УМК “Перспективная начальная школа”
Цель урока: - создать условия для формирования навыков распознавания существительных первого склонения и правописания падежных окончаний.
Задачи:
обеспечить развитие навыков распознавания имён существительных первого склонения по определённым признакам; показать, что существительные одного склонения имеют одинаковый набор падежных окончаний;
содействовать развитию словарного запаса слов, умению работать со словарём, в группах, парах; учить взаимовыручке;
способствовать воспитанию коммуникативных навыков на этапах целеполагания и анализа языкового материала.
Ход урока
- Организационный момент
- Здравствуйте, дети. Пожалуйста, повернитесь друг к другу и подарите свою улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам необходимо на нашем уроке.
Снова мы с помощниками вместе
Знания новые будем добывать.
Маша с Мишей нам помогут
Существительные просклонять.
- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
- Определение темы урока и постановка цели .
- Нам нужно определить тему урока. Как мы справимся с этой задачей?
(учащиеся открывают “Оглавление” и самостоятельно находят страницу и тему урока)
- Прочитайте тему урока.
- Определите цели нашего урока?
- Ваши цели совпали с целями авторов нашего учебника.
- Сегодня мы будем учиться распознавать и склонять имена существительные первого склонения, научимся писать окончания существительных при склонении.
- А с какой целью каждому из вас необходимо хорошо и быстро научиться распознавать 1 склонение имён существительных? ( чтобы правильно писать окончания существительных).
- Для того чтобы открыть новые знания нам нужно вспомнить много правил, быть внимательными и активно работать.
- Актуализация опорных знаний .
Работа в группах.
Задание: найди лишнее слово.
У детей карточки со словарными словами.
1 группа – тарелка, четверг, футбол, праздник. (тарелка)
2 группа – пенал, тарелка, тетрадь, линейка. (тарелка)
3 группа – автобус, трамвай, троллейбус, тарелка. (тарелка)
- По каким признакам определили? (спикеры озвучивают решение группы)
4. Словарная работа.
- Это словарное слово. (Приложение 1. Слайд 1)
- Найдите ошибкоопасное место в этом слове. На что похожи языки пламени в тарелке факела?
- Где вы видели факел?
- В нашей стране в 2014 году в г. Сочи состоятся зимние Олимпийские Игры.
- Откройте словарь “Пиши правильно”. Найдите это слово, прочитайте, запомните его написание.
- Запишите слово в тетради.
- Проверьте по словарю.
5. Орфографическая минутка.
- Откройте тетрадь на печатной основе на стр. 76. Найдите новое словарное слово.
- Выполните упр. 82 по заданию. Если хотите задание можно выполнить в парах. (один ученик 1 предложение, а сосед – второе).
- Если вы справились с заданием, обязательно помогите своему соседу.
- Проверим устно по цепочке.
- Найдите существительные ж.р. (Земля, тарелка).
- Как вы думаете, к какому склонению они относятся?
- Проверим наше предположение.
6. Первичное восприятие и усвоение нового материала.
6.1. Откройте учебник на стр. 119.
Читает ученик.
“Волшебница Анишит Йокоповна спрашивает нас: существительные какого рода в начальной форме имеют окончания - а, - я.
Миша уверенно ответил только существительные женского рода.
Ты попал впросак, Мишенька, покачала головой волшебница. А ты, как думаешь Мария?
Маша ответила:
- Не только женского, но и мужского рода”.
- Вы согласны с Машей? Приведите примеры. Если вам нужна помощь, можете воспользоваться Обратным словарём. (учащиеся вспоминают слова мужского рода с окончаниями - а, -я., при затруднении работают со словарём)
- Я тоже согласна с вами. А теперь давайте выясним, что значит попасть впросак. Для этого обратимся к словарю устойчивых выражений. (учащиеся работают с научной справкой)
- Как вы понимаете выражение “попасть впросак”?
- Чтобы вы никогда не попадали впросак, необходимо научиться быстро и правильно склонять имена существительные.
6.3. Работа в группах. (Приложение 2)
1 группа – просклоняйте слово СТЕНА.
2 группа – просклоняйте слово ЗЕМЛЯ.
3 группа – просклоняйте слово ТРАВА
- Выделите окончания.
- Давайте проверим результат вашей работы. (спикеры прикрепляют работы на доску)
- Вы склоняли разные слова, а что общего у этих слов?
- Какого они рода?
- К какому склонению они относятся?
- Сравните окончания. Что заметили?
- Посмотрите на экран, Миша и Маша просклоняли существительные МИШКА и ДЯДЯ. (Приложение 1. Слайд 2)
- Какого они рода?
- К какому склонению они относятся?
- Что можете сказать об известных окончаниях слов м р. и ж.р.?
- А какие окончания пишутся в Р.п., Д.п., и П.п., они не знают.
Читает ученик с. 120 (первых два абзаца после упр. 110)
- К каким словам нужно обратиться за помощью? (трава, земля)
- Помогите вставить нужные окончания.
- Какой можно сделать вывод? (существительные одного склонения имеют одинаковые падежные окончания)
- Анишит Йокоповна тоже согласна с вами. Падежные окончания у слов женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в начальной форме одинаковы.
- Прочтите правило Летучей Мыши. Сравните свой вывод с научной точкой зрения.
ДМ. Игра “Ладошки”. Сейчас поиграем в слова первого склонения. Дети становятся вкруг и кладут правую руку на ладошку соседа справа, а левую руку под ладошку соседа слева. Хлопая друг друга по ладошке, называют существительные 1 склонения.
- Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
Работа в парах. (упр.111) Я вам предлагаю выполнить другое задание, если хотите.
- Найди в словаре одно существительное ж. р. с окончаниями - а, - я. А твой сосед – м.р. с окончаниями - а, - я. Просклоняйте эти существительные. Выделите окончания. Если хотите, можете воспользоваться перфокартой. (Приложение 3)
- Положите тетрадки рядом друг с другом и сравните окончания.
- Сделайте вывод.
7.2. Работа со словарём “Пиши правильно”. (упр. 113)
- Выпишите 5 существительных только 1 склонения.
- Поработайте с этими словами. Выполните задания по вашему желанию. (Приложение 1. Слайд 3)
- Поставь ударение.
- Выдели окончание.
- Разбери по составу.
- Составь словосочетание.
- Составь предложение (с 1 словом по выбору).
- Просклоняй любое слово (по выбору).
- Рефлексия (итог урока). (Приложение 1. Слайд 4)
Продолжи предложение.
Я вспомнил …..
Я узнал………
Я научился……..
9. Оценивание.
10. Д/З упр.112.
Спишите текст.
Кто сможет, выполнит задание к упражнению.
Кто желает, найдёт и прочтет научную справку “устойчивого выражения” (по выбору) и сделает сообщение.