Цели урока: 1) углубить знания учащихся по теме “Москва – столица”; совершенствовать вычислительные навыки с многозначными числами;
2) развивать логическое мышление, память, кругозор;
3) воспитывать интерес к математике, любовь к Родине.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с историей Кремля, с некоторыми достопримечательностями Москвы, сформировать представление о них, отработать навык действий с многозначными числами.
2. Развивать интерес к изучению материала.
3. Формировать познавательный интерес, умение наблюдать и анализировать.
4. Воспитывать чувство взаимовыручки, добрых отношений в коллективе.
Оборудование: компьютер, презентация, маршрутные листы, тесты, фотографии с изображением Москвы.
Ход урока
I. Оргмомент.
Наконец-то дан звонок
Начинается урок!
II. Сообщение темы урока. Слайд 1-3 (см. презентацию).
- Сегодня на уроке мы узнаем интересные сведения о своей стране, если будем стараться, дружно работать, внимательно решать задачи.
А куда конкретно отправимся, узнаете, если правильно решите ребус.
МОСКВА
- Итак, мы отправляемся на заочную экскурсию из Старых Бобович в Москву.
III. Актуализация знаний. Устный счёт.
Запись в маршрутном листе. Приложение 1.
- Какой год считается годом основания Москвы? (1147)
- Давайте посчитаем, сколько лет нашей столице? (864)
- А начинается Москва, как известно от Кремля. Слайд 4.
И спокойный, величавый
Бодрый сторож русской славы
Кремль и красен и велик!
- Что такое Кремль? Кремль - крепость, защита.
- 30 лет крепостные стены были дубовые. (Иван Калита, 14 в.) Слайд 5-7.
- 100 лет стены были из белого камня (Дмитрий Донской). И прозвали Москву… (белокаменной). Но постепенно стены кремля обветшали и в 1485 – 1495г. при великом князе всея Руси …. (Иван III Васильевич) возводятся стены нового кремля – из красного кирпича, который мы знаем сейчас. Только верхушки башен были достроены позднее. Эти стены и башни, пережившие столетия, стали для многих поколений символом России – уже тогда появилось такое название нашего Отечества, теперь привычное и родное.
- Сколько лет длилось строительство мощных стен и башен Кремля? (10)
Запись в маршрутном листе.
IV. Работа по теме урока.
1. Слайд 8.
- Сколько же башен в Кремле?
Самая главная башня Кремля – Спасская!
Башня с главными воротами кремля во все времена производила неизгладимое впечатление. Она особо почиталась в народе. Люди считали её святой, и поэтому запрещалось проезжать через ворота на лошади, проходить с непокрытой головой. У этих ворот провожали полки, идущие в поход, встречали царей, иностранных послов. На ней установлены главные часы Кремля. Установили их братья Бутеноп в 1851 году. Занимают они 3 этажа и приводятся в действие тремя гирями весом от 160 до 224 кг.
- Но Спасская башня в Кремле не одна. Решите задачу.
Слайд 9. Задача: В кремле 11 глухих башен, проездных – 6, угловых – 3. Сколько всего башен в Кремле?
Запись в маршрутном листе.
- Только 5 башен имеют на вершине звезду. Слайд 10.
Выполнить задание и открыть звезду с названием башни. Ответ в задании это высота башни.
(1 ученик выполняет задание у доски, все остальные – в тетради). Запись в маршрутном листе.
1 башня.
Уравнение: X · 120 = 7100 + 1300
X · 120 = 8400
X = 8400:120
X = 70 (Никольская – 70 м)
2 башня
Заполни пропуски: 1ч 20 мин = …мин
8 см = …мм
8 т = … ц (Троицкая – 80 м)
3 башня
Реши задачу устно : По Москве-реке катер плыл 2 часа со скоростью 27 км/ч. Какое расстояние он проплыл? (54 км) (Боровицкая – 54 м)
4 башня
Вычислить: 4836 : 78 (62) (Водовзводная – 62 м) Имела колодец и машину для подъёма воды.
5 башня
Вычисли устно: (90 – 45) : 15 · 17 + 49 – 29 = (71)
(1500 – 500) · 0 + 71 = (71) (Спасская – 71 м)
Слайд 11. Золотые купола России.
- Колокольня Ивана Великого была самым высоким сооружением на Руси, высота 81 м.
- Давайте запишем число, которое будет являться годом “рождения” Успенского Собора главного храма Руси.
В этом числе одна тысяча, семь десятков, четыре сотни, девять единиц.
(1479 г.) Запись в маршрутном листе.
Следующая остановка у храма.
–Попробуйте по отдельным высказываниям догадаться, о каком храме мы будем говорить:
-на одном основании 9 самостоятельных церквей;
-Казань;
-мастера Барма и Постник;
-Иван Грозный.
Слайд 12. Храм Василия Блаженного. (Покровский собор)
(Чтение стихотворения, подготовленное учеником заранее)
Запись в маршрутном листе.
С моста над Москвою-рекою
Нам виден Васильевский спуск.
Там храм, возвышаясь горою,
Стоит, не стряхнув снежный груз…Тот груз пусть совсем символичен -
Украсил зимой купола.
Ведь храм красотою отличен,
Зря снег мать зима намела...Вам скажет любой очевидец,
Что время не властно над ним.
Василий Блаженный - провидец,
Хранит его светом своим...
Слайд 13. Царь-пушка. (Рассказ ученика)
Самое большое по калибру орудие в мире. Пушку отлил из бронзы в 1586 году замечательный русский мастер литейного дела Андрей Чохов.
Задача: Царь-пушка весит 2400 пудов. Сколько это килограммов? Запись в маршрутном листе. Вес 1 ядра равен 1 т.
Слайд 14. Остановка возле Царь-колокола. (Сообщение учителя)
- Много у Москвы было врагов в старину, а один из самых злейших – пожар. Однажды огонь добрался до золотой звонницы Ивана Великого и слизал жадным языком деревянные сваи, на которых был подвешен огромный колокол. На этот колокол иноземцы специально смотреть приезжали. Нигде в мире такого не было. На 10 вёрст он гудел. 100 человек его языком раскачивали. И вот разбился чудесный колокол на куски. Решили москвичи новый колокол отлить. Стали искать мастеров. Вызвались Иван Фёдорович Моторин да его сын Михаил. Решили они такой колокол отлить, какого ещё не бывало.
И сделали! Было это в 1748 году. Сколько он весил, сосчитайте сами. (На слайде задание)
1600 + 800 – 2200 = 200
- Но вот досада. Когда колокол ещё на деревянных подпорках стоял, новый пожар случился. Подставки сгорели, колокол от огня накалился, а люди стали тушить его водой и от резкого перепада температуры колокол треснул и откололся от колокола большой кусок. Моторины с горя и трогать его больше не стали. Так колокол пролежал в земле около века. Потом нашлись люди, которые откопали его и установили как памятник. Запись в маршрутном листе.
Физминутка.
Слайд 15. улица Тверская – центральная улица Москвы.
- Я предлагаю вам “пройтись красиво по Тверской”. Запись в маршрутном листе.
- Что вы купите в Москве?
- Кому будите звонить?
- Какие знаменитые люди живут в Москве?
Слайд 16. Большой театр.
Большой театр — один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Расположен в центре Москвы, на Театральной площади.
Театр неоднократно горел, восстанавливался, перестраивался, сливалась и разъединялась его труппа. Попасть в Большой театр нелегко.
(Читает стихотворение ученица. Дети хлопают)
Слайд 17. Третьяковская галерея. (Рассказ учителя)
Третьяковская галерея – художественный музей. Это – мировая сокровищница произведений живописи и скульптуры. В ней хранится около 35 тысяч картин.
Основан в 1856 году П.М.Третьяковым, который передал в дар Москве, народу огромную бесценную коллекцию картин. Галерея была главной целью и смыслом жизни Павла Третьякова. Уже передав галерею городу, он по-прежнему заботился о ней, покупал новые картины, встречался с художниками. Последними словами его были – “берегите галерею”…Более 60 тысяч произведений живописи, графики и скульптуры насчитывают сегодня фонды Третьяковской галереи. Ежегодно здесь бывает до полутора миллионов человек.
Физминутка для глаз.
Слайд 18-20.
Игра “День-ночь” - устный счёт.
3 · 4 + 8 : 5 · 10 · 100=
5000 + 15000 · 3=
Слайд 21. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.
- Это– крупнейшее учебное заведение России. Один из центров мировой науки. Сюда приезжают молодые люди со всех концов света, чтобы получить высшее образование.
- Вы тоже можете туда поступить, если хорошо будете выполнять тестирование (ЕГЭ).
Самостоятельная работа . Выполнить тест. Запись в маршрутном листе.
Слайд 22. Останкинская башня.
Построена 27 апреля 1967 года.
Башня рассчитана так, что выдержит самый сильный ураган. Вершина может отклоняться до 13 метров. Башня выстоит и при скорости ветра 43 м/сек. Впрочем, такой ураган можно ожидать 1 раз в 2000 лет.
На башне расположен ресторан “7 небо”. Там стоит 72 столика по 4 места. Сколько человек может сразу посетить ресторан? (288 чел.)
За 1 день телебашню посещает 5000 человек в среднем. Сколько человек может посетить башню за месяц март?(155000)
Запись в маршрутном листе.
Слайд 23. Метро.
А сейчас мы окажемся под землей. Куда же мы попали?
Метро – подземная московская дорога. Полное название – метрополитен. Нужно всего полчаса, чтобы доставить пассажиров из одного конца большого города в другой. Это гордость нашей столицы. Московский метрополитен считается самым лучшим в мире.
Видеоролик о Москве.
V. Итог урока.
- Сегодня наше путешествие подошло к концу. Но оно будет продолжаться на всём протяжении вашей учёбы, вашего детства и всей вашей жизни. Нет будущего у страны, где дети и взрослые не знают её историю, историю любимого города. Поэтому давайте будем любознательными, будем гордиться своей страной, своей столицей.
- Было ли вам интересно?
- Что вам особенно понравилось, запомнилось на экскурсии?
- Что бы вы хотели увидеть своими глазами?
- Мы всё успели посмотреть, значит мы хорошо работали.
VI. Этап рефлексии.
1. Взять звёздочки и зажечь над фотографиями Москвы, где бы вы хотели побывать.
2. Фото на память.
VII. Домашнее задание.
- На память о нашей экскурсии вы можете взять домой “визитки” с заданиями о Москве и выполнить их на своих маршрутных листах.
Нарисовать иллюстрации по нашей экскурсии.
1 конверт – “визитки”-задания по окружающему миру. Викторина.
2 конверт – “визитки”-задания по математике. Решить задачи.
3 конверт – “визитки”-задания по математике. Вычислить.