Открытый урок в 5-м классе по теме "Деление с остатком"

Разделы: Математика


Статья отнесена к разделу: Преподавание математики.

Цели и задачи урока:

  • Повторить деление с остатком. Вывести правило, как найти делимое при делении с остатком, и записать его в виде буквенного выражения.
  • Развивать внимание, логическое мышление, математическую речь, смекалку.
  • Воспитание культуры речи, коллективной ответственности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, плакат с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Выполнить деление:

80 : 5 ; 0 : 48; 234 : 1;  482:2
567 : 567; 34 :17; у : у;  1000:5
в:0; x:x; 0:а; с:1;
13 : 2; 24 : 5; 29 : 7.  а:1

III. Объяснение нового материала

Не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком. Что значит разделить с остатком? Чтобы ответить на этот вопрос, решим задачу:

Задача.

В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 26 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну?

Давайте рассуждать.

Учитель: Сколько конфет у бабушки?

Ученик: У бабушки 26 конфеты.

Учитель: Сколько внуков пришло в гости к бабушке?

Ученик: В гости пришли 4 внука.

Учитель: Что необходимо сделать по условию задачи?

Ученик: Конфеты нужно поделить поровну, надо разделить 26 на 4.

Ученик: 26 делится на 4 с остатком: в частном получится 6, а в остатке 2.

Учитель: Сколько же конфет достанется каждому внуку?

Ученик: Каждому внуку достанется по 6 конфет и в вазочке останется 2 конфеты.

Учитель: Запишем решение

Решение:

26 : 4 = 6 (2 остаток)

Учитель: Как называют число, которое делят?

Ученик: Число которое делят – называют делимым.

Учитель: Что такое делитель?

Ученик: Делителем называют число, на которое делят.

Учитель: Как называют результат деления с остатком?

Ученик: Неполное частное, результат деления с остатком.

Учитель: Назовите делимое, делитель, неполное частное и остаток в нашем решении.

Ученик: 26 – делимое; 4 – делитель; 6 – неполное частное; 2 – остаток.

Учитель: Ребята подумайте и запишите, как найти делимое 23, зная делитель, неполное частное и остаток? (учащиеся самостоятельно записывают выражение, ученик по желанию выходит, записывает выражение на доске)

26=6x4+2

Учитель: Ребята, давайте сформулируем правило, как найти делимое, если известны делитель неполное частное и остаток.

ПРАВИЛО

Делимое равно произведению делителя и неполного частного, сложенному с остатком.


a – делимое
b – делитель
с – неполное частное
d – остаток

Учитель: Когда выполняется деление с остатком, что мы должны помнить?

Ученик: Остаток всегда меньше делителя.

IV. Закрепление

А) Устно:

Найти делимое, если

  • Неполное частное равно 7, остаток равен 3, а делитель – 6; 45
  • Неполное частное равно 11, остаток равен1, а делитель – 9; 100
  • Неполное частное равно 20, остаток равен 13, а делитель – 15. 313

Б) Работа с учебником:

№ 529 (задачу решает у доски ученик)

Масса чугунной болванки 20 кг. Сколько деталей по 18 кг можно отлить из 10 болванок? Сколько чугуна останется?

Решение:

(ост 2)

Ответ: 11 деталей по 18 кг можно отлить из 10 болванок.

2 кг чугуна останется.

№ 532. Заполните таблицу:

  Делимое Делитель Неполное частное Остаток
1 647 81    
2 397   10  
3   84 25 11

Первое задание выполняет ученик у доски

647 : 81 = 7 (ост 80)

Второе и третье ученики выполняют самостоятельно с самопроверкой

  Делимое Делитель Неполное частное Остаток
1 647 81 7 80
2 397 39 10 7
3 2111 84 25 11

В) Устно:

  • В вашем классе 21 учеников. Вас построили в шеренги. Получилось несколько шеренг из 5 учеников и одна неполная шеренга. Сколько получилось полных шеренг и сколько человек в неполной шеренге?
    4 полных шеренги, 1 человека в неполной шеренге.

  • Ваш класс на уроке физкультуры снова построили в шеренги. На этот раз получилось 4 одинаковых полных шеренг и одна неполная. Сколько человек в каждой шеренге? А в неполной?
    4 полных шеренги, 1 человек в неполной шеренге.

Г) Вопросы:

  • Может ли остаток быть больше делителя? Может ли остаток быть равен делителю?
    Остаток всегда меньше делителя.

  • Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?
    Чтобы найти делимое надо произведение делителя и неполного частного, сложить с остатком.

  • Какие могут быть остатки при делении на 3? Приведите примеры.
    При делении на 3 в остатке могут остаться числа: 1,2,.

  • Как проверить, верно ли выполнено деление с остатком?
    Чтобы проверить, верно, ли выполнено деление с остатком, надо делитель умножить на неполное частное и прибавить остаток.

  • Женя задумала число. Если это число увеличить в 7 раз и к произведению прибавить 17, то получится 108. Какое число задумала Женя?
    Задуманное число – 13.

V. Домашнее задание

п. 13

№ 550 а,б ; 553 б

551 в (по желанию)

VI. Итог урока

Что нового вы узнали на уроке?

Какие трудности были у вас на уроке?

Что понравилось на уроке?

Спасибо за урок!