I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) (1-2 минуты).
II. Повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”. Решение тестов по 2 вариантам (Приложение 1) (8 минут).
III. Возникновение проблемной ситуации (5 минут).
- Какие ассоциации у вас возникают, когда мы говорим о пчёлах?
Ребята приводят примеры сложного поведения пчёл: постройка сот, изготовление мёда и воска, как пчёлы ориентируются, находя корм и т.д.
- Как вы думаете, чем объясняется такое поведение пчёл? Делают ли они всё это сознательно?
Возникает несоответствие между сложным поведением пчёл и простым строением нервной системы (затруднение).
- Чего же мы ещё не знаем о пчёлах?
Возникает проблема, которую нужно решить. С помощью ребят подходим к целям урока.
IV. Цели урока.
1. Выделить особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни.
2. Показать их роль в природе и значение в жизни человека.
(Д/з. §19 см. в тетрадь)
V. “Открытие нового знания” (построение проекта выхода из затруднения (10 минут).
Ребята записывают тему урока.
1. Строение медоносной пчелы. Отвечает ученик, который приготовил презентацию. У ребят на парте рисунок “Внешнее строение рабочей пчелы”.
Особое внимание ученик обращает на количество и строение глаз, щеточки и корзиночки на задних конечностях (какова их роль). Как соединено брюшко с грудью у пчелы, форма жала. Пчёлы – общественные насекомые и на слайдах видно, какие пчёлы живут в улье, сколько их.
2. Сложное поведение пчёл особенно проявится в добыче корма. Источником пищи является нектар цветковых растений. Пчёлы ориентируются с помощью органов чувств и очень сложного поведения.
Отвечает ученик со своей презентацией “ Органы чувств пчёл и их сложное поведение при добыче нектара”. На слайдах видно, что пчёлы обладают цветным зрение, но плохо видят красный цвет, зато видят ультрафиолетовые лучи. У пчёл прекрасное обоняние, чувство вкуса, “танцы пчёл” помогают им найти корм.
Пчёл раздражают резкие запахи алкоголя, одеколона, шерсти, грязной одежды. Успокаивающе на них действует окуривание дымом, запах мелиссы, спокойное состояние человека.
VI. Самостоятельная работа. Работа в парах.
Ребята работают в парах с учебником. Выясняется сложное поведение пчёл.
1 ряд. Что такое роение?
2 ряд. Что такое воск, соты, мед?
3 ряд. Какие “профессии” пчёл вы знаете? (5-7 минут).
1 группа. Учащиеся рассказывают о роении и смотрят на слайды, где показано куда может сесть рой, как его убрать.
2 группа. Соты - удивительное инженерное сооружение, состоящее из шестигранных ячеек. Пчёлы строят их из воска, вырабатываемого из мёда. На 1 кг воска требуется до 10 кг меда.
3 группа. С возрастом рабочая пчела неоднократно меняет свою “профессию”: она поочерёдно выполняет функции уборщицы, кормилицы старших личинок, приёмщицы корма, чистильщицы, строительницы сот, сторожа, сборщицы нектара. Это общественные насекомые.
Учащиеся убедились, что поведение пчёл очень сложное. Кто же учит молодых пчёл выполнять все эти сложные работы? Ребята приходят к выводу, что деятельность пчёл врождённой или инстинктивной.
Инстинкт-это последовательная цепь врожденных ответных реакций на различные раздражители.
Вторая цель урока: значение пчёл в природе и в жизни человека. Учащиеся просматривают слайды и записывают в тетрадь:
1. Опыление растений.
2. Пчелиное молочко (апилак).
3. Перга.
4. Прополис.
5. Мёд.
6. Воск.
Дома необходимо поработать с этим словами и выяснить что это такое, где применяется?
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут).
Выполнение 2 заданий – задач.
1) Два пчеловода - любителя должны попасть в улей. (Приложение 2)
2) Задание классу. Пчеловод, спустившись в подвал, где зимуют в ульях пчёлы, услышал шум - пчёлы беспокоятся. Почему они могут беспокоиться? Как устранить виновника не принося вреда пчёлам?
Ребята с 1 задачей справились, допустив незначительные ошибки.
Второе задание оказалось сложнее, но в спорах и догадках ученики пришли к выводу, что в улей проникла мышь. В этом случае нельзя включать яркий свет, а вот красный фонарь поможет пчеловоду извлечь виновника беспокойства.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока (2-3 минуты).
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Вопросы классу.
1. Какая задача была поставлена сегодня на уроке?
2. Удалось ли её решить?
3. Каким способом?
4. Какие получили результаты?
5. Что необходимо сделать ещё?
6. Где можно применять новые знания?
7. Что на уроке у вас хорошо получилось?
8. Над чем ещё надо работать?
Подведение итогов.
Оценки за урок: “5”, “5”, “4”, “5”.
Оценки за тесты:
“5”-12,
“4”-9,
“3”-2.