Цели.
Методы и приёмы обучения.
- Прерывание речи, использование антиципации (догадки).
- Работа с толковым словарём.
- Изготовление стаканчика из бумаги.
- Игра “Подбери слова-признаки”.
- Рассматривание фотографий.
- Рассказ воспитателя.
- Поисковые вопросы.
- Пальчиковая игра.
- Моделирование ситуации.
- Опытно-экспериментальная деятельность.
Материалы и оборудование.
- Стаканы, изготовленные из различных материалов (пластиковый, стеклянный, мерный, для зубных щёток (с крышкой с отверстиями), деревянный с башкирским орнаментом и другие).
- Складной стакан.
- Вафельные стаканчики по количеству детей.
- Листы бумаги квадратной формы на каждого ребёнка.
- Фотографии посуды древней Руси (ковшей, братин, кубков, стаканов).
- Толковый словарь Ожегова.
- Увеличительное стекло.
- Аудиозапись песни “Выйду на улицу…”.
- Декорации “Деревня”.
- Фишки.
Ход занятия
Звучит песня “Выйду на улицу…”. Дети в русских народных костюмах входят в зал, стилизованный под деревню (макеты домов, реки с мостом, деревьев и т.д.), идут по “деревне”, рассматривают всё вокруг.
Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, куда же мы попали?
Ответы детей.
Воспитатель. А какие названия деревень вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель. У деревни, в которую мы с вами приехали, название весёлое, необычное. Впрочем, догадайтесь сами! Посмотрите, какие предметы встречаются в этой деревне чаще всего?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, стаканы! Здесь они повсюду, все разные. И поэтому деревня называется Ста…
Дети. Стаканкино.
Воспитатель. Вы уже обратили внимание на множество стаканов. Давайте разместим их на одном столе и внимательно рассмотрим.
Дети рассматривают стаканы.
Воспитатель. Попробуйте сами дать определение, что же такое стакан.
Дети высказывают предположения.
Воспитатель. Давайте проверим себя с помощью нашего верного друга – толкового словаря.
Один из детей находит в словаре слово “стакан”, читает: “Стакан – это сосуд цилиндрической формы без ручки, служащий для питья” (ребёнку с низкой остротой зрения для чтения дать увеличительное стекло).
Воспитатель. Действительно, все стаканы имеют цилиндрическую форму, у них нет ручки. Но вот что касается питья… Посмотрите внимательно и определите назначение каждого из стаканов.
Дети находят стакан для измерения массы пищевых продуктов, стакан для письменных принадлежностей, стакан для зубных щёток и другие. Свой рассказ о выбранном стакане они начинают словами: “Я думаю, что этот стакан нужен для… Я так решил (а), потому что…”.
Воспитатель. В русском языке “стакан” и “стекло” - разные слова. А вот в английском языке и “стакан”, и “стекло” обозначаются одним словом “glass”. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, потому что стакан, как правило, изготавливают из стекла. В России до появления стакана пользовались кубками, рогами, чарами, братинами, ковшами, стопками. Они имели самую разнообразную форму и изготавливались из дерева, бересты, глины, рогов животных, серебра, золота и других металлов.
Дети рассматривают иллюстрации “Посуда древней Руси”.
Физкультминутка “Посуда”.
Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. |
Надули животик, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик. |
Вот фарфоровые чашки, Только стукни – разобьются. |
Присели, одна рука на поясе. |
Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. |
Встали, руки плотно прижаты к туловищу. |
Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принес. |
Легли на ковер, вытянулись. |
Две руки хлопают, Две ноги топают, Два локтя вращаются, Два глаза закрываются. |
Соответствующие движения. |
Воспитатель. А сейчас мы посоревнуемся, кто подберёт больше слов-признаков к слову “стакан”. За правильный ответ вы будете получать фишки.
Возможные варианты ответов: стеклянный, пластмассовый, большой, маленький, матовый, прозрачный, бесцветный, красивый, старый, новый, горячий, холодный, пустой, полный, надтреснутый, разбитый, мерный, вафельный, бумажный, складной, нужный, игрушечный, чистый, грязный, металлический, деревянный, широкий, узкий, высокий, низкий и т.д.
Воспитатель. Многие из вас ездили летом с родителями в сад, на природу. Скажите, пожалуйста, из какой посуды удобнее всего пить, если вы находитесь не в помещении?
Ответы детей.
Если дети не упоминают о складном стакане, воспитатель достаёт его в сложенном состоянии.
Воспитатель. Как вы думаете, что это такое?
Предположения детей.
Воспитатель демонстрирует детям складной стакан, дети называют его достоинства и недостатки.
Воспитатель. Представьте ситуацию. На улице вам очень захотелось пить, а стакана нет, денег хватает только на бутылку минеральной воды или пакет сока, но у вас есть чистый листок бумаги.
Ответы детей.
Воспитатель. Сейчас я научу вас делать стаканчик из бумаги.
Пальчиковая игра “Помощники” (посуда).
Раз, два, три, четыре, | Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить. |
Мы посуду перемыли: | Одна ладонь скользит по другой по кругу. |
Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. |
Загибают по одному пальчику, начиная с большого. |
Всю посуду перемыли, | Одна ладонь скользит по другой. |
Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, |
Загибают по одному пальчику, начиная с большого. |
Так мы маме помогали. | Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить. |
Дети изготавливают стаканчики в технике оригами по показу воспитателя.
Воспитатель. Давайте проверим, действительно ли можно пить из бумажного стаканчика.
Проводится опыт. Дети называют выявленные достоинства и недостатки бумажного стакана.
Воспитатель. Пришла пора возвращаться в группу. Давайте вспомним, где мы сегодня побывали, о чём узнали, что нас удивило.
Ответы детей.
Воспитатель. У меня есть для вас маленький сюрприз (угощает детей вафельными стаканчиками).