Свойства солей в свете электролитической диссоциации

Разделы: Химия


Цели урока:

  • Закрепить полученные знания о кислотах и основаниях в свете ЭД.
  • Познать новое – свойства солей в свете ЭД – в сравнении со свойствами кислот и оснований, найти в общем частное, в частном общее.
  • расширить и углубить представления учащихся о химических свойствах солей.

Задачи:

образовательные:

  • побудить учащихся на уроке к активной и продуктивной умственной деятельности по классификации и систематизации знаний;
  • изучить химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации.

воспитательные:

  • сформировать у учащихся целостное представление по выбранной проблеме;
  • воспитывать навыки безопасной работы в лаборатории химии;
  • становление научного мировоззрения;
  • воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности;
  • развивать интерес к знаниям.

развивающие:

  • развивать представления о свойствах электролитов;
  • развивать навыки лабораторного практикума;
  • совершенствовать навыки написания ионных уравнений;
  • развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности;
  • умения ставить познавательную задачу (целеполагание);
  • умения добывать знания;
  • выделять главное;
  • обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
  • навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми;
  • умения ответить на поставленный вопрос;
  • мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения, усвоения принципов самореализации и сотрудничества.

Планируемые результаты обучения:

В результате изучения данного материала учащиеся должны:

знать:

  • определение понятий – электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, соли;
  • химические свойства солей с позиции теории электролитической диссоциации.

уметь:

  • составлять уравнения электролитической диссоциации солей, оснований, кислот;
  • уравнения реакций ионного обмена;
  • проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства солей, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;
  • пользоваться таблицей растворимости.

Оборудование и материалы к уроку:

  • мультимедийная установка, экран;
  • компьютерный проект по теме;
  • вещества: K2CO3, HCl, Ca(OH)2, MgCl2, Fe, CuCl2 – на столах учащихся;
  • пробирки (8 шт.), штатив – на столах учащихся;
  • раздаточный материал для закрепления материала на уроке;
  • карточки-задания для проверки знаний.

Лабораторные опыты учащихся:

На примере карбоната калия и хлорида меди(II) провести реакции:

  • взаимодействие солей с кислотами;
  • взаимодействие солей со щелочами;
  • взаимодействие солей с другими солями;
  • взаимодействие солей c металлами.

План урока:

  1. Повторение и закрепление свойств кислот и оснований в свете ЭД.
  2. Предположение о свойствах солей в свете ЭД.
  3. Доказательство предположенных свойств солей в эксперименте.
  4. Выводы о свойствах солей.
  5. Закрепление полученных знаний.
  6. Анализ урока, домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1 (Презентация)

II. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа.

1. Какие вещества называются электролитами?

2. Вещества каких классов неорганических соединений являются электролитами? Приведите примеры.

3. Тестовые задания: Слайд 2

  1. Выберите ответ, в котором все вещества, находящиеся в ряду являются электролитами:
    А) Соляная кислота, фосфат калия, спирт.
    Б) Серная кислота, гидроксид калия, углекислый газ.
    В) Хлорид меди (II), азотная кислота, оксид железа (III).
    Г) Гидроксид натрия, нитрат серебра, сульфат цинка.

  2. Электролитом является каждое из двух веществ: Слайд 3
    А) глюкоза и соляная кислота.
    Б) серная кислота и оксид серы(IV).
    В) хлорид натрия и гидроксид калия.
    Г) серная кислота и сахароза.

4. Охарактеризуйте основные свойства кислот

5. На конкретном примере напишите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде взаимодействия соляной кислоты с

Слайд 4

  1. железом;
  2. гидроксидом бария;
  3. оксидом кальция;
  4. карбонатом магния.

У доски выполняют задание четверо учащихся.

6. Охарактеризуйте основные свойства щелочей.

7. На конкретном примере напишите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде взаимодействия гидроксида бария с

Слайд 5

  1. азотной кислотой;
  2. оксидом углерода (IV);
  3. сульфатом натрия.

У доски выполняют задание трое учащихся.

8. Какие условия необратимости реакций ионного обмена вы знаете?

Провести промежуточный итог, выставить оценки учащимся, отвечавшим у доски.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Изучив и закрепив свойства кислот и оснований, перейдем к изучению химических свойств ещё одного класса неорганических соединений – солей.

Мы проведём эксперимент. Выдвинем гипотезу-предположение и подтвердим её практическим исследованием. Для этого у вас на столах находятся реактивы: в химических стаканах растворы солей для испытаний, в склянках – наборы реактивов: кислота, щелочь, соли, и металл – железо.

Но, прежде всего, вспомним правила техники безопасности при работе с химическими реактивами (учащиеся перечисляют основные правила т/б).

Записываем в тетрадях тему: Свойства солей в свете ЭД. Слайд 6

Давайте сделаем предположение, с какими веществами могут взаимодействовать соли и проверим это на практике. Также необходимо помнить об условиях необратимости реакций ионного обмена. Слайд 6 (2)

Учитель: Учащиеся предполагают, что соли могут взаимодействовать с кислотами, щелочами, другими солями, и металлами. Необходимо акцентировать внимание на правилах использования ряда напряжений металлов, записать в тетрадь правило: Слайд 7

Каждый предыдущий металл в ряду напряжений вытесняет последующий из растворов его солей.

Учитель:Проведём реакции, подтверждающие свойства солей, сначала на примере карбоната калия. Воспользуйтесь инструкцией, лежащей на столе. Приложение 1

Слайд 8

Учащиеся проводят реакции K2CO3 с HCl, Ca(OH)2, MgCl2, Fe.

Делают выводы о свойствах солей.

Почему не протекает реакция между железом и карбонатом калия?

Записывают уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде в тетрадь, проверяют на доске правильность написанных уравнений реакций.

Затем проводят реакции с хлоридом меди (II). Слайд 9

Делают выводы о том, почему не протекает реакция между соляной кислотой и хлоридом меди (II), хлоридом магния и хлоридом меди (II). Почему возможна реакция железа с хлоридом меди (II).

Записывают уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде в тетрадь, проверяют на доске правильность написанных уравнений реакций.

Записывают в тетради схемы реакций: Слайд 10

Важно! Одно из веществ, образующихся в результате реакции должно быть в виде осадка, или газа или слабого электролита.

IV. Закрепление материала.

(приложение 3) на партах у учащихся Слайд 11

С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать ZnCl2: H2SO4, KOH, AgNO3, Na3PO4, Cu, Mg? Объясните свой выбор.

V. Домашнее задание.

(приложение 3)

Написать уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионном виде для данного задания:

С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать ZnCl2: H2SO4, KOH, AgNO3, Na3PO4, Cu, Mg?

VI. Подведение итогов урока.

Выставление оценок. Анализ урока. Уборка рабочего места.

Используемая литература:

  1. Ф.Г. Фельдман, Г.Е. Рудзитис Химия 9.
  2. Ресурсы сети Интернет.

Приложения 1–3.