Применение графика производной к исследованию свойств функции

Разделы: Математика


Единый государственный экзамен по математике, обязательный для каждого ученика, требует серьезной перестройки учительского труда. Надо не только повторить с учащимися весь материал, но и научить их применять полученные знания в новой, незнакомой ситуации. И это касается не только заданий части С.

В Стандарте большое внимание уделяется формированию у учащихся умений использовать приобретённые умения и знания по всем изучаемым темам в практической деятельности и повседневной жизни. В частности, это касается темы «Функции и графики». Не зря авторы контрольно-измерительных материалов уделяют большое внимание проверке умений читать по графику свойства функции, применять свойства функций при решении задач повышенного и высокого уровней сложности. Одним из таких заданий является задание В8, в котором из года в год предлагается по графику производной описать особенности поведения функции и по графику функции дать характеристику ее производной. Для того чтобы подготовить учащихся к решению данного задания, необходимо провести цикл уроков. Данный урок (рассчитанный на 2 часа) – первый из этого цикла.

Учебник: Колягин Ю.М. и др. Алгебра и начала анализа 11 класс – М.: Просвещение, 2010.

Цели:

  1. выработать специфические умения и навыки по работе с графиком производной функции для их применения при сдаче ЕГЭ;
  2. формирование умений читать свойства функции по графику её производной; умений анализировать материал, выявлять аналогии;
  3. способствовать формированию мышления, направленного на решение нестандартных задач;
  4. способствовать выработке у учащихся сравнивать и обобщать изучаемые факты.

Тип урока: совершенствование и углубление знаний, умений и навыков.

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение учащимся цели урока: научиться по графику производной исследовать свойства функции,

Учитель: Мы заканчиваем изучение темы « Применение производной к исследованию функций». Наша цель сегодня – научиться исследовать функцию по графику её производной. Этой темы нет в наших учебниках, но в ЕГЭ задания такого типа повторяются из года в год, причём формулировки вопросов постоянно изменяются.

II. Актуализация субъектного опыта учащихся

По следующим данным, приведённым в таблице, охарактеризуйте поведение функции.

х (-3;0) 0 (0;4) 4 (4;8) 8 (8;+∞)
f΄(x) + 0 - 0 - 0 +
f(x)   -3   -5   6  

Сделайте вывод.

III. Проверка домашней работы

Задание

Построить графики функций и их производных в одной системе координат:

  1. у=x2+4x+3 и y΄=2x+4;
  2. у=3x5-5x3+1 и у΄=15x4-15x2.

(графики данных функций выведены на экран)

Для графика функции заполнить таблицу по схеме.

Учитель: По построенному графику производной исследуем свойства функции. Заполняется третий столбец таблицы.

1)

(Слайд 1) (Презентация)

Графики заранее построены на доске, ученики сверяют правильность построения.

Схема исследования свойств функции:

  1. D(y);
  2. E(y);
  3. является ли функция чётной (нечётной);
  4. нули функции;
  5. промежутки знакопостоянства;
  6. промежутки монотонности;
  7. точки экстремума, экстремумы функции
  8. наибольшее и наименьшее значения функции.
  у =x2+4x+3 у =2x+4
D(y) R R
E(y) [-1;+∞) -
нули функции x=-3;-1 -
чётность (нечётность) ни четная ни нечётная -
промежутки знакопостоянства y>0 на (-∞;-3) и (1;+∞);
y<0 на (-3;-1)
-
промежутки
возрастания –
убывания –

[-2;+∞)
(-∞; -2]

[-2;+∞)
(-∞; -2]
точки экстремума и значения функции в этих точках x=-2 – точка минимума,
y(-2)= -1 – наименьшее значение
 
наибольшее и наименьшее значения функции у=-1 – наименьшее значение,
наибольшего значения нет
-

2) у=3x5-5x3+1

(Слайд 2)

  у=3x5-5x3+1 у=15x4-15x2
 D(y) R R
 E(y) R -
количество нулей функции 3 -
чётность (нечётность) ни чётная ни нечётная -
количество промежутков знакопостоянства y>0 – 2
y<0 – 2
-
-
Промежутки
возрастания –
убывания –
(-∞;-1], [1;+∞)
[-1;1]
(-∞;-1], [1;+∞)
[-1;1]
точки экстремума и значения функции в этих точках х=-1 – точка максимума,
х=1 – точка минимума,
у(-1)=3, у(1)=-1
х=-1 – точка максимума,
х=1 – точка минимума
наибольшее и наименьшее значения функции Нет -

Вывод: по графику производной функции мы можем указать только область определения функции, промежутки монотонности, критические точки.

IV. Фронтальная работа

Учитель: 1. Выясните, что представляют из себя графики производных следующих функций:

1) у = kx+b y΄=kx
2) у = ax2+bx+c , a≠0 y΄=2ax+b
3) у = ax3, a≠0 y΄=3ax2
4) у = ax3+bx2+cx+d, a≠0 y΄=3ax2+2bx+c
5) у=k/x, x≠0 y΄=-k/x2
6) у= y΄=

В процессе решения ученики находят области определения функций и выясняют, что D(y) и D(y΄) не всегда совпадают (пример 6).

2. На рисунках изображены графики функций (нижний ряд) и графики их производных. Для каждой функции найдите график её производной. (А – 2, Б – 5, В – 3, Г – 1, Д – 4)

(Слайд 3)

V. Практическая работа.

Функция y=f(x) определена на промежутке (а;b). На рисунке изображён график её производной. Построить на заданном промежутке (a;b) график функции.

Ученики выполняют задание на листках, а затем на доске.

Учитель: Сколько графиков можно построить?

Вывод. По заданному графику производной можно построить только эскиз графика функции.

VI. Групповая работа.

Для каждой группы указан график производной некоторой функции. Составить рассказ о функции.

(Слайд 4)

VII. Работа индивидуально, в парах или группе.

Учитель: Следующие два задания вы можете выполнять индивидуально, в парах или группе.

Функция y=f(x) определена на промежутке (-8; 5). На рисунке изображён график её производной. Найдите точку x0, в которой функция y=f(x) принимает наибольшее значение на отрезке [-6;3].

(Слайд 5)

Функция y=f(x) определена на промежутке (-4; 7). На рисунке изображён график её производной. Найдите точку x0, в которой функция y=f(x) принимает наименьшее значение на отрезке [-3;4].

(Слайд 5)

Ответы, предложенные учениками, обсуждаются, в случае неверных ответов, выясняется, почему была допущена ошибка, что вызвало затруднения.

Учитель. Подумайте, какие вопросы, ещё можно задать по графику производной. (Найти наибольшую (наименьшую) длину промежутка возрастания (убывания) функции; указать на указанном промежутке сумму абсцисс точек экстремумов функции; найти число точек максимума; найти точку x0, в которой функция принимает наибольшее (наименьшее) значение).

VIII. Дополнительные вопросы.

Учитель: Что ещё можно найти по графику производной? (Угловой коэффициент касательной, тангенс угла наклона к положительному направлению оси 0Х).

Дополнительные вопросы учащимся по предложенным графикам:

  1. Найдите число касательных к графику функции y=f(x), угловой коэффициент которых равен 2.
  2. Найти угловой коэффициент касательной в точке x0=-3.
  3. Укажите точку, в которой касательная к графику функции y=f(x) имеет наименьший угловой коэффициент.
  4. Найти число касательных к графику функции y=f(x), которые параллельны оси 0Х.

IX. Подведение итогов.

Учитель. Что вы можете сказать о свойствах функции, читая график ее производной?

X. Задание на дом.

(карточки из текстов ЕГЭ)

XI. Рефлексия.