Программа “История моего села” носит ярко выраженный краеведческий характер. Это имеет большое значение в расширении кругозора учащихся. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли и других ценных качеств личности. При изучении “своей местности” у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Тем самым краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: “От известного к неизвестному, от близкого к далекому”. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.
Использование учителем в ходе урока краеведческого материала значительно активизирует деятельность учащихся.
Программа рассчитана на учащихся 8-9 лет, предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.
В программе рассматривается:
изучение родословной;
изучение истории села;
топонимика окрестностей села.
Предполагаемые результаты
- приобретение учащимися знаний об истории, культуре своего села, топонимики
- овладение школьниками навыками изучения истории родного края
- использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории , литературы, географии)
- пропаганда краеведческих знаний (творческие работы, выступления перед другими учащимися, перед родителями)
- овладение первоначальными навыками поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)
- выполнение первичных исследовательских навыков по краеведческой деятельности (составление генеалогического дерева своей семьи).
Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего села.
Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому программа направлена на изучение истории родной земли, родного села на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.