Методика проведения интергрированных уроков в колледже

Разделы: Информатика


Введение. Понятие об интеграции

Изменения, происходящие в нашем обществе, требуют переноса акцента образования с усвоения знаний на развитие ключевых компетентностей, то есть способность решать комплексные жизненно-ориентированные проблемы,  примером  интеграции  служат  ФГОС 3-го поколения, где предоставлена  возможность  интеграции  не только  тем,  но  и  дисциплин.

Интеграция дисциплин в профессиональном образовании  – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих осуществить переход к компетентностной модели образования, обновления её структуры и содержания.

Интеграция предполагает устранять противоречия между быстро растущим объёмом знаний и возможностью их усвоения. Она способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний обучающихся, обеспечивает овладение ими комплексными знаниями, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир.

В условиях быстрого роста объёма информации возможность её восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определённый комплекс, систему. Будущее образования связано с синтезом разных учебных  дисциплин, и прежде всего цикл  образовательных стандартов, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью и даже взаимопроникновением в дисциплины  других  циклов. Идеи интеграции всё настойчивее проникают в образовательную практику. Сейчас уже не является неожиданностью увидеть уроки, на которых происходит объединение разных предметов,  причём  не только  2-х,  но  и 3-х  дисциплин  различных  циклов.

Так, например,  из  своей практики привожу пример  соединения в едином  уроке 3-х  дисциплин: информатики, сметного дела  и  черчения.

Студенты  специальности 270103  «Строительство  и эксплуатация  зданий и сооружений»  на  уроке  технического черчения выполняли чертёж  небольшого загородного дома (дачи),  на сметном деле  обучающиеся  составляли смету строительства  дома,  на уроке  информатики студенты, работая  в электронных таблицах, прочитывали стоимость загородного дома.

Не случайно одной из современных тенденций развития методики преподавания дисциплины становится расширение культурологического контекста, стремление к интегрированию знаний из различных областей науки, различных технических  и  информационных приёмов.

Цель таких уроков – приобретение системы знаний и ценностей, «погружение» в определённую информационно-инновационную среду,  освоение  новых  знаний, постижение  мировых  достижений, изучения   образов  моделей бытия.

Возникновение интеграции – результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникацию предметов, а установление связи глубинной, причинно-следственной связи,  поскольку она основывается на общих для нескольких предметов идеях, концепциях, дающих целостное представление о  информационно-коммуникационных  технологиях.

Научные основы интеграции

Интеграция как явление появилась в «большой» науке, в фундаментальных и прикладных её отраслях. Она возникла на фоне своей противоположности – дифференциации наук и их отраслей, растущего объёма знаний и требований к ним в науках и внутри науки, неизбежному при углублении сужении круга профессиональных интересов узких специалистов. Основные отличительные характеристики любой интеграционной модели – системность, комплексность, целостность, синтез и гармония.

В науке выделяются  следующие направления интеграции, которые в равной степени можно представить и в педагогической науке:

  • формирование комплексных междисциплинарных проблем и направлений исследований;
  • перенос идей, законов, принципов, концепций из одной области знаний в другую при их взаимодействии;
  • использование понятийно-концептуального аппарата, методов и средств одной науки другими;
  • универсализация средств языка науки;
  • формирование новых научных дисциплин в пограничной зоне наук;
  • возникновение блоков наук (технических, математических, естественных, гуманитарных) и установление взаимосвязи и взаимодействия между науками, составляющими эти блоки;
  • сближение фундаментальных и прикладных наук, теоретических и эмпирических;
  • выработка общенаучных и частнонаучных средств, способов и форм познания и деятельности.

Типы, виды и уровни педагогической интеграции

В рамках педагогической интеграции выделяют общенаучный и частнонаучный способы интеграции. Первый связан с использованием в учебном процессе общенаучных форм и средств познания. К нему относятся следующие типы интеграции:

  • понятийный (источником интеграции являются общие для нескольких предметов понятия);
  • предметно-образный (формирование целостных представлений о предметах, явлениях, человеке, мире);
  • проблемный (разные предметы связываются общими проблемами);
  • методический тип (интеграция происходит при помощи общих видов, способов деятельности);
  • методологический (объединение разных фактов, явлений, теорий, концепций единым образом и картиной мира).

Методика интегрированного урока

Интеграция в современной образовательной среде идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях (внутрипредметном и межпредметном). Следует обозначить и особенности отбора содержания при интеграции: интеграция материала из традиционных, классических предметов и дисциплин, включение в интеграцию нового  дополнительного содержательного материала.

Предметом анализа на интегрированном уроке выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Традиционный путь обучения следующий: содержание учебного материала –это актуализация прежних  знаний,  привлечение  по  мере познавания  нового  дополнительных  сведений  из различных  современных  источников,  широкое  использование ИКТ  по различным  темам, активизируя  межпредметные  связи  в различных  аспектах  учебного  материала,  делая упор на жизненной  значимости  материала  и его  практическое примение  в  окружающей  среде.

Существует четыре уровня интегрированных уроков:

I уровень – примитивный (формулировка интегрированной темы, цели и определение интегративных понятий);
II уровень – информационно-понятийный (отбор преподавателями информации, близкой по значению);
III уровень – сравнительно-обобщающий (носит обучающий характер,  предполагает, как преподавателями, так и обучающимися  в виде  рефератов, докладов, презентаций доносить до  обучающихся новые интегрированные  знания);
IV уровень – сравнительно-обобщающий (работа  группы  по определённой  теме  с привлечением различных источников информации).

Процесс подготовки к интегрированному уроку представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих этапов:

I этап – подготовительный: планирование урока, формирование творческой группы  преподавателей, определение общей цели и структуры урока, подбор и систематизация материала, составление плана-урока.
II этап – исполнительный (проведение интегрированного урока).
III этап – аналитический (анализ проведения урока, выводы).

Интеграция – это  целостное восприятие учебного материала,  актуализация изучаемой темы  в  окружающей  среде,  её  значимость  в области науки и хозяйственной  деятельности.
Это вид  образовательной деятельности на уроке,  который  требует  больших  знаний  у  преподавателей,  умения  донести  до слушателя  новые компетенции,  мотивировать  обучающихся на усвоение материала и осмысление его для  дальнейшей  своей  жизни.

Выводы

Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес.

Структура интегрированных уроков отличается следующими особенностями:

  • Предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
  • Логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью  материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
  • Большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

Литература:

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Издательство «Учитель», 2006г.
  2. Е.А.Шмидт. Лекция «Интегрированный урок». ВГАПК РО, Волгоград, 2008г.
  3. Д.Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. «Чистые пруды», 2007г.
  4. Т.Г.Браже. Интеграция предметов в современной школе М. «Просвещение», 1998г.
  5. М.И.Балагурова. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира. «Открытый урок», 2003-2004 учебный год.

Сайты:

  1. http://poletaevs.ucoz.ru/metod/chto_takoe_integrirovannyj_urok.doc
  2. http://nowmarina.ucoz.ru/publ/quot_integracija_na_urokakh_estestvenno_matematicheskogo_cikla_quot/1-1-0-6
  3. http://www.eidos.ru/courses/themes/21512/index.htm