Цели урока.
Образовательная:
– знать правило вычитания десятичных дробей, уметь вычитать десятичные дроби;
развивающие:
– формирование умения выделять главное, сравнивать, анализировать и делать выводы;
– формирование умения формулировать познавательные задачи, планировать познавательную деятельность;
– развивать качества личности – трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении цели.
воспитательные:
– выработка объективной оценки своих достижений;
– формирование честности, как составляющей законопослушания;
– формирование ответственности.
Ход урока
1. Организационный момент: подготовка учащихся к работе на занятии. Итогом явилось то, что все учащиеся включились в рабочую обстановку.
2. Актуализация знаний: обеспечить мотивацию, провести актуализацию опорных знаний и умений. (“Волшебный квадрат”: повторение чтения и записи десятичных дробей, правило сложения десятичных дробей).
Методы обучения: репродуктивный, поисковый;
форма организации познавательной деятельности: фронтальная;
результат: учащиеся подготовились к активной учебно-познавательной деятельности.
Приложение 1. Слайд 1.
Учитель. Сегодня на уроке у нас необычный гость – житель рек и озёр – бобёр. Этого зверя можно встретить и в нашей Омской области. Бобёр находится под охраной государства. Бобёр – крупный грызун, ведёт подводный образ жизни, обитает по лесным рекам, сооружает из ветвей и ила плотины длиной 5-6 м. Наш гость хочет познакомиться с вами поближе. Он приготовил вам задание. Если вы правильно ответите на вопрос, то узнаете: какой длины бывает этот зверь.
Поможет нам в этом волшебный квадрат:
5,9 | 6,3 | 3,6 |
2,3 | 2,7 | 0 |
3,7 | 4,1 | 1,4 |
Задание 1. Из первой строки выберите наименьшее число и запишите в тетрадь. Из второй строки выберите наибольшее число. Из третьей не наибольшее и не наименьшее число. Найдите сумму выбранных чисел. Результат, выраженный в дециметрах и даст ответ на поставленный вопрос. Выразите полученное число дециметров в метрах.
Задание 2. Наш гость приготовил ещё несколько вопросов.
1) Найдите сумму чисел, стоящих на диагоналях квадрата. Что вы заметили?
2) Из каждой строки и каждого столбца выберите по одному числу и найдите их сумму. Что у вас получилось?
Как вы думаете, почему бобёр назвал свой квадрат “волшебным”?
Для решения задач мы пользовались правилом. Что это за правило? Сформулируйте его. Дети называют и формулируют правило сложения десятичных дробей. (Приложение 1. Слайд 2.)
3. Формирование ЗУН.
1) Постановка проблемы:
Учитель.
– Какое действие в математике является противоположным сложению?
– Используя набор слов, записанных на карточках, и представленных на доске: “уменьшаемое”, “вычитание”, “разность”, “вычитаемое”, “дробей”, “десятичных”, “записать” тему урока.
“Вычитание десятичных дробей” (Приложение 1. Слайд 3.)
– Как связаны оставшиеся термины с темой урока?
Учащиеся. Это названия компонентов действия вычитания.
2) Формулировка цели урока совместно с учащимися: знать правило вычитания десятичных дробей; уметь вычитать десятичные дроби.
3) Изучение правила вычитания десятичных дробей.
Учащимся были представлены задания разного уровня сложности. Итогом выполнения задания является формулировка правила вычитания десятичных дробей.
Методы обучения: частично-поисковый;
форма организации познавательной деятельности – групповая;
результат: учащиеся изучили правило вычитания десятичных дробей и сформулировали алгоритм выполнения этого действия.
Учитель Для изучения правила мы разделимся на группы (задания группам: Приложение 2). Во время выполнения задания в группе вы можете совещаться, помогать друг другу. Выполнив задание, вы должны будете сформулировать правило вычитания десятичных дробей.
После выполнения задания учащиеся формулируют правило. (Приложение 1. Слайд 3.)
4) Закрепление: решение примеров и проверка решения по представленному образцу;
занесение результатов выполнения задания в оценочный лист.
Методы обучения: репродуктивный;
форма организации познавательной деятельности – фронтальная, самоконтроль;
результат: учащиеся знают как вычитать десятичные дроби.
Самостоятельное решение № 1214 (а-е) из учебника и проверка выполнения путём сравнения с образцом решения. (Приложение 1. Слайд 4). Результаты проверки заносятся в оценочный лист: “+” если ответ верный, “–”, если нет. (Приложение 4)
5) Контроль: дифференцированная работа по карточкам для выявления степени усвоения изученного материала
Методы обучения: I уровень – репродуктивный; II и III уровень – частично-поисковый;
форма организации познавательной деятельности – индивидуально-групповая,
взаимопроверка, самоконтроль;
результат: составлено представление о степени усвоения учащимися изученного материала, о достижениях и пробелах в изученной теме.
(Приложение 3):
I уровень – решить примеры и сопоставить ответы (выполняется самостоятельно, проверка результатов старшим в группе по представленному учителем “ключу”);
II уровень – решение заданий с выбором ответов (выполняется самостоятельно, проверка результатов старшим в группе по представленному учителем “ключу”);
III уровень – тест (выполняется самостоятельно, проверка результатов старшим в группе по представленному учителем “ключу”).
По итогам проверки учащиеся заполняют оценочный лист: “+” если ответ верный, “–”, если нет.
4. Итог: анализ и оценка успешности достижения цели занятия и намечены перспективы последующей работы.
Результат: ученики оценены учителем и одноклассниками.
Какова была цель урока? Кто считает, что он достиг этой цели?
В оценочном листе за каждый верный ответ “+” ставим 1 балл, подсчитываем общее количество баллов и записываем итог.
(Приложение 1. Слайд 5)
“Молодец” 11 баллов
“Хорошо” 9-10 баллов
“Подтянись” 8 и менее баллов
5. Домашнее задание: в соответствии с итогами урока учащиеся получают задание на дом.
Результат: созданы условия для выполнения домашнего задания.
Приложение 1. Слайд 6.
П.32.
1) Изготовить “Математическое лото” по теме урока.
2) N1263(г), N 1268(б), N 1260.
3) N1256(а-е), N1259.
Используемая литература
- Н.Я. Виленкин и др., учебник “Математика 5”, Мнемозина, 2007.
- А.С. Чесноков, К.И. Нешков, Дидактические материалы по математике. 5 класс, Москва, Просвещение, 2010.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Математика 5, Интеллект-центр, Москва, 2007.
- А.К. Колеченко, Энциклопедия педагогических технологий, Каро, Санкт-Петербург, 2002.