Занятие кружка "Юный исследователь" с детьми подготовительной группы "Путешествие в деревню Стаканкино"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели.

  1. Обогатить опыт детей знаниями и представлениями о многообразии предметного мира.
  2. Учить давать вербальное определение понятиям (определение термина через другие термины, смысл и значение которых известны).
  3. Обучать детей приёму акцентирования (умения подмечать и выделять главное).
  4. Развивать у детей стремление к творческому преобразованию предметного мира.
  5. Вызвать интерес к прошлому предметов, которые можно использовать сейчас.
  6. Познакомить детей с историей появления стакана в России.
  7. Совершенствовать умение подбирать слова-признаки к предмету.
  8. Развивать любознательность (потребность в умственных впечатлениях), критичность мышления (способность к оценке).

Методы и приёмы обучения.

  1. Прерывание речи, использование антиципации (догадки).
  2. Работа с толковым словарём.
  3. Изготовление стаканчика из бумаги.
  4. Игра “Подбери слова-признаки”.
  5. Рассматривание фотографий.
  6. Рассказ воспитателя.
  7. Поисковые вопросы.
  8. Пальчиковая игра.
  9. Моделирование ситуации.
  10. Опытно-экспериментальная деятельность.

Материалы и оборудование.

  1. Стаканы, изготовленные из различных материалов (пластиковый, стеклянный, мерный, для зубных щёток (с крышкой с отверстиями), деревянный с башкирским орнаментом и другие).
  2. Складной стакан.
  3. Вафельные стаканчики по количеству детей.
  4. Листы бумаги квадратной формы на каждого ребёнка.
  5. Фотографии посуды древней Руси (ковшей, братин, кубков, стаканов).
  6. Толковый словарь Ожегова.
  7. Увеличительное стекло.
  8. Аудиозапись песни “Выйду на улицу…”.
  9. Декорации “Деревня”.
  10. Фишки.

Ход занятия

Звучит песня “Выйду на улицу…”. Дети в русских народных костюмах входят в зал, стилизованный под деревню (макеты домов, реки с мостом, деревьев и т.д.), идут по “деревне”, рассматривают всё вокруг.

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, куда же мы попали?

Ответы детей.

Воспитатель. А какие названия деревень вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель. У деревни, в которую мы с вами приехали, название весёлое, необычное. Впрочем, догадайтесь сами! Посмотрите, какие предметы встречаются в этой деревне чаще всего?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, стаканы! Здесь они повсюду, все разные. И поэтому деревня называется Ста…

Дети. Стаканкино.

Воспитатель. Вы уже обратили внимание на множество стаканов. Давайте разместим их на одном столе и внимательно рассмотрим.

Дети рассматривают стаканы.

Воспитатель. Попробуйте сами дать определение, что же такое стакан.

Дети высказывают предположения.

Воспитатель. Давайте проверим себя с помощью нашего верного друга – толкового словаря.

Один из детей находит в словаре слово “стакан”, читает: “Стакан – это сосуд цилиндрической формы без ручки, служащий для питья” (ребёнку с низкой остротой зрения для чтения дать увеличительное стекло).

Воспитатель. Действительно, все стаканы имеют цилиндрическую форму, у них нет ручки. Но вот что касается питья… Посмотрите внимательно и определите назначение каждого из стаканов.

Дети находят стакан для измерения массы пищевых продуктов, стакан для письменных принадлежностей, стакан для зубных щёток и другие. Свой рассказ о выбранном стакане они начинают словами: “Я думаю, что этот стакан нужен для… Я так решил (а), потому что…”.

Воспитатель. В русском языке “стакан” и “стекло” - разные слова. А вот в английском языке и “стакан”, и “стекло” обозначаются одним словом “glass”. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, потому что стакан, как правило, изготавливают из стекла. В России до появления стакана пользовались кубками, рогами, чарами, братинами, ковшами, стопками. Они имели самую разнообразную форму и изготавливались из дерева, бересты, глины, рогов животных, серебра, золота и других металлов.

Дети рассматривают иллюстрации “Посуда древней Руси”.

Физкультминутка “Посуда”.

Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Надули животик, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.
Вот фарфоровые чашки,
Только стукни – разобьются.
Присели, одна рука на поясе.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Встали, руки плотно прижаты к туловищу.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
Легли на ковер, вытянулись.
Две руки хлопают,
Две ноги топают,
Два локтя вращаются,
Два глаза закрываются.
Соответствующие движения.

Воспитатель. А сейчас мы посоревнуемся, кто подберёт больше слов-признаков к слову “стакан”. За правильный ответ вы будете получать фишки.

Возможные варианты ответов: стеклянный, пластмассовый, большой, маленький, матовый, прозрачный, бесцветный, красивый, старый, новый, горячий, холодный, пустой, полный, надтреснутый, разбитый, мерный, вафельный, бумажный, складной, нужный, игрушечный, чистый, грязный, металлический, деревянный, широкий, узкий, высокий, низкий и т.д.

Воспитатель. Многие из вас ездили летом с родителями в сад, на природу. Скажите, пожалуйста, из какой посуды удобнее всего пить, если вы находитесь не в помещении?

Ответы детей.

Если дети не упоминают о складном стакане, воспитатель достаёт его в сложенном состоянии.

Воспитатель. Как вы думаете, что это такое?

Предположения детей.

Воспитатель демонстрирует детям складной стакан, дети называют его достоинства и недостатки.

Воспитатель. Представьте ситуацию. На улице вам очень захотелось пить, а стакана нет, денег хватает только на бутылку минеральной воды или пакет сока, но у вас есть чистый листок бумаги.

Ответы детей.

Воспитатель. Сейчас я научу вас делать стаканчик из бумаги.

Пальчиковая игра “Помощники” (посуда).

Раз, два, три, четыре, Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой по кругу.
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
Загибают по одному пальчику, начиная с большого.
Всю посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Загибают по одному пальчику, начиная с большого.
Так мы маме помогали. Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.

Дети изготавливают стаканчики в технике оригами по показу воспитателя.

Воспитатель. Давайте проверим, действительно ли можно пить из бумажного стаканчика.

Проводится опыт. Дети называют выявленные достоинства и недостатки бумажного стакана.

Воспитатель. Пришла пора возвращаться в группу. Давайте вспомним, где мы сегодня побывали, о чём узнали, что нас удивило.

Ответы детей.

Воспитатель. У меня есть для вас маленький сюрприз (угощает детей вафельными стаканчиками).