Гуманизацию обучения математике можно истолковать как направленность всего учебного воспитательного процесса на личность учащегося, т.е. максимальный учёт интересов, склонностей, способностей и возможностей ребёнка. Учитель, составляя планы, продумывая содержание учебного материала и ход урока, должен заботиться о комфортном психологическом состоянии учащегося. Это означает, что дети не должны работать в чрезмерно сложных условиях, испытывать беспомощность, ущемленность и разочарование от непонимания и неумения выполнить требования учителя.
В связи с этим свои уроки я строю так, чтобы учащиеся не испытывали особых затруднений при ответах и чувствовали себя комфортно.
Особое внимание на уроках уделяется устному счёту, который удобно проводить в самых разнообразных игровых формах.
1. Учащиеся иногда не видят свои собственные ошибки, потому очень часто я предлагаю на уроках задания «Найди ошибку»:
1) 3,2 : y = 0,1 2) x : 0,01 = 6,2 3) x * 10 = 0,28
y = 320 x = 62 x = 0,28 * 10
x = 2,84) 3333 : 33 = 11 5) (x – 15)* 4 = 20
x – 15 = 20 * 4
x – 15 = 80
x = 80 – 15
x = 65
2. Интересными бывают задания по теме «Деления и умножение натуральных чисел»: узнай пароль разведчиков:
4 316 000 : 5200 = 830 124 200 : 540 = 230
кот паж
Шифр: 380 Шифр: 302
окт ажп
3. Сложи, исправь ошибку!
4. Сложи остатки
510 : 60 =
600 : 90 =
630 : 80 =
700 : 90 =
5. Часто на уроках удобно использовать задания-загадки: зачитывается какая-нибудь загадка или вопрос из истории, географии, литературы и т.д, зашифрованное слово можно разгадать по буквам, выполнив соответственное задание.
Здесь шифрованно название малознакомого нам животного, живущего на берегах Тихого океана, черепахи-гиганта. Они такой величины что дети могу кататься, сидя на панцире.
Таким образом, можно зашифровать любое слово, причём ребятам нравится самим составлять такие загадки и разгадывать вместе с ребятами в классе.
6. На уроках геометрии при изучении темы «Сумма углов треугольника» удобно использовать следующие устные задания. На доску проектируются чертежи:
7. Применение блиц-опроса на уроках алгебры в 7-м классе вызывает интерес к любой теме. Приведём примеры такого вида задания:
- Является ли функция y = 2x – 10 линейной?
- Формула y = – 3x и y = – x задают прямую пропорциональность.
- Функция y = – 6x2 являются линейной?
- Угловой коэффициент в линейной функции y = 18 – x равен – 2
- Функция, заданная формулой y = – 1.5х + 8 является убывающей.
- Графиком функции является прямая. Ответы даются в следующей форме:
Да – означает «+»
Нет – означает « – »
т.е. получается цепочка ответов + + – –
+ –. Это дает возможность быстро проверить
ответы учеников.