Актуальность. Основным образовательным результатом ФГОС является достижение цели образования – воспитание успешного поколения граждан страны, приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории, воспитание культуры межнациональных отношений.
Объект. Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяющая приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика.
Предмет. Разработка, систематизация и апробация применения регионального компонента в работе учителя
Цель.:
Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Задачи:
- Разработать учебно-методическую информацию, мультимедийные презентации
- разработать математические задачи с использованием краеведческого материала;
- Реализовать данный материал в системе уроков;
- Апробировать на уроках и во внеклассной работе;
- систематизировать данный опыт.
Гипотеза. Использование национально-регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности учителя будет эффективным, если оно будет системным и методически разработанным
Методы исследования:
- Теоретический (изучение и анализ научно-методической литературы, образовательных комплексов);
- Экспериментальный (разработка, систематизация и апробация учебных проектов по предмету)
Практическая значимость:
Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.
Региональность характеризуют следующие
особенности:
– исторические и
национально-культурологические (традиции, нравы,
особенности образа жизни и характерные
ценности);
— природно-географические (ландшафт, климат,
полезные ископаемые, проблемы экологии);
– социально-географические (плотность
населения, характер поселений, традиционные
занятия, удаленность от других регионов,
средства сообщения);
– социально-демографические (национальный
состав, миграционные процессы, половозрастная
структура, характер воспроизводства населения,
типы семьи и др.);
– социально-экономические (типы и характер
воспроизводства, профессиональная структура,
уровень жизни населения, перспективы
экономического развития и др.);
– экономические отрасли региона
(сельскохозяйственные, строительные,
химико-технологические и др.), промышленные и
сельскохозяйственные производства;
– административно-политические
(территориальное расположение и границы региона,
тип инфраструктуры, организация и
функционирование органов управления);
– политические (роль политических факторов в
жизни региона, тенденции суверенизации,
межрегиональные и межгосударственные связи и
т.д.)
Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов:
– Систематичность
– Доступность
– Наглядность
– Разнообразность материала
– Связь материала в учебной и воспитательной
работе
– Взаимосвязь местного и общего исторического,
географического материала.
Формы применения национально-регионального компонента на уроках различны. Это:
В виде информационной беседы (занимающей 1–2 минуты на уроке).
– Задачи для устного счета.
– Текстовые задачи.
– Лабораторные работы, позволяющие изучить
новый материал.
– Уроки-обобщения, уроки КВН, составленные из
заданий и задач с применением
национально-регионального материала.
– Интегрированные уроки.
– На факультативах.
Домашнее задание:
На развитие творческих способностей направлены нестандартные домашние задания на составление и решение задач с использованием национально-регионального компонента. Многие учащиеся не всегда могут в процессе обучения на уроке проявить себя в силу своих личных особенностей. Когда же они работают самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, то могут раскрыть свое творческое начало.