Цель и задачи урока:
- познакомить учащихся с урало-сибирской росписью, её особенностями, композицией и технологией росписи;
- развивать живописные умения и навыки при создании мотивов росписи;
- воспитывать интерес к искусству Прикамья, чувство отзывчивости на прекрасное
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книге Барадулина В.А. « Искусство Прикамья. Народная роспись по дереву», Пермь, 1987.
Оборудование: гуашь, кисти плоские и круглые № 3-6, клей ПВА, бумага А-4, грунтованные доски.
Зрительный ряд: образцы расписных досок, образцы-схемы техники росписи, таблица разновидностей композиций.
Литературный ряд: сказка-быль, стихи
Словарь: свободная маховая роспись, подмалёвок, разбел (разживка), приписки
План урока:
1. Оргмомент. Сообщение темы урока. Сказка-быль о
возникновении уральской росписи.
2. Беседа об особенностях росписи, демонстрация
образцов расписных предметов, выделение мотивов,
колорита, техники росписи.
3. Сообщение задачи урока – научиться технологии
урало-сибирской росписи и разработка композиции.
4. Практическая работа по освоению технологии
росписи. Стихи. Упражнения «Ягодка», «Цветок»,
«Листок», «Приписки», «Птицы».
5. Итог урока. Анализ творческих работ. Выставка.
Методические рекомендации к уроку:
1. При изучении этой темы, в зависимости от
возрастных особенностей детей и уровня
подготовки, количество часов может меняться,
например, на 1 уроке познакомить детей с историей
возникновения росписи, на следующих упражняемся
в приёмах, составляем композицию, далее вводим в
мотивы росписи птиц и зверей;
2. Осваивая роспись, знать, что это свободная
маховая роспись и выполняется без
предварительного наброска. Вначале изучают
приемы работы с кистью. Черенок кисточки
лежит между указательным и средним пальцами,
сверху прижимая подушечкой большого пальца,
мизинец и безымянный пальцы согнуты, кисть руки
лежит свободно. Покатать кисть вперёд-назад,
затем сделать кружок, Прокручивая её по оси
симметрии;
3.Основные приёмы росписи:
«Подмалёвок» – цветной кружок по оси симметрии
«Разбел» («разживка») – набор на кисть сразу 2-х
цветов, один из которых белый, причём белила идут
по внешнему контуру
«Приписки» – разные по величине травки,
выполняются чёрным цветом и другим
4. В росписи необходимо сразу приучатся к цветным
фонам, даже элементы выполнять на окрашенной
поверхности. Задания:
«Дорожка» – набор на кисть любого цвета с
белилами, вести кистью вверх-вниз
«Ягодка» – ведение кисти по кругу с вращением её
вокруг оси
«Цветок» – нанесение подмалёвка, затем с
белилами круглые лепестки и серединка »ягодка»,
«спираль», «полутон.
«Листок» – подмалёвок, одновременно набираем 2
цвета с белильной разживкой
«Приписки» – простейшие композиции типа
«стебель с завитком», «ягодка с цветком»
5. Знакомство с композицией:
Центральная – по центру доски букетик из цветов,
ягод с приписками.
Венок – из цветов, листьев, плодов.
Угловая – небольшая веточка с цветами и ягодами
и с сидящими птицами.
6. После просушки деревянных досок можно
закрепить роспись мебельным лаком 2 раза.
ХОД УРОКА
– Ребята, мы сегодня познакомимся с
урало-сибирской росписью и даже сами окажемся в
роли мастеров росписи. А сейчас послушайте
сказку-быль о возникновении урало-сибирской
росписи.
– Жили-были дед с бабкой в маленькой деревушке на
Урале. Летом в гости к ним приезжала маленькая
внучка, и они ходили по грибы, ягоды, любовались
цветами, птицами. Все вместе косили сено для
коровушки, то холсты на речке мыли. Дед плёл
корзинки для грибов, бабка пряла пряжу, а
внучка им помогала.
Как-то принесла она из леса букетик, поставила на
окошко и стало в избёнке красиво и весело, ведь не
было у деда с бабкой украшений в доме. Так и стали
украшать её цветами. А наступила осень – уехала
внучка – ей в школу пора, отцвели цветы,
пожелтели листья, а потом и зима пришла. И решил
дед развеселить бабку, взял краски и начал свою
избушку расписывать.
А рисовать стал цветы и листья, которые видел
весной и летом, из которых собирали букеты. На
потолке нарисовал венок, который внучка на
голове носила, у печки – букетик собранный вырос,
на прялке веточку с птицами нарисовал, а на
сундуке совушку-охранительницу. Не забыл дед и
про осень и зиму. В цветы добавил белой краски,
такой белой – как снег. И получилось так, что
поселились в избушке все времена года – весна,
лето, осень, зима.
Очень понравилась роспись гостям из Сибири и они
решили расписать свои избы. А чтобы внучка не
забыла о летнем букетике, нарисовал дед его на
дощечке разделочной, да и повёз внучке в город.
А жили дед с бабкой в самом красивом уголке нашей
Родины – на Урале, в наших краях. Поэтому и
назвали роспись уральской, в честь родного края.
Беседа:
– Где возникла роспись?
– Какие мотивы нарисовал дед?
– Какие краски использовал?
– Как называется роспись?
Учитель обращает внимание на образцы расписных досок, находящиеся в классе.
– Посмотрите на расписные доски – какие они разные. Обратите внимание на цвет фона. Фон может быть оранжевым, красным, голубым, зелёным, коричневым или простой цвет дерева. Полюбуйтесь красочностью узора, её яркостью и нарядностью. Какие мотивы вы видите?
Ученики называют колосья, берёзовые листья, шиповник, купавка, ягоды смородины, рябины и др.
Учитель обобщает:
– Правильно, растительные мотивы – цветы,
листья, ягоды и мотивы птиц, зверей.
– Где еще встречается урало-сибирскую роспись?
Вспомните иллюстрации, которые мы
рассматривали, в книге Барадулина В.А. (в
интерьере дома, на предметах быта).
– Техника урало-сибирской росписи отличается
простотой. Свободная маховая роспись
(выполняется без предварительного наброска).
Ведущая роль отводится цветному фону. На
расписываемую поверхность наносим цветной
подмалёвок. Затем на кисть с несмытой краской
опускаем в белила, вращая кистью вокруг оси,
превращаем подмалёвок в бутон или ягодку.
Появляется объемность и мягкий переход. Затем
можно попробовать после подмалёвка, набрать
сразу 2 цвета, один из которых белила. Этот приём
называется разбел.
Предложить детям правильно взять кисть
(показ) и сделать кружок без краски.
После освоения приёмов подмалёвок и разбел,
изучают приписки.
Приписки – это небольшие травки, капельки. Кисть ставят почти вертикально, постепенно опуская и быстро отрываем так, чтобы получился каплевидный мазок. Приписки выполняются черным цветом. Эти приёмы мы освоим в практической работе.
Сообщение задачи урока:
– Освоить технологию урало-сибирской росписи и создать свою композицию.
Практическая работа
Обратить внимание на схему последовательности выполнения росписи. Упражнения «Ягодка», «Цветок», «Листок», Птица», «Приписки».
Чтение стихов:
«Ягодка»
Приём « разбел» лежит в основе
Уральской росписи у нас
Бери скорее кисть, будь наготове,
Получится и ягодка у нас.
«Берёзовый лист»
Берёзовый лист похож на сердечко,
Найдём и ему на дощечке местечко.
«Цветок»
Цветок-сказка распустился
Из кольца и лепестков
На шкатулке очутился
Этот сказочный цветок.
После выполнения упражнений, можно поучиться
рисовать совушку, петушка, голубя, кошечку, льва.
Грунтовка деревянной доски (бумаги) с помощью
цвета и клея ПВА выполнена заранее. Обратить
внимание на таблицу образцов композиций.
Разработка композиции со своими мотивами
росписи. Педагог напоминает о соотношение цвета
фона с цветовой гаммой мотива композиции: если
фон росписи светлый, то разживку выполняем
тёмными тонами, а если фон росписи цветной –
оранжевый, красный, синий, зелёный, коричневый, –
применяем разбел.
Самостоятельная работа
Композицию можно выполнять на деревянной доске
или на бумаге, в зависимости от индивидуальных
особенностей и освоения технологии росписи.
После высыхания, роспись на досках, покрываем
мебельным лаком для закрепления цвета.
Итог урока: просмотр творческих работ, обсуждение успехов, организация выставки