Введение. Понятие об интеграции
Изменения, происходящие в нашем обществе, требуют переноса акцента образования с усвоения знаний на развитие ключевых компетентностей, то есть способность решать комплексные жизненно-ориентированные проблемы, примером интеграции служат ФГОС 3-го поколения, где предоставлена возможность интеграции не только тем, но и дисциплин.
Интеграция дисциплин в профессиональном образовании – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих осуществить переход к компетентностной модели образования, обновления её структуры и содержания.
Интеграция предполагает устранять противоречия между быстро растущим объёмом знаний и возможностью их усвоения. Она способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний обучающихся, обеспечивает овладение ими комплексными знаниями, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир.
В условиях быстрого роста объёма информации возможность её восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определённый комплекс, систему. Будущее образования связано с синтезом разных учебных дисциплин, и прежде всего цикл образовательных стандартов, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью и даже взаимопроникновением в дисциплины других циклов. Идеи интеграции всё настойчивее проникают в образовательную практику. Сейчас уже не является неожиданностью увидеть уроки, на которых происходит объединение разных предметов, причём не только 2-х, но и 3-х дисциплин различных циклов.
Так, например, из своей практики привожу пример соединения в едином уроке 3-х дисциплин: информатики, сметного дела и черчения.
Студенты специальности 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» на уроке технического черчения выполняли чертёж небольшого загородного дома (дачи), на сметном деле обучающиеся составляли смету строительства дома, на уроке информатики студенты, работая в электронных таблицах, прочитывали стоимость загородного дома.
Не случайно одной из современных тенденций развития методики преподавания дисциплины становится расширение культурологического контекста, стремление к интегрированию знаний из различных областей науки, различных технических и информационных приёмов.
Цель таких уроков – приобретение системы знаний и ценностей, «погружение» в определённую информационно-инновационную среду, освоение новых знаний, постижение мировых достижений, изучения образов моделей бытия.
Возникновение интеграции – результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникацию предметов, а установление связи глубинной, причинно-следственной связи, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов идеях, концепциях, дающих целостное представление о информационно-коммуникационных технологиях.
Научные основы интеграции
Интеграция как явление появилась в «большой» науке, в фундаментальных и прикладных её отраслях. Она возникла на фоне своей противоположности – дифференциации наук и их отраслей, растущего объёма знаний и требований к ним в науках и внутри науки, неизбежному при углублении сужении круга профессиональных интересов узких специалистов. Основные отличительные характеристики любой интеграционной модели – системность, комплексность, целостность, синтез и гармония.
В науке выделяются следующие направления интеграции, которые в равной степени можно представить и в педагогической науке:
- формирование комплексных междисциплинарных проблем и направлений исследований;
- перенос идей, законов, принципов, концепций из одной области знаний в другую при их взаимодействии;
- использование понятийно-концептуального аппарата, методов и средств одной науки другими;
- универсализация средств языка науки;
- формирование новых научных дисциплин в пограничной зоне наук;
- возникновение блоков наук (технических, математических, естественных, гуманитарных) и установление взаимосвязи и взаимодействия между науками, составляющими эти блоки;
- сближение фундаментальных и прикладных наук, теоретических и эмпирических;
- выработка общенаучных и частнонаучных средств, способов и форм познания и деятельности.
Типы, виды и уровни педагогической интеграции
В рамках педагогической интеграции выделяют общенаучный и частнонаучный способы интеграции. Первый связан с использованием в учебном процессе общенаучных форм и средств познания. К нему относятся следующие типы интеграции:
- понятийный (источником интеграции являются общие для нескольких предметов понятия);
- предметно-образный (формирование целостных представлений о предметах, явлениях, человеке, мире);
- проблемный (разные предметы связываются общими проблемами);
- методический тип (интеграция происходит при помощи общих видов, способов деятельности);
- методологический (объединение разных фактов, явлений, теорий, концепций единым образом и картиной мира).
Методика интегрированного урока
Интеграция в современной образовательной среде идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях (внутрипредметном и межпредметном). Следует обозначить и особенности отбора содержания при интеграции: интеграция материала из традиционных, классических предметов и дисциплин, включение в интеграцию нового дополнительного содержательного материала.
Предметом анализа на интегрированном уроке выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Традиционный путь обучения следующий: содержание учебного материала –это актуализация прежних знаний, привлечение по мере познавания нового дополнительных сведений из различных современных источников, широкое использование ИКТ по различным темам, активизируя межпредметные связи в различных аспектах учебного материала, делая упор на жизненной значимости материала и его практическое примение в окружающей среде.
Существует четыре уровня интегрированных уроков:
I уровень – примитивный (формулировка
интегрированной темы, цели и определение
интегративных понятий);
II уровень – информационно-понятийный (отбор
преподавателями информации, близкой по
значению);
III уровень – сравнительно-обобщающий (носит
обучающий характер, предполагает, как
преподавателями, так и обучающимися в виде
рефератов, докладов, презентаций доносить до
обучающихся новые интегрированные знания);
IV уровень – сравнительно-обобщающий
(работа группы по определённой теме
с привлечением различных источников информации).
Процесс подготовки к интегрированному уроку представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих этапов:
I этап – подготовительный:
планирование урока, формирование творческой
группы преподавателей, определение общей
цели и структуры урока, подбор и систематизация
материала, составление плана-урока.
II этап – исполнительный (проведение
интегрированного урока).
III этап – аналитический (анализ
проведения урока, выводы).
Интеграция – это целостное восприятие
учебного материала, актуализация изучаемой
темы в окружающей среде, её
значимость в области науки и
хозяйственной деятельности.
Это вид образовательной деятельности на
уроке, который требует больших
знаний у преподавателей, умения
донести до слушателя новые
компетенции, мотивировать обучающихся на
усвоение материала и осмысление его для
дальнейшей своей жизни.
Выводы
Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес.
Структура интегрированных уроков отличается следующими особенностями:
- Предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
- Логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
- Большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.
Литература:
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Издательство «Учитель», 2006г.
- Е.А.Шмидт. Лекция «Интегрированный урок». ВГАПК РО, Волгоград, 2008г.
- Д.Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. «Чистые пруды», 2007г.
- Т.Г.Браже. Интеграция предметов в современной школе М. «Просвещение», 1998г.
- М.И.Балагурова. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира. «Открытый урок», 2003-2004 учебный год.
Сайты: