Открытый урок по географии в 8-м классе по теме "Озера России"

Разделы: География


Цель урока: формировать представление об особенностях озер России.

Задачи:

  1. Раскрыть характерные особенности озер России.
  2. Развивать умения актуализировать свои знания и применять их на практике, анализировать различные источники информации, устанавливать причинно-следственные связи; развивать интеллектуальную инициативу у учащихся, исследовательские и коммуникативные навыки, творческие способности.
  3. Воспитывать основы научного мировоззрения, чувство патриотизма.

Оборудование: компьютер, проектор, физическая карта России, презентация к уроку (приложение 1), листы заданий (приложение 2), раздаточный материал (приложение 3), атласы.

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: настроить учащихся на познавательную деятельность.

- Начинаем урок. Я рассчитываю на вашу активность и поддержку. Разделимся на 4 группы.

2. Актуализация знаний

Цель: проверить усвоение учащимися темы “Реки России”, выявление пробелов, их коррекция; способствовать становлению умения оценивать.

Откроем тетради, запишем число. Я буду читать определения понятий, которые связаны с рекой и речной системой, а вы должны написать само понятие (приложение 1).

Самый низкий уровень воды в реке, наблюдаемый на протяжении нескольких дней.

  • Регулярное изменение уровня и расхода воды в реке на протяжении года.

  • Превышение высоты истока над высотой устья.

  • Отношение величины падения реки к ее длине.

  • Место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан.

  • Углубление в земной коре, по которому течет река.

Теперь вам надо исключить из перечисленных слов лишнее понятие или название.

  • Паводок, межень, устье, половодье.

  • Долина, приток, русло, пойма.

- Обменяемся тетрадями, проверим друг у друга, поставим оценку.

3.Подготовка к основному этапу занятия

Цель: обеспечить мотивацию учащихся к усвоению нового материала.

- Ангара, Печора, Байкал, Лена – найди лишнее.

- О чем пойдет речь на уроке?

- Запишите тему урока.

- Каждое слово что-нибудь означает. Вспомним значение слова “озера”.

Озеро – ……………………………………………………………………..

- Какие озера знаете? Можете ли их показать на карте? Для чего нужны знания об озёрах?

- Запишите ваши личные образовательные цели урока, используя глаголы: хочу узнать, хочу обсудить, научиться……….

- Наши цели на уроке: расширить свои знания об озерах России, знать, где они расположены, главное – уметь слушать и слышать друг друга и помогать.

-В нашей стране озёр немногим меньше 3 млн., причём преобладают малые озёра площадью до 1 кв.км. С помощью карт атласа давайте выделим территории с наиболее высокой степенью озёрности.

- Почему именно на данных территориях? Какие условия нужны для образования озёр?

- Какое озеро России самое глубокое?

- Какое озеро России самое большое по площади?

4.Усвоение новых знаний и способов действий

Цель: обеспечить усвоение учащимися разновидности типов озерных котловин, систематизировать знания об озерах России; активизировать самостоятельность в добывании знаний, работая с географической номенклатурой; развивать умение осмысленно работать с текстом; развивать умение работать в команде.

- Недалеко от Кольского полуострова находится мало чем привлекательный остров. О нем бы и не стали писать, если бы ученые не обнаружили “пятиэтажное” озеро. В нем несколько несмешивающихся слоев воды. Здесь можно встретить представителей морей и рек. А есть слой воды, где обитают животные, которые могут жить без кислорода. Что это за озеро? Почему оно так особенно? Какие знания об озерах помогут нам ответить на этот вопрос?

- Учимся систематизировать: чем озера могут отличаться друг от друга?

- Я предлагаю вниманию 2 озера (Ладожское и Байкал). В чем их различие?

- Различают несколько типов образования озерных котловин. Каждой группе предлагаю ознакомиться с определенным озером и занести о нем сведения в таблицу, которая дана в ваших листах заданий. (Приложение 2) При работе с текстом зеленым цветом подчеркиваете известные вам фаты, красным – что узнали впервые. (Приложение 3)

- Итак, о каких типах озерных котловин вы узнали?

Учитель кратко знакомит с другими типами озерных котловин (запрудные, старицы и др.)

Динамическая пауза.

- Развиваем географические навыки. Что можно ещё узнать об озерах с помощью карт атласа? Попробуйте дополнить характеристику тому озеру, с которым вы работали изначально на ваш выбор с помощью карт атласа (у вас 5 минут).

Учащиеся излагают полученную информацию.

- Найдите в атласах карту плотности населения, расположение на ней Байкала, Каспийского моря, Кроноцкого озера, оз.Шебеты. Будет ли влиять на качество воды в озере плотность населения той территории, где оно расположено? Какое озеро на ваш взгляд наиболее чистое? Почему?

- Учимся высказывать свою точку зрения. Что вы слышали о создании национального парка “Чикой”? Вопрос: стоит ли создавать на территории Красночикойского района национальный парк “Чикой”, куда будет и входить озеро Шебеты?

1 гр. – выступающие, остальные оппоненты, которые могут поддержать или опровергнуть их мнение.

5.Закрепление знаний и способов действий.

Цель: получить информацию об уровне усвоения учащимися новых знаний и способов действий.

- Вернемся к вопросу, которое задала в начале урока. Недалеко от Кольского полуострова находится мало чем привлекательный остров. О нем бы и не стали писать, если бы ученые не обнаружили “пятиэтажное” озеро. В нем несколько несмешивающихся слоев воды. Здесь можно встретить представителей морей и рек. А есть слой воды, где обитают животные, которые могут жить без кислорода. Что это за озеро? Какой тип котловины у данного озера?

(Недалеко от Кольского полуострова есть остров Кильдин и озеро Могильное. Это озеро было частью моря. Остаточное озеро.).

Обозначить с помощью условных знаков типы озёр по происхождению: О – остаточное; Л – ледниковое; Т – тектоническое; В-вулканическое.

Каспийское.

Ханка.

Байкал.

Ладожское.

Телецкое.

Онежское.

Таймыр.

Чаны

Кроноцкое

- Проверьте себя и поставьте оценку.

6.Подведение итогов урока.

Цель: развивать умение давать анализ и оценку достижения цели, осуществлять рефлексию.

- Вернемся к вашим целям, которые вы поставили перед собой на уроке.

* на уроке мне удалось узнать………………………..

* Как я могу использовать полученные на уроке знания?

* я научился……………………

* Если бы я работал на уроке не в группе, а один, смог бы я достигнуть таких результатов?

* Работу кого из ребят я отметил бы особенно?

7. Задание на дом.

Цель: формировать умение использовать новые знания в разных ситуациях, дать возможность выбора.

Домашнее задание на выбор:

1. Подготовить сообщение с презентацией на тему “Самое интересное озеро России”.

2. Составить кроссворд на тему “Озера России”.

3*. Ответить на вопрос: Какое влияние оказывают озёра на другие компоненты природы?

4. Характерным для Поволжья, Предуралья и Кавказа являются Карстовые озёра. Они, как правило, небольшие и обладают уникальной особенностью: вода в них может внезапно исчезнуть. Объясните почему. Проиллюстрируйте ваши суждения схемой.