Урок чтения в 4-м классе Г.Скребицкий "Всяк по своему. Пересказ произведения по составленному плану"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: Пересказ произведения Г. Скребицкоro «Всяк по-своему» по составленному плану.

Задачи:

  • Образовательные: продолжать учить составлять план произведения, пересказывать его по составленному плану.
  • Коррекционные: коррекция связной устной речи, пополнение и обогащение активного словарного запаса. Коррекция и развитие памяти.
  • Воспитательные: воспитывать умение выслушивать товарища до конца, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийный проэктор, компьютер, раздаточный материал (снежинки).

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте. У нас урок чтения. Проверьте пожалуйста готовность к уроку. На парте должны лежать: тетрадь, дневник, учебник, пенал. Садитесь. К нам на урок пришли учителя, они хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся.

II. Сообщение темы урока.

Тема нашего сегодняшнего урока – первая часть рассказа Г. Скребицкого «Всяк по-своему». В ходе урока мы прочитаем первую часть, разберём непонятные слова, составим план и по плану будем пересказывать произведение.

III. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихотворения К. Бальмонта «К зиме».

IV. Введение в тему.

Давайте вспомним, какие рассказы Г. Скребицкого мы с вами уже читали. («Июнь», «Сентябрь», «Декабрь», «Добро пожаловать»).

– Что общего в этих произведениях?

– Чему они нас учат?

Сегодня мы познакомимся с 1 ч. ещё одного произведения Г.Скребицкого «Всяк по – своему».

V. Чтение произведения.

(Учитель или ученик, который хорошо читает).

– О каком времени года идёт речь в произведении? (о зиме)

– Чтение отрывка текста о метели. Послушайте, как шумит вьюга, метёт метель.

Включение музыкального воспроизведения звука метели. Снежинки летят, кружатся в воздухе и ложатся на землю. Под музыку раздаются снежинки (со сложными словами и словосочетаниями из произведения). К вам на парту тоже прилетели снежинки, на которых написаны сложные слова и словосочетания из рассказа, которые надо объяснить.

  • Унывать – грустить безнадежно, падать духом, робеть, отчаиваться
  • Логовище – углубление в земле, являющееся жилищем зверя
  • Колода – короткое толстое бревно, обрубок бревна.
  • Забиться – забраться, спрятаться куда-нибудь.
  • Глушь – отдаленная и густо заросшая, труднопроходимая часть леса, сада; чаща.
  • Проясниться – сделаться ясным, отчетливым, хорошо видимым, различимым.
  • Добыть – достать, получить что-нибудь.
  • Хитрые петли на снегу – запутанные следы
  • Шуба-невидимка – белая шуба не видна на белом снегу.

Проверка выполненного задания (слайд)

В русском фольклоре заяц – очень популярный герой. Про него есть пословицы, поговорки, загадки, рассказы и сказки.

Давайте вспомним несколько пословиц и считалок. (Слайд). Читаем и разбираем.

  • Заяц не трус, он себя бережет.

  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

  • – Заяц белый,
    Куда бегал?
    – Лыко драл.
    – Куда клал?
    – Под колоду,
    Под пенёк,
    Под передний уголок.

  • Раз, два, три ,четыре, пять,
    Вышел зайчик погулять.
    Вдруг охотник выбегает,
    Прямо в зайчика стреляет.

И в нашем рассказе заяц главный герой.

VI. Физминутка

Раз, два, три, "четыре, пять.
Начал заинька скакать,
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул 10 раз.

Сделать два раза. Молодцы. Садитесь.

VII. Самостоятельное чтение произведения и деление его на части.

Сколько частей у вас получилось? (5)

Чтение и озаглавливание первой части – «Зайчишкина беда», Слайд. Показ части мультфильма «Заяц-Хваста» о том, как зайцу в лесу страшно.

Чтение и озаглавливание второй части – «Снегопад». Слайд.

Чтение и озаглавливание третьей части – «Добыча еды». Слайд. Чтение и озаглавливание четвёртой части – «Хитрые петли». Слайд.

Чтение и озаглавливание пятой части – «Хорошо зимой». Слайд. Показ части мультфильма «Заяц – Хваста» о том, как зайцу в лесу стало хорошо.

VIII. Пересказ рассказа по плану.

  • 1 ч. – «3айчишкина беда».
  • 2 ч. – «Снегопад».
  • 3 ч. – «Добыча еды».
  • 4 ч. – «Хитрые петли»,
  • 5 ч. – «Хорошо зимой».

IX. Итог урока.

  • Что мы делали сегодня на уроке?
  • О чём рассказ Г. Скребицкого «Всяк по-своему» ?
  • Чем осень опасна для зайцев?
  • Какое явление природы характерно для зимы?
  • 3ачем заяц путал свои следы?
  • Почему заяц обрадовался снегу? Молодцы.

Оценки.

Д/з. 2 часть рассказа Г. Скребицкого «Всяк по-своему» читать и отвечать на вопросы. Стр. 135-136. Урок закончен.

Презентация.