Программа курса "Народоведение". "История моего села"

Разделы: Начальная школа


Программа “История моего села” носит ярко выраженный краеведческий характер. Это имеет большое значение в расширении кругозора учащихся. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли и других ценных качеств личности. При изучении “своей местности” у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: “От известного к неизвестному, от близкого к далекому”. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.

Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся.

Программа рассчитана на учащихся 8-9 лет, предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.

В программе рассматривается:

  • изучение родословной;

  • изучение истории села;

  • топонимика окрестностей села.

Предполагаемые результаты

  • приобретение учащимися знаний об истории, культуре своего села, топонимики
  • овладение школьниками навыками изучения истории родного края
  • использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории , литературы, географии)
  • пропаганда краеведческих знаний (творческие работы, выступления перед другими учащимися, перед родителями)
  • овладение первоначальными навыками поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)
  • выполнение первичных исследовательских навыков по краеведческой деятельности (составление генеалогического дерева своей семьи).

Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего  села.

Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому программа направлена на изучение истории родной земли, родного села на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.

(приложение)