Эффективный творческий урок требует серьёзной психолого-педагогической и методической подготовки учителя. В настоящее время особое значение придаётся тем идеям и направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий личностно ориентированного и развивающего обучения. На это ориентируют учителя основные требования Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Образовательный стандарт ориентирует школу на переход от безличностной, “знаниевой”, к деятельностной системе обучения, направленной на умственное и общее развитие учащихся.
Е.Г. Шатова считает, что современный урок русского языка можно рассматривать как урок обобщённого изучения взаимосвязанных тем.
В представленном конспекте урока выделены следующие основные структурные элементы, взаимодействующие в разных сочетаниях:
- актуализация у учащихся опорных знаний, необходимых для восприятия нового материала по обобщённой теме;
- ввод обобщённого правила с использованием опор;
- ввод обобщённого алгоритма и образцов рассуждения, устных и письменных;
- выполнение алгоритмизированных упражнений с “перемежающимися” написаниями и ориентированных на формирование умений мотивировать, обобщать и дифференцировать изучаемые явления на осуществление обратной связи, на овладение способами решения познавательных задач.
Для формирования обобщённых знаний и способов деятельности важным является использование обобщённых схем, таблиц, что и представлено в данном конспекте урока.
Предметные цели.
1. Знать группы односоставных предложений, определять их виды и морфологические способы выражения главного члена;
2. Уметь сравнивать двусоставные предложения и синонимичные им односоставные предложения;
3. Уметь сопоставлять разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям.
Метапредметные цели.
1. Уметь отбирать и структурировать материал, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
1. Организационный момент.
2. Работа над эпиграфом.
Совесть, Благородство и Достоинство -
Вот оно святое наше воинство!
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь,
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь, как человек.
Булат Окуджава.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Ребята, на доске написан эпиграф, давайте выразительно прочтём его хором. | Обучающиеся читают хором. |
Почему некоторые слова записаны
с большой буквы? Встречали ли вы в своей жизни людей, которые обладают данными качествами? Как к ним относятся окружающие? Ребята, я очень рада, что вы помните наших героев. А скажите, в мирной жизни можно найти примеры совестливых, благородных, честных людей, достойно выполняющих своё дело. |
Слова Совесть, Благородство,
Достоинство в этом стихотворении обозначают
высокие моральные качества личности и являются
именами собственными. Перехрест Владимир, Байзулов Кайрат – жители посёлка Комсомольский. Они прожили всего двадцать лет, погибли при исполнении воинского долга в Чеченской республике. Многие ребята называют учителей, родителей, известных людей посёлка и объясняют свой выбор. |
У вас на столе лежат листы с
записью эпиграфа урока. Определите вид
предложения, найдите основы, произведите
синтаксический разбор. После выполнения работы, проверьте друг друга, оцените. |
Работа в парах. Двусоставное, тире между подлежащим и сказуемым
Двусоставное
|
3. Постановка темы и определение целей урока.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Ребята, обратите внимание на тему урока, записанную на доске. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? | Будем определять виды односоставных предложений, учиться применять односоставные предложения в речи. |
Своевременно вспомнить
бессмертные слова Конфуция: услышал – забыл,
увидел – запомнил, сделал – понял. Значит, чтобы
достигнуть результатов, нужно понять и действием
закрепить понятое. Откройте тетради, запишите число и тему урока. |
Дети производят запись в тетради. |
4. Письмо по памяти.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
С нашим разговором о людях, на
которых надо равняться перекликается
стихотворение “Элегия” Николая Рубцова.
Объясните, пожалуйста, что это за жанр - элегия. Давайте прослушаем выразительное чтение наизусть данного произведения. |
Элегия – название жанра лирики.
Это стихотворение, содержащее грустное раздумье,
проникнутое печальной интонацией. Обучающаяся, заранее подготовленная учителем, читает стихотворение. Элегия Отложу свою скудную пищу.
|
5. Составление алгоритма по определению видов односоставных предложений.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||
Посмотрите на доску. Я вынесла
текст этого стихотворения на доску, пронумеровав
его. Сейчас мы попробуем составить алгоритм по
определению видов односоставных предложений.
Работать будете в группах. Результаты занесёте в
таблицу, которая находится у вас на партах.
А теперь давайте запишем текст этого стихотворения по памяти, так как это было домашним заданием. |
Групповая работа. Если можно
подставить к сказуемому местоимение: Я, ты, мы, вы, —> Определённо-личное предложение. Будьте внимательны! Сказуемое в нём не может быть в прошедшем времени. Они Неопределённо-личное предложение. Если нельзя подставить местоимение —> Безличное предложение. Если главный член подлежащее Назывное предложение. Примеры. 1 и 2 предложения – определённо-личное. 3 и 4 предложения – неопределённо-личное. 5 и 6 предложения – безличные. Письмо по памяти. (Листы сдаются на проверку учителю) |
6. Рассказ о видах односоставных предложений.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мы с вами повторили все типы
предложений. А сейчас ваш одноклассник
познакомит нас с результатом своего домашнего
задания по обобщению и систематизации материала
по изученной теме в виде обобщающей таблицы. Оценивается индивидуально. Задайте вопросы по выступлению. А теперь я попрошу вас записать два предложения и подчеркнуть в них главные члены. Морозная зима.. В чём отличие этих предложений? А за счёт какого явления произошло это различие? Составим сочинение – миниатюру “Морозная зима”, употребив в нём односоставные предложения. Прослушаем несколько работ. |
Обучающийся излагает материал
по таблице.
Ученики задают вопросы, если где-то у них есть неясности. Морозная зима. 1-е предложение – односоставное, назывное, распространённое. 2-е предложение – двусоставное, нераспространённое. Это произошло потому, что мы заменили прямой порядок слов на обратный, то есть воспользовались инверсией. Творческая работа обучающихся. Ученики зачитывают сочинения, остальные оценивают их. |
7. Контроль знаний.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мы подошли к концу урока. Чтобы
проверить знания, проведём контрольное
тестирование по вариантам. Листы с тестированием
лежат у вас на столах. Смотри приложение 1. О Оценивание работ по ключу. |
I вариант. Ответы по ключу,
записанному на доске. 1А, 2Б, 3А, 4Б, 5В, 6В, 7В, 8В II вариант. Ответы по ключу, записанному на доске. 1В, 2Б, 3Б, 4В, 5В, 6В, 7В, 8Б |
8. Домашнее задание.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Дома вы напишите небольшое сочинение “Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно святое наше воинство”, в котором постараетесь употребить односоставные предложения. |
9. Рефлексия.
Закончите предложения, записанные на доске:
Мне удалось на уроке…
Самым интересным в уроке было то, что…
В ходе урока были выработаны следующие универсальные учебные действия обучающихся:
- коммуникативные : строили продуктивное речевое взаимодействие; адекватно воспринимали устную и письменную речь;
- познавательные : строили логическую цепь рассуждения, осмысливали цель чтения, перерабатывали информацию и предъявляли её разными способами;
- регулятивные : планировали последовательность действий; осуществляли самоконтроль, самооценку.