Использование медиаресурсов в специально организованных видах деятельности в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Информационно-коммуникативные технологии активно входят в нашу жизнь и систему образования, в том числе дошкольного. Уже сегодня они используются в работе с детьми и родителями в методической работе и управлении дошкольным учреждением. Информатизация дошкольного образования - процесс объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда обучения и развития дошкольников, такие как видеомагнитофоны, телевизоры, видеокамеры, мультимедийные установки, сенсорные и интерактивные доски и пр. Расширяется производство развивающих и образовательных мультимедиапродуктов для детей дошкольного возраста: компьютерных игр, электронных энциклопедий, мультфильмов, учебных видеофильмов и программ, сайтов и пр. Растёт интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования в своей профессиональной деятельности.

В чём же состоит актуальность использования медиаресурсов при организации образовательного процесса?

Они способствуют:

- развитию личности;

- формированию необходимых для сегодняшнего выпускника компетентностей.

В информационном письме Минобразования РФ (ОТ 25 МАЯ 2001 Г. “Об информатизации дошкольного образования в России”) говорится, что “…использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребёнка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития, …использование информационных технологий в дошкольном образовании с целью обновления форм и методов работы с детьми”.

Из опыта работы воспитателя I кв.кат. Котельниковой Л.В.

Моё педагогическое кредо - слова восточного мудреца: “Ребёнок не сосуд, который надо наполнить, а сосуд, который надо зажечь”, и я стараюсь придерживаться этих слов. Мы любим всё красивое, мы любим цветы, розовый цвет. Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше возникает у него вопросов. Задача воспитателя - помочь ребёнку найти ответы на эти вопросы.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно – следственных связей проходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. С этой целью мною была создана в группе лаборатория, “Секреты природы – это так интересно”, оборудованная всем необходимым для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру. Поставила перед собой цель: развивать познавательный интерес у детей посредством опытно – экспериментальной деятельности.

Исходя из основной цели, были определены следующие задачи:

  • расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. Знакомить с различными свойствами веществ. Знакомить с основными видами и характеристиками движения. Развивать представления об основных физических явлениях;
  • развивать представление детей о некоторых факторах среды (свет, температура, вода – переход в различные состояния; воздух – его давление и сила; почва – состав). Знакомить детей со свойствами почвы и входящими в её состав песком и глиной;
  • расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные – для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
  • проводить коррекционно-развивающую работу по развитию речи, речевого общения путём воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматически правильной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Есть одна древнейшая китайская пословица: “Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”.

Поэтому я использую в своей работе и мультимедийный проектор, и медиатеку, и печатную продукцию – без них просто не обойтись.

Например, изучая одну из стихий – воду, ребята смогли увидеть фильтры, которые очищают воду, а затем на эксперименте сами изобрели фильтр; история про путешествие капельки смогла помочь ребятам понять такое явление в природе, как круговорот воды. То, что ребята не могут увидеть в жизни, они видят на слайдах или в презентации.

Самое простое - это набор слайдов. Подобрать их очень просто. Вы выбираете тему, определяетесь с задачами, целями. В интернете, в яндексе набираете нужную информацию и он выдаёт вам сайты, с которых вы можете скачать картинки – слайды. Выбрав нужные картинки, вы их сохраняете в компьютере, распределяете в нужном порядке в соответствии с содержанием и сохраняете их на любой носитель – флешкарту или диск. Например, для иллюстрирования сказки, я подобрала ряд слайдов и в определенном порядке демонстрировала их детям.

“Сказка волшебного цветка”. Приложение 1.

Слайды к сказке. Приложение 2.

Использование презентаций и видеороликов поможет нам сделать работу с детьми интересней и познавательней. Представьте: ребята смогут увидеть, как в земле растёт, развивается семя цветка, как появляется лягушка, бабочка. Да, сейчас много иллюстрированных книг, но согласитесь, что увидеть видеоролик или видеофильм на большом экране, - это совсем другое. Показав то, что ребёнок не может увидеть в жизни, а ему очень хочется это знать, мы не только удовлетворяем его интерес, но и развиваем, учим рассуждать, открываем все тайны природы.

Ну а медиатеку, я уверена, что вы все используете на занятиях, на развлечениях и в дополнительном образовании. Мною собраны диски и кассеты “Волшебство природы”, которые можно использовать в самых различных моментах с детьми. Ещё мы сами изготавливаем печатную продукцию: дидактические игры, пособия для развлечений, книги – малышки, газеты, журналы для родителей. Всё, что мы раньше вырезали из картона, разукрашивали, покрывали лаком, сейчас всё это можно сделать быстро и более простым способом. Каким же образом? Опять в интернете находите материал, который нужен для работы, распечатываете. Ламинируете и вырезаете. А если нужно собрать вместе листы, это делаем с помощью брошюратора.

Вместе с детьми создаём книжки-малышки. После занятий или после озвучивания проблемы дети рисовали и проговаривали, что они сделали. Я собирала, записывала их ответы, объяснения и собирала всё это в книжку-малышку. Оформляла титульный лист и с помощью брошюратора соединяла все рисунки-странички. В работе с родителями тоже не обходится без медиаресурсов. Мы используем их на родительских собраниях, открытых занятиях, где родители могут увидеть, чем живёт их ребёнок, что узнаёт, чем занимается. Также для родителей выпускаю экологическую газету с советами, рецептами, новостями группы. Всё это помогает родителям увидеть не только чем занимается их ребёнок в группе, но и жить жизнью группы, всё это сплачивает группу в одно единое, в одну большую семью. У нас есть свой сайт, сайт детского сада, где родители могут узнать, чем живёт детский сад, что нового, интересного. И так же могут сами разместить информацию на сайте или в газете детского сада. Бывает так, что ребёнок заболевает, а когда он приходит после болезни, ребята рассказывают ему, что нового они узнали, какие опыты проводили в кружке. Здесь на выручку приходят или газета, или информация, размещённая на сайте, или просто напечатанный опыт из картотеки. Помимо наглядной информации, ребята выполняют и практические задания – опыт и эксперименты. Знаете ли вы, как проткнуть шарик, чтобы он не лопнул, или узнать, что произойдёт с яйцом, если его опустить в пресную и в солёную воду, как сделать искусственный вулкан? Все ответы и объяснения ребята получают, работая в лаборатории.

Я думаю, что вы теперь сами убедились в правоте пословицы китайского мудреца.

Из опыта работы воспитателя I кв. кат. Табаковой А.К.

Использование медиаресурсов в проектной деятельности.

Одним из инновационных методов в нашей работе, позволяющих решать проблему не только развития творческих познавательных способностей детей, но и создания единого пространства, служит метод проектной деятельности. Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Проект предполагает решение задач познавательного, творческого характера, экспериментальной деятельности и развития коммуникативных навыков общения.

В последнее десятилетие, в связи с широким применением информационных технологий (ИТ), проектная деятельность стала более насыщенной и эффективной.

Это связано с резким увеличением педагогов, имеющих представление о возможностях компьютера в обучении, что оказалось благоприятным для активного внедрения проектной методики и информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Применение медиаресурсов в проектной деятельности знакомит воспитанников с новыми источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.) и позволяет воспитателю формировать основы информационной культуры.

В результате возрастает мотивация к получению новых знаний. В процессе использования компьютера в проектной деятельности у детей автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам) как к исполнителю, инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно.

С сентября 2010 года мною реализуется долгосрочный проект “Кем быть?”.

В чём актуальность?

Чтобы детям было интересно, идеи, темы проектов должны исходить от них. Как-то на одном занятии, ещё во 2 младшей группе (сейчас мои дети идут в старшую группу), зашёл разговор о том, кто кем хочет быть. Дети растерялись, информации у них мало. Вот для решения это проблемы мы решили создать этот проект. Приложение 3.

Тема проекта: ознакомление дошкольников с трудом взрослых.

Цель: создать условия для воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам, способствовать формированию системных знаний о трудовом процессе.

Задачи:

  1. Формировать нравственно-трудовые качества детей.
  2. Способствовать расширению и уточнению представлений о разных видах труда.
  3. Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы.
  4. Побуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых.
  5. Способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации.

Проект осуществляется в 3 этапа, которые традиционны для любой проектной деятельности.

На всех этапах мною активно использовались медиаресурсы ДОУ. Это мультимедийные презентации, слайды, различный печатный материал, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, изготовленные с помощью современных технических средств обучения.

Занятия с применением мультимедийных презентаций проводились для педагогов ДОУ и родителей, на городской методической площадке для слушателей “Школы молодых воспитателей”. Слайды я использовала при знакомстве детей с новыми профессиями. Подбор картинок осуществлялся через Internet ресурсы.

В прошлом учебном году мы с детьми решили сделать альбом “Мамины профессии”. Велась работа с родителями. Они приносили фотографии с работы. Я искала материал о данной профессии, подбирала стихи, сканировала фотографии. Затем весь собранный материал мы объединили в альбом, презентаци, которого прошла после утренника, посвященного 8 Марта на чаепитии в группе. Альбомом очень заинтересовались папы. Поэтому следующим шагом будет создание альбома “Папины профессии”, презентация которого пройдёт ко дню Защитника Отечества.

Используя ИТ, нам, педагогам детского сада №17, на данный момент удалось:

  • обновить содержание воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста, большинство детей умеют самостоятельно получать новую информацию;
  • создать развивающую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую формированию познавательных интересов старших дошкольников;
  • использовать образовательные ресурсы медиатеки детского сада в просвещении родителей и вовлечении их в педагогический процесс.

Современные технические средства обучения естественно вписываются в жизнь детского сада и дают возможность значительно разнообразить процесс воспитания и обучения дошкольников. ИТ привлекательны для педагогов, так как побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей дл многих: воспитателей специалистов, психологов, учителей-логопедов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдаёт им себя.