Урок систематизации и обобщения изученного материала по теме "Односоставные предложения"

Разделы: Русский язык


Эффективный творческий урок требует серьёзной психолого-педагогической и методической подготовки учителя. В настоящее время особое значение придаётся тем идеям и направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий личностно ориентированного и развивающего обучения. На это ориентируют учителя основные требования Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Образовательный стандарт ориентирует школу на переход от безличностной, “знаниевой”, к деятельностной системе обучения, направленной на умственное и общее развитие учащихся.

Е.Г. Шатова считает, что современный урок русского языка можно рассматривать как урок обобщённого изучения взаимосвязанных тем.

В представленном конспекте урока выделены следующие основные структурные элементы, взаимодействующие в разных сочетаниях:

- актуализация у учащихся опорных знаний, необходимых для восприятия нового материала по обобщённой теме;

- ввод обобщённого правила с использованием опор;

- ввод обобщённого алгоритма и образцов рассуждения, устных и письменных;

- выполнение алгоритмизированных упражнений с “перемежающимися” написаниями и ориентированных на формирование умений мотивировать, обобщать и дифференцировать изучаемые явления на осуществление обратной связи, на овладение способами решения познавательных задач.

Для формирования обобщённых знаний и способов деятельности важным является использование обобщённых схем, таблиц, что и представлено в данном конспекте урока.

Предметные цели.

1. Знать группы односоставных предложений, определять их виды и морфологические способы выражения главного члена;

2. Уметь сравнивать двусоставные предложения и синонимичные им односоставные предложения;

3. Уметь сопоставлять разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям.

Метапредметные цели.

1. Уметь отбирать и структурировать материал, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

1. Организационный момент.

2. Работа над эпиграфом.

Совесть, Благородство и Достоинство -
Вот оно святое наше воинство!
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь,
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь, как человек.

Булат Окуджава.

Деятельность учителя Деятельность ученика
Ребята, на доске написан эпиграф, давайте выразительно прочтём его хором. Обучающиеся читают хором.
Почему некоторые слова записаны с большой буквы?

Встречали ли вы в своей жизни людей, которые обладают данными качествами? Как к ним относятся окружающие?

Ребята, я очень рада, что вы помните наших героев.

А скажите, в мирной жизни можно найти примеры совестливых, благородных, честных людей, достойно выполняющих своё дело.

Слова Совесть, Благородство, Достоинство в этом стихотворении обозначают высокие моральные качества личности и являются именами собственными.

Перехрест Владимир, Байзулов Кайрат – жители посёлка Комсомольский. Они прожили всего двадцать лет, погибли при исполнении воинского долга в Чеченской республике.

Многие ребята называют учителей, родителей, известных людей посёлка и объясняют свой выбор.

У вас на столе лежат листы с записью эпиграфа урока. Определите вид предложения, найдите основы, произведите синтаксический разбор.

После выполнения работы, проверьте друг друга, оцените.

Работа в парах.

Двусоставное, тире между подлежащим и сказуемым

1-е о-л,

2-е-безличное.

Двусоставное

4-е о-л,

5-е о-л.

3. Постановка темы и определение целей урока.

Деятельность учителя Деятельность ученика
Ребята, обратите внимание на тему урока, записанную на доске. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Будем определять виды односоставных предложений, учиться применять односоставные предложения в речи.
Своевременно вспомнить бессмертные слова Конфуция: услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял. Значит, чтобы достигнуть результатов, нужно понять и действием закрепить понятое.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Дети производят запись в тетради.

4. Письмо по памяти.

Деятельность учителя Деятельность ученика
С нашим разговором о людях, на которых надо равняться перекликается стихотворение “Элегия” Николая Рубцова. Объясните, пожалуйста, что это за жанр - элегия.

Давайте прослушаем выразительное чтение наизусть данного произведения.

Элегия – название жанра лирики. Это стихотворение, содержащее грустное раздумье, проникнутое печальной интонацией.

Обучающаяся, заранее подготовленная учителем, читает стихотворение.

Элегия

Отложу свою скудную пищу.
И отправлюсь на вечный покой.
Пусть меня ещё любят и ищут
Над моей одинокой рекой.
Пусть ещё всевозможное благо
Обещают на той стороне.
Не купить мне избу над оврагом.
И цветы не выращивать мне.

Николай Рубцов

5. Составление алгоритма по определению видов односоставных предложений.

Деятельность учителя Деятельность ученика
Посмотрите на доску. Я вынесла текст этого стихотворения на доску, пронумеровав его. Сейчас мы попробуем составить алгоритм по определению видов односоставных предложений. Работать будете в группах. Результаты занесёте в таблицу, которая находится у вас на партах.

Если можно подставить к сказуемому местоимение

  Определённо-личное предложение. Будьте внимательны…
  Неопределённо-личное предложение.
  Безличное предложение.
  Назывное предложение.

А теперь давайте запишем текст этого стихотворения по памяти, так как это было домашним заданием.

Групповая работа. Если можно подставить к сказуемому местоимение:

Я, ты, мы, вы, —>

Определённо-личное предложение. Будьте внимательны! Сказуемое в нём не может быть в прошедшем времени.

Они
—>

Неопределённо-личное предложение.

Если нельзя подставить местоимение

—>

Безличное предложение.

Если главный член подлежащее
—>

Назывное предложение.

Примеры.

1 и 2 предложения – определённо-личное.

3 и 4 предложения – неопределённо-личное.

5 и 6 предложения – безличные.

Письмо по памяти. (Листы сдаются на проверку учителю)

6. Рассказ о видах односоставных предложений.

Деятельность учителя Деятельность ученика
Мы с вами повторили все типы предложений. А сейчас ваш одноклассник познакомит нас с результатом своего домашнего задания по обобщению и систематизации материала по изученной теме в виде обобщающей таблицы.

Оценивается индивидуально.

Задайте вопросы по выступлению.

А теперь я попрошу вас записать два предложения и подчеркнуть в них главные члены.

Морозная зима..
Зима морозная

В чём отличие этих предложений?

А за счёт какого явления произошло это различие?

Составим сочинение – миниатюру “Морозная зима”, употребив в нём односоставные предложения.

Прослушаем несколько работ.

Обучающийся излагает материал по таблице.

Cхема

Ученики задают вопросы, если где-то у них есть неясности.

Морозная зима.
Зима морозная

1-е предложение – односоставное, назывное, распространённое.

2-е предложение – двусоставное, нераспространённое.

Это произошло потому, что мы заменили прямой порядок слов на обратный, то есть воспользовались инверсией.

Творческая работа обучающихся.

Ученики зачитывают сочинения, остальные оценивают их.

7. Контроль знаний.

Деятельность учителя Деятельность ученика
Мы подошли к концу урока. Чтобы проверить знания, проведём контрольное тестирование по вариантам. Листы с тестированием лежат у вас на столах.

Смотри приложение 1.

О Оценивание работ по ключу.

I вариант. Ответы по ключу, записанному на доске.

1А, 2Б, 3А, 4Б, 5В, 6В, 7В, 8В

II вариант. Ответы по ключу, записанному на доске.

1В, 2Б, 3Б, 4В, 5В, 6В, 7В, 8Б

8. Домашнее задание.

Деятельность учителя Деятельность ученика
Дома вы напишите небольшое сочинение “Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно святое наше воинство”, в котором постараетесь употребить односоставные предложения.  

9. Рефлексия.

Закончите предложения, записанные на доске:

Мне удалось на уроке…

Самым интересным в уроке было то, что…

В ходе урока были выработаны следующие универсальные учебные действия обучающихся:

  • коммуникативные: строили продуктивное речевое взаимодействие; адекватно воспринимали устную и письменную речь;
  • познавательные: строили логическую цепь рассуждения, осмысливали цель чтения, перерабатывали информацию и предъявляли её разными способами;
  • регулятивные: планировали последовательность действий; осуществляли самоконтроль, самооценку.