Цель:
- познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина;
- передать красоту русской природы через совместное прочтение, анализ и иллюстрирование текста.
Задачи: образовательные:
- впечатления от увиденного и услышанного в рисунках;
- учить использовать природный материал для создания объемной аппликации;
- учить находить оттенки цвета.
развивающие:
воспитательные:
Оборудование:
Ход урока
- Орг. момент.
- Беседа по теме.
Ребята, помните, я недавно вас спрашивала, какое самое веселое и сказочное время года, вы ответили – зима. Зима – любимое время года многих художников и писателей. В своих произведениях они рассказывали о ней. Мы не раз уже смотрели зимние пейзажи, читали произведения о зиме. Наш сегодняшний урок посвящен творчеству замечательного поэта А. С. Пушкина. А так же мы с вами увидим как используя разные средства художественной выразительности можно показать одно и тоже время года и рассказать о нем. О А. С. Пушкине и его творчестве расскажет ______________.
А. С. Пушкин родился в Москве более двух веков тому назад. Его очень любили родители, он всегда был окружен заботой и вниманием. Но особенно много внимания ему уделяла его няня – Арина Родионовна. Лучше ее петь песни и рассказывать сказки никто не умел. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл ее матушкой. Благодаря Арине Родионовне Пушкин полюбил сказки на всю жизнь. А часть его любви к сказкам превратилась в сами сказки, которые мы с удовольствием слушаем в любом возрасте, будучи и маленькими, и взрослыми. С 12 лет Александр учиться в Царскосельском лицее, где всерьез начинает сочинять стихи. Пушкин любил русскую природу с самого раннего детства. В стихах Поэта о природе мы найдем все четыре времени года. Среди них и сама зима, с ее бодрящим холодком и красотой рассыпчатого снега.
А. С. Пушкин написал немало прекрасных стихов о зиме, среди них “Зимнее утро”.
Давайте обратимся к этому произведению и подумаем: чем зима воспетая Пушкиным отличается от зимы в стихах уже известных вам писателей?
Это большое произведение посвящено не просто одному моменту состояния природы, а всей зимней поре: прекрасные пейзажные описания, красота мира, непогода.
Стихотворение прочтет Пеганова Людмила (наизусть):
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
- Какие картины описывает автор? ( Ясный день, вчерашнюю вьюгу, комнату)
- В каких строфах он описывает ясный день? (1,3)
- Какие краски использует поэт для описания снега, неба в ясный день? (Под голубыми небесами, блестя на солнце снег…,прозрачный лес один чернеет, ель сквозь иней зеленеет, речка подо льдом блестит)
- Итак, мы увидели ясный морозный день, вместе с Пушкиным порадовались такой чудесной погоде.
- Какие приметы зимы мы видим в этом стихотворении? (Снег, деревья в инее, лед на реке)
- Прочтите 2-ю строфу и скажите о каком еще зимнем явлении природы говорится в этой строфе? (вьюга, т. е. сильный ветер с снегопадом)
- Какие слова использует поэт для описания вчерашней вьюги? (Вьюга злилась, луна, как бледное пятно, тучи мрачные)
- Какой литературный прием использует автор для описания вьюги? (олицетворение)
- Как меняется картина последней строфы? (автор описывает комнату “Вся комната янтарным блеском озарена…” Янтарным – прозрачно-желтым)
- К кому обращается автор в этой строфе? (приглашает подругу(друга) покататься на санях)
- А знаете ли вы, что у зимы есть звуки? Какие? (На морозе эхо громкое, лед трещит, снег хрустит, метель воет, звучат капели)
- Но самый характерный зимний звук на Руси – звон колокольчиков. Их прикрепляли к дуге коней, которые перевозили из одного пункта в другой людей. Колокольчики весело звенели, и люди слышали их издалека и спешили встретить. У П. И. Чайковского, русского композитора, есть целый цикл произведений, который называется “Времена года”. Одним из них является произведение “На тройке”, посвященное зимним катаниям на санях. Слушаешь музыку (включаю произведение потихоньку и постепенно усиливаю звук)– и кажется, будто сам сидишь на санях, закутанный в теплую шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом белые просторы. Даже можно услышать тихий звон колокольчиков.
Слушание произведения “На тройке” П. И. Чайковского
- Снег, иней, лед – все это создает красоту окружающей нас природы, которую старались передать в своих творениях художники. Посмотрите, как это у них получалось ( Показ картин с изображением зимы).
И. И. Левитан “Март”, Грабарь “Февральская лазурь”, Г. Г. Нисский “Подмосковье. Февраль”.
- Какие тона и краски использовали художники? (сиреневый, голубой, синий, фиолетовый – холодные).
- На картине И. Э. Грабарь поражает нас чистым лазорево-синим небом. Белые стволы берез создают торжественность и величие природы.
- Нисский Г. Г. Акцентирует розовый цвет неба и снега, холодная синеватая тень, темно-бурые деревья.
- На картине “Март” И. И. Левитан использует серо-голубые тона снега. Для изображения стволов деревьев использует золотистые тона для создания теплого солнечного дня.
- На сколько частей вы бы разделили стихотворение? (На 3, 1 часть – ясное морозное утро, 2 часть – непогода, буря, 3 –описание комнаты )
- Какие картины вы себе представили, читая первую часть, т. е. 1 и 3 строфы? (лес, ясное небо, голые деревья стоят неподвижно, на ветках иней, ветви ели также покрыты инеем, снегом)
- Какие картины вы себе представили, читая вторую строфу? (темное небо, сквозь мрачные облака расплывчатая луна, ветви и стволы деревьев наклонены вниз к земле по направлению ветра, падает снег)
- Вы сейчас будете работать в группах. 1 группа будет иллюстрировать 1 часть стихотворения, морозный ясный день, 2 группа будет иллюстрировать 2 часть стихотворения – вьюжный вечер. Кто в какой команде окажется, выберем. Подходите берете карточку: карточка с солнышком – в команде, которая будет иллюстрировать ясный день, со снежинкой – вьюжный вечер.
(Выбираем команды и руководителей: Люда, Танир)
-Иллюстрировать мы будем с помощью семян и крупы и маленьких веточек деревьев . Ваши листы уже окрашены, нужно создать композицию. (Изображаем линию горизонта, то о чем говорится в стихотворении: лес, отдельно стоящие деревья на переднем плане. Помните о том как располагаются и какие веточки лучше выбрать, для того, чтобы передать направление ветра или отсутствие его.)
Какое небо в начале стихотворения, предположите (ясное, голубое, кое-где перистые облака). Это можно передать используя манку.
-Какое небо было вчера? (пасмурное, можно выложить тонкий слой манки и подкрасить, используя черную краску и воду)
Обратите внимание на работы художников. Как один цвет плавно переходит в другой.
А) Решение в цвете неба.
- На лист сначала необходимо нанести тонкий слой клея, аккуратно насыпать крупу. Попробуйте. Сразу распределитесь: кто наносит клей, кто крупу, кто подкрашивает, кто приклеивает деревья, а кто наносит на них снег, т. е. манку.
- С помощью чего можно передать лес вдалеке? (Гречи, перловки и манки)
-С помощью риса можно передать объем снега по края м н-р дороги, если вы ее будете изображать.
Б) Работа над цветом и фактурой земли.
Будем работать над цветом земли. Он зависит от того, какое время суток вы выполняете.
Посмотрите на картины художников. Какие оттенки цвета они используют для изображения ясного зимнего дня? (голубой, сиреневый, серый: один цвет плавно переходит в другой)
- С помощью чего можно передать лес вдалеке? (Гречи, перловки и манки)
-С помощью риса можно передать объем снега по края м н-р дороги, если вы ее будете изображать.
Команды поменялись местами и дали советы друг другу.
Г) Проработка мелких деталей.
Будем работать над изображением деревьев и других основных предметов. Сначала чуть намазываем клеем там где на дереве будет располагаться основная масса снега и подбираем крупу. (манка, рис).
Направление ветра во время вьюги можно показать с помощью цвета и плавных линий, а летящий снег с помощью манки.
Д) Обобщающая работа над пейзажем. Посмотрите на ваши работы еще раз прочтите каждый свою часть стихотворения. Что можно добавить с помощью кисти и цвета.
(Помогаю, даю советы)
-Что удалось передать?
-Давайте еще раз прочитаем уже все вместе стихотворение А. С. Пушкина “Зимнее утро”?
- Мы с вами вместе сегодня посмотрели как о зиме рассказывали художники, композиторы, познакомились со стихотворением А. С. Пушкина, сами были в роли иллюстраторов . Что вам особенно понравилось сегодня на уроке?
-Сегодня все ребята работали активно, старались и заслужили отличной оценки. Дома попробуйте побывать в роли писателей и на следующем уроке расскажите о красавице зиме: это может быть рассказ, стихотворение…
- Учебник: Чуракова Н. А. Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 частях. Самара: Федоров. 2008.
- Жиренко О. Е., Лапина Е.В., Киселева Е. В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2007.
- Изобразительное искусство в 3 классе. Тематическое и натурное рисование. Ярославль. 1997
- Из опыта работы сельской малочисленной школы.Конспекты разновозростных и разноуровневых уроков педагогических работников сельских школ/ под. ред. А. И.Зюзиной. Углич. 2ооо
- http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=
Список литературы