"Урало-сибирская роспись". Урок декоративного рисования в 3-м классе детской школы искусств

Разделы: Технология, МХК и ИЗО


Цель и задачи урока:

  • познакомить учащихся с урало-сибирской росписью, её особенностями, композицией и технологией росписи;
  • развивать живописные умения и навыки при создании мотивов росписи;
  • воспитывать интерес к искусству Прикамья, чувство отзывчивости на прекрасное

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книге Барадулина В.А. « Искусство Прикамья. Народная роспись по дереву», Пермь, 1987.

Оборудование: гуашь, кисти плоские и круглые № 3-6, клей ПВА, бумага А-4, грунтованные доски.

Зрительный ряд: образцы расписных досок, образцы-схемы техники росписи, таблица разновидностей композиций.

Литературный ряд: сказка-быль, стихи

Словарь: свободная маховая роспись, подмалёвок, разбел (разживка), приписки

План урока:

1. Оргмомент. Сообщение темы урока. Сказка-быль о возникновении уральской росписи.
2. Беседа об особенностях росписи, демонстрация образцов расписных предметов, выделение мотивов, колорита, техники росписи.
3. Сообщение задачи урока – научиться технологии урало-сибирской росписи и разработка композиции.
4. Практическая работа по освоению технологии росписи. Стихи. Упражнения «Ягодка», «Цветок», «Листок», «Приписки», «Птицы».
5. Итог урока. Анализ творческих работ. Выставка.

Методические рекомендации к уроку:

1. При изучении этой темы, в зависимости от возрастных особенностей детей и уровня подготовки, количество часов может меняться, например, на 1 уроке познакомить детей с историей возникновения росписи, на следующих упражняемся в приёмах, составляем композицию, далее вводим в мотивы росписи птиц и зверей;
2. Осваивая роспись, знать, что это свободная маховая роспись и выполняется без предварительного наброска. Вначале изучают приемы работы с кистью. Черенок кисточки  лежит между указательным и средним пальцами, сверху прижимая подушечкой большого пальца, мизинец и безымянный пальцы согнуты, кисть руки лежит свободно. Покатать кисть вперёд-назад, затем сделать кружок, Прокручивая её по оси симметрии;
3.Основные приёмы росписи:
«Подмалёвок» – цветной кружок по оси симметрии
«Разбел» («разживка») – набор на кисть сразу 2-х цветов, один из которых белый, причём белила идут по внешнему контуру
«Приписки» – разные по величине травки, выполняются чёрным цветом и другим
4. В росписи необходимо сразу приучатся к цветным фонам, даже элементы выполнять на окрашенной поверхности. Задания:
«Дорожка» – набор на кисть любого цвета с белилами, вести кистью вверх-вниз
«Ягодка» – ведение кисти по кругу с вращением её вокруг оси
«Цветок» – нанесение подмалёвка, затем с белилами круглые лепестки и серединка »ягодка», «спираль», «полутон.
«Листок» – подмалёвок, одновременно набираем 2 цвета с белильной разживкой
«Приписки» – простейшие композиции типа «стебель с завитком», «ягодка с цветком»
5. Знакомство с композицией:
Центральная – по центру доски букетик из цветов, ягод с приписками.
Венок – из цветов, листьев, плодов.
Угловая – небольшая веточка с цветами и ягодами и с сидящими птицами.
6. После просушки деревянных досок можно закрепить роспись мебельным лаком 2 раза.

ХОД УРОКА

– Ребята, мы сегодня познакомимся с урало-сибирской росписью и даже сами окажемся в роли мастеров росписи. А сейчас послушайте сказку-быль о возникновении урало-сибирской росписи.
– Жили-были дед с бабкой в маленькой деревушке на Урале. Летом в гости к ним приезжала маленькая внучка, и они ходили по грибы, ягоды, любовались цветами, птицами. Все вместе косили сено для коровушки, то холсты на речке мыли. Дед плёл корзинки для грибов,  бабка пряла пряжу, а внучка им помогала.
Как-то принесла она из леса букетик, поставила на окошко и стало в избёнке красиво и весело, ведь не было у деда с бабкой украшений в доме. Так и стали украшать её цветами. А наступила осень – уехала внучка – ей в школу пора, отцвели цветы, пожелтели листья, а потом и зима пришла. И решил дед развеселить бабку, взял краски и начал свою избушку расписывать.
А рисовать стал цветы и листья, которые видел весной и летом, из которых собирали букеты. На потолке нарисовал венок, который внучка на голове носила, у печки – букетик собранный вырос, на прялке веточку с птицами нарисовал, а на сундуке совушку-охранительницу. Не забыл дед и про осень и зиму. В цветы добавил белой краски, такой белой – как снег. И получилось так, что поселились в избушке все времена года – весна, лето, осень, зима.
Очень понравилась роспись гостям из Сибири и они решили расписать свои избы. А чтобы внучка не забыла о летнем букетике, нарисовал дед его на дощечке разделочной, да и повёз внучке в город.
А жили дед с бабкой в самом красивом уголке нашей Родины – на Урале, в наших краях. Поэтому и назвали роспись уральской, в честь родного края.

Беседа:

– Где возникла роспись?
– Какие мотивы нарисовал дед?
– Какие краски использовал?
– Как называется роспись?

Учитель обращает внимание на образцы расписных досок, находящиеся в классе.

– Посмотрите на расписные доски – какие они разные. Обратите внимание на цвет фона. Фон может быть оранжевым, красным, голубым, зелёным, коричневым или простой цвет дерева.  Полюбуйтесь красочностью узора, её яркостью и нарядностью. Какие мотивы вы видите?

Ученики называют колосья, берёзовые листья, шиповник, купавка, ягоды смородины, рябины и др.  

Учитель обобщает:

– Правильно, растительные мотивы – цветы, листья, ягоды и мотивы птиц, зверей.
– Где еще встречается урало-сибирскую роспись? Вспомните  иллюстрации, которые мы рассматривали,  в книге Барадулина В.А. (в интерьере дома, на предметах быта).
– Техника урало-сибирской росписи отличается простотой. Свободная маховая роспись (выполняется без предварительного наброска). Ведущая роль отводится цветному фону. На расписываемую поверхность наносим  цветной подмалёвок. Затем на кисть с несмытой краской опускаем в белила, вращая кистью вокруг оси, превращаем подмалёвок в бутон или ягодку. Появляется объемность и мягкий переход. Затем можно попробовать после подмалёвка, набрать сразу 2 цвета, один из которых белила. Этот приём называется разбел.

Предложить детям правильно взять кисть (показ) и сделать кружок без краски.
После освоения приёмов подмалёвок и разбел, изучают приписки.

Приписки – это небольшие травки, капельки. Кисть ставят почти вертикально, постепенно опуская и быстро отрываем так, чтобы получился каплевидный мазок. Приписки выполняются черным цветом. Эти приёмы мы освоим в практической работе.

Сообщение задачи урока:

– Освоить технологию урало-сибирской росписи и создать свою композицию.

Практическая работа

Обратить внимание на схему последовательности выполнения росписи. Упражнения «Ягодка», «Цветок», «Листок», Птица», «Приписки».

Чтение стихов:

«Ягодка»

Приём « разбел» лежит в основе
Уральской росписи у нас
Бери скорее кисть, будь наготове,
Получится и ягодка у нас.

«Берёзовый лист»

Берёзовый лист похож на сердечко,
Найдём и ему на дощечке местечко.

«Цветок»

Цветок-сказка распустился
Из кольца и лепестков
На шкатулке очутился
Этот сказочный цветок.

После выполнения упражнений, можно поучиться рисовать совушку, петушка, голубя, кошечку, льва.
Грунтовка деревянной доски (бумаги) с помощью цвета и клея ПВА выполнена заранее. Обратить внимание на таблицу образцов композиций. Разработка  композиции со своими мотивами росписи. Педагог напоминает о соотношение цвета фона с цветовой гаммой мотива композиции: если фон росписи светлый, то разживку выполняем тёмными тонами, а если фон росписи цветной – оранжевый, красный, синий, зелёный, коричневый, – применяем разбел.

Самостоятельная работа

Композицию можно выполнять на деревянной доске или на бумаге, в зависимости от индивидуальных особенностей и освоения технологии росписи.
После высыхания, роспись на досках, покрываем мебельным лаком для закрепления цвета.

Итог урока:  просмотр творческих работ, обсуждение успехов, организация выставки

Приложение 1

Приложение 2