Урок русского языка. 3-й класс. "Существительные первого склонения"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


УМК “Перспективная начальная школа”

Цель урока: - создать условия для формирования навыков распознавания существительных первого склонения и правописания падежных окончаний.

Задачи:

  • обеспечить развитие навыков распознавания имён существительных первого склонения по определённым признакам; показать, что существительные одного склонения имеют одинаковый набор падежных окончаний;

  • содействовать развитию словарного запаса слов, умению работать со словарём, в группах, парах; учить взаимовыручке;

  • способствовать воспитанию коммуникативных навыков на этапах целеполагания и анализа языкового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети. Пожалуйста, повернитесь друг к другу и подарите свою улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам необходимо на нашем уроке.

    Снова мы с помощниками вместе
    Знания новые будем добывать.
    Маша с Мишей нам помогут
    Существительные просклонять.

- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

  1. Определение темы урока и постановка цели.

- Нам нужно определить тему урока. Как мы справимся с этой задачей?

(учащиеся открывают “Оглавление” и самостоятельно находят страницу и тему урока)

- Прочитайте тему урока.

- Определите цели нашего урока?

- Ваши цели совпали с целями авторов нашего учебника.

- Сегодня мы будем учиться распознавать и склонять имена существительные первого склонения, научимся писать окончания существительных при склонении.

- А с какой целью каждому из вас необходимо хорошо и быстро научиться распознавать 1 склонение имён существительных? ( чтобы правильно писать окончания существительных).

- Для того чтобы открыть новые знания нам нужно вспомнить много правил, быть внимательными и активно работать.

  1. Актуализация опорных знаний.

Работа в группах.

Задание: найди лишнее слово.

У детей карточки со словарными словами.

1 группа – тарелка, четверг, футбол, праздник. (тарелка)

2 группа – пенал, тарелка, тетрадь, линейка. (тарелка)

3 группа – автобус, трамвай, троллейбус, тарелка. (тарелка)

- По каким признакам определили? (спикеры озвучивают решение группы)

4. Словарная работа.

- Это словарное слово. (Приложение 1. Слайд 1)

- Найдите ошибкоопасное место в этом слове. На что похожи языки пламени в тарелке факела?

- Где вы видели факел?

- В нашей стране в 2014 году в г. Сочи состоятся зимние Олимпийские Игры.

- Откройте словарь “Пиши правильно”. Найдите это слово, прочитайте, запомните его написание.

- Запишите слово в тетради.

- Проверьте по словарю.

5. Орфографическая минутка.

- Откройте тетрадь на печатной основе на стр. 76. Найдите новое словарное слово.

- Выполните упр. 82 по заданию. Если хотите задание можно выполнить в парах. (один ученик 1 предложение, а сосед – второе).

- Если вы справились с заданием, обязательно помогите своему соседу.

- Проверим устно по цепочке.

- Найдите существительные ж.р. (Земля, тарелка).

- Как вы думаете, к какому склонению они относятся?

- Проверим наше предположение.

6. Первичное восприятие и усвоение нового материала.

6.1. Откройте учебник на стр. 119.

Читает ученик.

“Волшебница Анишит Йокоповна спрашивает нас: существительные какого рода в начальной форме имеют окончания - а, - я.

Миша уверенно ответил только существительные женского рода.

Ты попал впросак, Мишенька, покачала головой волшебница. А ты, как думаешь Мария?

Маша ответила:

- Не только женского, но и мужского рода”.

- Вы согласны с Машей? Приведите примеры. Если вам нужна помощь, можете воспользоваться Обратным словарём. (учащиеся вспоминают слова мужского рода с окончаниями - а, -я., при затруднении работают со словарём)

- Я тоже согласна с вами. А теперь давайте выясним, что значит попасть впросак. Для этого обратимся к словарю устойчивых выражений. (учащиеся работают с научной справкой)

- Как вы понимаете выражение “попасть впросак”?

- Чтобы вы никогда не попадали впросак, необходимо научиться быстро и правильно склонять имена существительные.

6.3. Работа в группах. (Приложение 2)

1 группа – просклоняйте слово СТЕНА.

2 группа – просклоняйте слово ЗЕМЛЯ.

3 группа – просклоняйте слово ТРАВА

- Выделите окончания.

- Давайте проверим результат вашей работы. (спикеры прикрепляют работы на доску)

- Вы склоняли разные слова, а что общего у этих слов?

- Какого они рода?

- К какому склонению они относятся?

- Сравните окончания. Что заметили?

- Посмотрите на экран, Миша и Маша просклоняли существительные МИШКА и ДЯДЯ. (Приложение 1. Слайд 2)

- Какого они рода?

- К какому склонению они относятся?

- Что можете сказать об известных окончаниях слов м р. и ж.р.?

- А какие окончания пишутся в Р.п., Д.п., и П.п., они не знают.

Читает ученик с. 120 (первых два абзаца после упр. 110)

- К каким словам нужно обратиться за помощью? (трава, земля)

- Помогите вставить нужные окончания.

- Какой можно сделать вывод? (существительные одного склонения имеют одинаковые падежные окончания)

- Анишит Йокоповна тоже согласна с вами. Падежные окончания у слов женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в начальной форме одинаковы.

- Прочтите правило Летучей Мыши. Сравните свой вывод с научной точкой зрения.

ДМ. Игра “Ладошки”. Сейчас поиграем в слова первого склонения. Дети становятся вкруг и кладут правую руку на ладошку соседа справа, а левую руку под ладошку соседа слева. Хлопая друг друга по ладошке, называют существительные 1 склонения.

  1. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

Работа в парах. (упр.111) Я вам предлагаю выполнить другое задание, если хотите.

- Найди в словаре одно существительное ж. р. с окончаниями - а, - я. А твой сосед – м.р. с окончаниями - а, - я. Просклоняйте эти существительные. Выделите окончания. Если хотите, можете воспользоваться перфокартой. (Приложение 3)

- Положите тетрадки рядом друг с другом и сравните окончания.

- Сделайте вывод.

7.2. Работа со словарём “Пиши правильно”. (упр. 113)

- Выпишите 5 существительных только 1 склонения.

- Поработайте с этими словами. Выполните задания по вашему желанию. (Приложение 1. Слайд 3)

  • Поставь ударение.
  • Выдели окончание.
  • Разбери по составу.
  • Составь словосочетание.
  • Составь предложение (с 1 словом по выбору).
  • Просклоняй любое слово (по выбору).
  1. Рефлексия (итог урока). (Приложение 1. Слайд 4)

Продолжи предложение.

Я вспомнил …..

Я узнал………

Я научился……..

9. Оценивание.

10. Д/З упр.112.

Спишите текст.

Кто сможет, выполнит задание к упражнению.

Кто желает, найдёт и прочтет научную справку “устойчивого выражения” (по выбору) и сделает сообщение.