качественно соотносить график на чертеже и задающую его формулу.
(Командам выдаются изображения графиков функций, карточки, задающие эти функции формулой, клей. Задача участников команд быстро и правильно расставить соответствия между графиком и формулой и выставить своё решение на всеобщее обсуждение и проверку)
Слайд 8.(музыкальный слайд, с музыкой, под которую ребята выполняют задание)
Приложение 2
у =2х, у = 2х + 4, у = -1,5х + 6, у = х – 4.
V этап. Я – индивидуальность.
Цель: проверить умения применять теоретические знания на практике при решении задач по математике идентичных заданиям ГИА 9 по теме “Функции и графики”.
У: На этом этапе каждый должен продемонстрировать свою индивидуальность и самостоятельность. Итоги задания этого этапа будут известны на следующем уроке.
(Каждому ученику выдаётся карточка и тетрадь для самостоятельных работ). Приложение 3
VI этап. Презентационный.
Цель: обобщить и систематизировать весь ранее изученный материал по теме “Функция”.
Задание этого этапа учащиеся выполняли дома. В виде мини – презентации был выполнен краткий экскурс в историю происхождения значения слов и понятий “алгебра”, “функция”, “прямая пропорциональность”, “график функции”.
VII этап. Д/З.
- Подготовьте и красочно оформите сообщение о применении графиков функций в работе ваших родителей.
- Изобразите такой график на миллиметровой бумаге.
VIII этап. Итог урока
.Вы сегодня решали различные задачи, взятые из раздела физики и ГИА 9 по математике. И успешно справились с заданиями.
Рефлексия. Определение команды-победителя, вручение призов. Выставление отметок наиболее активным учащимся.