Цели урока:
- Закрепить полученные знания о кислотах и основаниях в свете ЭД.
- Познать новое – свойства солей в свете ЭД – в сравнении со свойствами кислот и оснований, найти в общем частное, в частном общее.
- расширить и углубить представления учащихся о химических свойствах солей.
Задачи:
образовательные:
- побудить учащихся на уроке к активной и продуктивной умственной деятельности по классификации и систематизации знаний;
- изучить химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации.
воспитательные:
- сформировать у учащихся целостное представление по выбранной проблеме;
- воспитывать навыки безопасной работы в лаборатории химии;
- становление научного мировоззрения;
- воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности;
- развивать интерес к знаниям.
развивающие:
- развивать представления о свойствах электролитов;
- развивать навыки лабораторного практикума;
- совершенствовать навыки написания ионных уравнений;
- развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности;
- умения ставить познавательную задачу (целеполагание);
- умения добывать знания;
- выделять главное;
- обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
- навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми;
- умения ответить на поставленный вопрос;
- мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения, усвоения принципов самореализации и сотрудничества.
Планируемые результаты обучения:
В результате изучения данного материала учащиеся должны:
знать:
- определение понятий – электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, соли;
- химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации.
уметь:
- составлять уравнения электролитической диссоциации солей, оснований, кислот;
- уравнения реакций ионного обмена;
- проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства солей, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;
- пользоваться таблицей растворимости.
Оборудование и материалы к уроку:
- мультимедийная установка, экран;
- компьютерный проект по теме;
- вещества: K2CO3, HCl, Ca(OH)2, MgCl2, Fe, CuCl2 – на столах учащихся;
- пробирки (8 шт.), штатив – на столах учащихся;
- раздаточный материал для закрепления материала на уроке;
- карточки-задания для проверки знаний.
Лабораторные опыты учащихся:
На примере карбоната калия и хлорида меди(II) провести реакции:
- взаимодействие солей с кислотами;
- взаимодействие солей со щелочами;
- взаимодействие солей с другими солями;
- взаимодействие солей c металлами.
План урока:
- Повторение и закрепление свойств кислот и оснований в свете ЭД.
- Предположение о свойствах солей в свете ЭД.
- Доказательство предположенных свойств солей в эксперименте.
- Выводы о свойствах солей.
- Закрепление полученных знаний.
- Анализ урока, домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайд 1 (Презентация)
II. Актуализация знаний.
Фронтальная беседа.
1. Какие вещества называются электролитами?
2. Вещества каких классов неорганических соединений являются электролитами? Приведите примеры.
3. Тестовые задания: Слайд 2
-
Выберите ответ, в котором все вещества, находящиеся в ряду являются электролитами:
А) Соляная кислота, фосфат калия, спирт.
Б) Серная кислота, гидроксид калия, углекислый газ.
В) Хлорид меди (II), азотная кислота, оксид железа (III).
Г) Гидроксид натрия, нитрат серебра, сульфат цинка. -
Электролитом является каждое из двух веществ: Слайд 3
А) глюкоза и соляная кислота.
Б) серная кислота и оксид серы(IV).
В) хлорид натрия и гидроксид калия.
Г) серная кислота и сахароза.
4. Охарактеризуйте основные свойства кислот
5. На конкретном примере напишите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде взаимодействия соляной кислоты с
Слайд 4
- железом;
- гидроксидом бария;
- оксидом кальция;
- карбонатом магния.
У доски выполняют задание четверо учащихся.
6. Охарактеризуйте основные свойства щелочей.
7. На конкретном примере напишите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде взаимодействия гидроксида бария с
Слайд 5
- азотной кислотой;
- оксидом углерода (IV);
- сульфатом натрия.
У доски выполняют задание трое учащихся.
8. Какие условия необратимости реакций ионного обмена вы знаете?
Провести промежуточный итог, выставить оценки учащимся, отвечавшим у доски.
III. Изучение нового материала.
Учитель. Изучив и закрепив свойства кислот и оснований, перейдем к изучению химических свойств ещё одного класса неорганических соединений – солей.
Мы проведём эксперимент. Выдвинем гипотезу-предположение и подтвердим её практическим исследованием. Для этого у вас на столах находятся реактивы: в химических стаканах растворы солей для испытаний, в склянках – наборы реактивов: кислота, щелочь, соли, и металл – железо.
Но, прежде всего, вспомним правила техники безопасности при работе с химическими реактивами (учащиеся перечисляют основные правила т/б).
Записываем в тетрадях тему: Свойства солей в свете ЭД. Слайд 6
Давайте сделаем предположение, с какими веществами могут взаимодействовать соли и проверим это на практике. Также необходимо помнить об условиях необратимости реакций ионного обмена. Слайд 6 (2)
Учитель: Учащиеся предполагают, что соли могут взаимодействовать с кислотами, щелочами, другими солями, и металлами. Необходимо акцентировать внимание на правилах использования ряда напряжений металлов, записать в тетрадь правило: Слайд 7
Каждый предыдущий металл в ряду напряжений вытесняет последующий из растворов его солей.
Учитель:Проведём реакции, подтверждающие свойства солей, сначала на примере карбоната калия. Воспользуйтесь инструкцией, лежащей на столе. Приложение 1
Слайд 8
Учащиеся проводят реакции K2CO3 с HCl, Ca(OH)2, MgCl2, Fe.
Делают выводы о свойствах солей.
Почему не протекает реакция между железом и карбонатом калия?
Записывают уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде в тетрадь, проверяют на доске правильность написанных уравнений реакций.
Затем проводят реакции с хлоридом меди (II). Слайд 9
Делают выводы о том, почему не протекает реакция между соляной кислотой и хлоридом меди (II), хлоридом магния и хлоридом меди (II). Почему возможна реакция железа с хлоридом меди (II).
Записывают уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде в тетрадь, проверяют на доске правильность написанных уравнений реакций.
Записывают в тетради схемы реакций: Слайд 10
Важно! Одно из веществ, образующихся в результате реакции должно быть в виде осадка, или газа или слабого электролита.
IV. Закрепление материала.
(приложение 3) на партах у учащихся Слайд 11
С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать ZnCl2: H2SO4, KOH, AgNO3, Na3PO4, Cu, Mg? Объясните свой выбор.
V. Домашнее задание.
(приложение 3)
Написать уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде для данного задания:
С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать ZnCl2: H2SO4, KOH, AgNO3, Na3PO4, Cu, Mg?
VI. Подведение итогов урока.
Выставление оценок. Анализ урока. Уборка рабочего места.
Используемая литература:
- Ф.Г. Фельдман, Г.Е. Рудзитис Химия 9.
- Ресурсы сети Интернет.