Цель урока: формировать представление об особенностях озер России.
Задачи:
- Раскрыть характерные особенности озер России.
- Развивать умения актуализировать свои знания и применять их на практике, анализировать различные источники информации, устанавливать причинно-следственные связи; развивать интеллектуальную инициативу у учащихся, исследовательские и коммуникативные навыки, творческие способности.
- Воспитывать основы научного мировоззрения, чувство патриотизма.
Оборудование: компьютер, проектор, физическая карта России, презентация к уроку (приложение 1), листы заданий (приложение 2), раздаточный материал (приложение 3), атласы.
Ход урока
- Организационный момент
Цель: настроить учащихся на познавательную деятельность.
- Начинаем урок. Я рассчитываю на вашу активность и поддержку. Разделимся на 4 группы.
2. Актуализация знаний
Цель: проверить усвоение учащимися темы “Реки России”, выявление пробелов, их коррекция; способствовать становлению умения оценивать.
Откроем тетради, запишем число. Я буду читать определения понятий, которые связаны с рекой и речной системой, а вы должны написать само понятие (приложение 1).
Самый низкий уровень воды в реке, наблюдаемый на протяжении нескольких дней.
Регулярное изменение уровня и расхода воды в реке на протяжении года.
Превышение высоты истока над высотой устья.
Отношение величины падения реки к ее длине.
Место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан.
Углубление в земной коре, по которому течет река.
Теперь вам надо исключить из перечисленных слов лишнее понятие или название.
Паводок, межень, устье, половодье.
Долина, приток, русло, пойма.
- Обменяемся тетрадями, проверим друг у друга, поставим оценку.
3.Подготовка к основному этапу занятия
Цель: обеспечить мотивацию учащихся к усвоению нового материала.
- Ангара, Печора, Байкал, Лена – найди лишнее.
- О чем пойдет речь на уроке?
- Запишите тему урока.
- Каждое слово что-нибудь означает. Вспомним значение слова “озера”.
Озеро – ……………………………………………………………………..
- Какие озера знаете? Можете ли их показать на карте? Для чего нужны знания об озёрах?
- Запишите ваши личные образовательные цели урока, используя глаголы: хочу узнать, хочу обсудить, научиться……….
- Наши цели на уроке: расширить свои знания об озерах России, знать, где они расположены, главное – уметь слушать и слышать друг друга и помогать.
-В нашей стране озёр немногим меньше 3 млн., причём преобладают малые озёра площадью до 1 кв.км. С помощью карт атласа давайте выделим территории с наиболее высокой степенью озёрности.
- Почему именно на данных территориях? Какие условия нужны для образования озёр?
- Какое озеро России самое глубокое?
- Какое озеро России самое большое по площади?
4.Усвоение новых знаний и способов действий
Цель: обеспечить усвоение учащимися разновидности типов озерных котловин, систематизировать знания об озерах России; активизировать самостоятельность в добывании знаний, работая с географической номенклатурой; развивать умение осмысленно работать с текстом; развивать умение работать в команде.
- Недалеко от Кольского полуострова находится мало чем привлекательный остров. О нем бы и не стали писать, если бы ученые не обнаружили “пятиэтажное” озеро. В нем несколько несмешивающихся слоев воды. Здесь можно встретить представителей морей и рек. А есть слой воды, где обитают животные, которые могут жить без кислорода. Что это за озеро? Почему оно так особенно? Какие знания об озерах помогут нам ответить на этот вопрос?
- Учимся систематизировать: чем озера могут отличаться друг от друга?
- Я предлагаю вниманию 2 озера (Ладожское и Байкал). В чем их различие?
- Различают несколько типов образования озерных котловин. Каждой группе предлагаю ознакомиться с определенным озером и занести о нем сведения в таблицу, которая дана в ваших листах заданий. (Приложение 2) При работе с текстом зеленым цветом подчеркиваете известные вам фаты, красным – что узнали впервые. (Приложение 3)
- Итак, о каких типах озерных котловин вы узнали?
Учитель кратко знакомит с другими типами озерных котловин (запрудные, старицы и др.)
Динамическая пауза.
- Развиваем географические навыки. Что можно ещё узнать об озерах с помощью карт атласа? Попробуйте дополнить характеристику тому озеру, с которым вы работали изначально на ваш выбор с помощью карт атласа (у вас 5 минут).
Учащиеся излагают полученную информацию.
- Найдите в атласах карту плотности населения, расположение на ней Байкала, Каспийского моря, Кроноцкого озера, оз.Шебеты. Будет ли влиять на качество воды в озере плотность населения той территории, где оно расположено? Какое озеро на ваш взгляд наиболее чистое? Почему?
- Учимся высказывать свою точку зрения. Что вы слышали о создании национального парка “Чикой”? Вопрос: стоит ли создавать на территории Красночикойского района национальный парк “Чикой”, куда будет и входить озеро Шебеты?
1 гр. – выступающие, остальные оппоненты, которые могут поддержать или опровергнуть их мнение.
5.Закрепление знаний и способов действий.
Цель: получить информацию об уровне усвоения учащимися новых знаний и способов действий.
- Вернемся к вопросу, которое задала в начале урока. Недалеко от Кольского полуострова находится мало чем привлекательный остров. О нем бы и не стали писать, если бы ученые не обнаружили “пятиэтажное” озеро. В нем несколько несмешивающихся слоев воды. Здесь можно встретить представителей морей и рек. А есть слой воды, где обитают животные, которые могут жить без кислорода. Что это за озеро? Какой тип котловины у данного озера?
(Недалеко от Кольского полуострова есть остров Кильдин и озеро Могильное. Это озеро было частью моря. Остаточное озеро.).
Обозначить с помощью условных знаков типы озёр по происхождению: О – остаточное; Л – ледниковое; Т – тектоническое; В-вулканическое.
Каспийское.
Ханка.
Байкал.
Ладожское.
Телецкое.
Онежское.
Таймыр.
Чаны
Кроноцкое
- Проверьте себя и поставьте оценку.
6.Подведение итогов урока.
Цель: развивать умение давать анализ и оценку достижения цели, осуществлять рефлексию.
- Вернемся к вашим целям, которые вы поставили перед собой на уроке.
* на уроке мне удалось узнать………………………..
* Как я могу использовать полученные на уроке знания?
* я научился……………………
* Если бы я работал на уроке не в группе, а один, смог бы я достигнуть таких результатов?
* Работу кого из ребят я отметил бы особенно?
7. Задание на дом.
Цель: формировать умение использовать новые знания в разных ситуациях, дать возможность выбора.
Домашнее задание на выбор:
1. Подготовить сообщение с презентацией на тему “Самое интересное озеро России”.
2. Составить кроссворд на тему “Озера России”.
3*. Ответить на вопрос: Какое влияние оказывают озёра на другие компоненты природы?
4. Характерным для Поволжья, Предуралья и Кавказа являются Карстовые озёра. Они, как правило, небольшие и обладают уникальной особенностью: вода в них может внезапно исчезнуть. Объясните почему. Проиллюстрируйте ваши суждения схемой.