Использование различных видов устных упражнений на уроке математики

Разделы: Математика


Гуманизацию обучения математике можно истолковать как направленность всего учебного воспитательного процесса на личность учащегося, т.е. максимальный учёт интересов, склонностей, способностей и возможностей ребёнка. Учитель, составляя планы, продумывая содержание учебного материала и ход урока, должен заботиться о комфортном психологическом состоянии учащегося. Это означает, что дети не должны работать в чрезмерно сложных условиях, испытывать беспомощность, ущемленность и разочарование от непонимания и неумения выполнить требования учителя.

В связи с этим свои уроки я строю так, чтобы учащиеся не испытывали особых затруднений при ответах и чувствовали себя комфортно.

Особое внимание на уроках уделяется устному счёту, который удобно проводить в самых разнообразных игровых формах.

1. Учащиеся иногда не видят свои собственные ошибки, потому очень часто я предлагаю на уроках задания «Найди ошибку»:

1) 3,2 : y = 0,1             2) x : 0,01 = 6,2                      3) x * 10 = 0,28
    y = 320                        x = 62                                     x = 0,28 * 10
    x = 2,8

4) 3333 : 33 = 11        5) (x – 15)* 4 = 20
                                         x – 15 = 20 * 4
                                         x – 15 = 80
                                         x = 80 – 15
                                         x = 65

2. Интересными бывают задания по теме «Деления и умножение натуральных чисел»: узнай пароль разведчиков:

4 316 000 : 5200 = 830                                                                  124 200 : 540 = 230
                               кот                                                                                            паж
Шифр:                    380                                                                   Шифр:              302
                               окт                                                                                             ажп

3. Сложи, исправь ошибку!

4. Сложи остатки

510 : 60 =
600 : 90 =
630 : 80 =
700 : 90 =
      
      
             

5. Часто на уроках удобно использовать задания-загадки: зачитывается какая-нибудь загадка или вопрос из истории, географии, литературы и т.д, зашифрованное слово можно разгадать по буквам, выполнив соответственное задание.

Здесь шифрованно название малознакомого нам животного, живущего на берегах Тихого океана, черепахи-гиганта. Они такой величины что дети могу кататься, сидя на панцире.

Таким образом, можно зашифровать любое  слово, причём ребятам нравится самим составлять такие загадки и разгадывать вместе с ребятами в классе.

6. На уроках геометрии при изучении темы «Сумма углов треугольника» удобно использовать следующие устные задания. На доску проектируются чертежи:

7. Применение блиц-опроса на уроках алгебры в 7-м классе вызывает интерес к любой теме. Приведём примеры такого вида задания:

  1. Является ли функция y = 2x – 10 линейной?
  2. Формула y = – 3x и y = – x задают прямую пропорциональность.
  3. Функция y = – 6x2 являются линейной?
  4. Угловой коэффициент в линейной функции y = 18 – x равен – 2
  5. Функция, заданная формулой y = – 1.5х + 8 является убывающей.
  6. Графиком функции является прямая. Ответы даются в следующей форме:

Да – означает «+»
Нет – означает « – »
т.е. получается цепочка ответов + +  –   –  +  –. Это дает возможность быстро проверить ответы учеников.