Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии

Разделы: Технология, Начальная школа


Каждый из нас хочет, чтобы наши дети и наши ученики выросли талантливыми, способными творчески решать любые задачи. Давайте подумаем, а что же такое творческие способности, кому они даются? Очень часто в повседневной жизни творческие способности рассматриваются как способности к различным видам художественной деятельности, т.е. умение красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Что такое творческие способности на самом деле? Это понятие тесным образом связано с понятием «творчество» и «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. В поведении человека, его деятельности можно выделить два основных вида поступков. Первый: воспроизводящий или репродуктивный. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и повторением уже знакомых приемов, навыков. Второй: творческий, результатом которого является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, которая требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы и условий социально-педагогического характера. Для того, чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных. Творческие способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Итак, возьмем за основу утверждение, что все дети талантливы от рождения. . Однако, мы хорошо знаем, что, став взрослым, далеко не каждый может сказать, что свой шанс реализовал. Конечно, очень большая роль в развитии творческих способностей принадлежит семье. Однако, и обучение (детский сад, школа) имеют важнейшее значение. Творческие способности ребенка можно и нужно  развивать на любых уроках, внеклассных мероприятиях, но я считаю, что один из важнейших предметов, способствующих этому, является технология, предмет, который интегрирует в себе практические и умственные умения, знания, навыки, а также более полно способствует раскрытию скрытых талантов ребенка, его фантазии, воображения, его представления о мире. Именно поэтому так важно перестроить отношение к преподаванию ручного труда, что  является очень нелёгкой задачей. Прежде всего, этот процесс трудно индивидуализировать, когда в классе 30 человек. Трудно добиться результатов, когда сокращаются часы до одного в неделю. Трудно заниматься с детьми, у которых всё хуже работают руки. Трудностей много. Однако, потребность в творчестве неистребима, как сама жизнь. И та радость, которую испытывают учитель и ученики от настоящего творческого процесса так велика, что она перевешивает все трудности.

Вот некоторые из методических приемов, которые я использую на своих уроках:

Основной целью урока является освоение технологии, а не изготовление конкретного объекта. Такой подход резко меняет принципы ведения урока. Ведь традиционно считалось, что для урока нужен образец. Но попробуйте показать детям образец, а потом предложить придумать что-то своё! Готовый образец, как и инструкционная карта, значительно ограничивают творческие возможности детей. И все-таки пробуждение интереса к действию следует начинать с демонстрации творческих работ. Показ рассчитан на пробуждение переживаний учащихся, вызванных созерцанием мастерски выполненного красивого изделия .В настоящее время не сложно найти на просторах интернета множество прекрасных образцов, изделий, поделок, выполненных мастерами в той или иной технике (Рисунок или фотография поделки в книге, презентации имеют меньшее психологическое давление на ребёнка, чем ваш образец). Такое наглядное средство обучения предоставляет учащимся возможность активного «визуального» овладения учебным материалом, позволяет узнавать свойства изучаемого объекта, связать его зрительный образ с физическими или техническими параметрами, задающими его. Если же такой возможности нет, тогда нужно показывать несколько образцов, или незаконченный образец, или только сам технологический приём. Всегда надо оставлять детям простор для личного творчества и фантазии. Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без нее. Чтобы ребенок мог создать что-то новое он должен опираться на уже известное, иметь материал, хранящейся в памяти. Поэтому очень хорошо, если учащиеся узнают больше информации о самом объекте, материале, ремесле (легенды, сказки, стихотворения, загадки, научные данные и т.п.)

Каждый приём необходимо  использовать на разном уровне сложности. Поделку можно упрощать или усложнять, в зависимости от возможностей конкретного ученика. На самом первом этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, дети составляют свою композицию изделия. В первых работах непременно включаются элементы, обязательные для начального обучения. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предлагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения.

Экспериментируйте на уроках.  Всегда надо давать время на «открытия руками». Без эксперимента невозможно создание нового. Самыми необходимыми словами в этом случае будут: «Давайте попробует сделать так…», «А что будет, если…» и т.п. Экспериментировать можно с различными материалами (растяните, помните, намочите, разорвите…), с технологиями (какой объект можно  сделать, используя данную технологию? Попробуйте…) Это очень увлекательное исследование и совершенно необходимое упражнение для развития фантазии и воображения учащихся. Превратите эксперимент в игру в виде вытаскивания жребия, когда ребенок получает образ «по воле судьбы», что заставляет подумать. Дело в том, что когда мы делаем осознанный выбор задания, вмешивается ум, логика, неуверенность в себе, страх новизны, наработанный опыт, т. е. всё то, что может помешать творческому прорыву, оригинальной идее. Кроме того, получение неожиданного задания – хороший тренинг умения выходить из любых жизненных ситуаций. Жизнь ведь часто подбрасывает неожиданные задачки и надо тренироваться творчески их решать. Главное – помнить, что при этом ребенок не застрахован от неудач и ошибок. Этого не надо бояться. Бывает, что именно ошибка приводит к творческой удаче. Эксперимент всегда надо поощрять, любым итогом такой деятельности восхищаться. В рабочей тетради «Волшебные секреты»по технологии для второго класса (автор Т.Н.Проснякова) представлены для детей  секреты по преобразованию одной поделки в другую. Дети сами открывают эти секреты, анализируя примеры и экспериментируя с разными техниками. Вот эти секреты:

  • Заменяй материалы. Попробуй, какие ещё материалы подойдут для данной технологии.
  • Сделай плоское изделие объёмным или наоборот.
  • Изменяй размер. (Вслед за этим иногда требуется изменить и количество). Поменяй расположение деталей.
  • Изменяй форму.
  • Соединяй в одной работе разные технологии.
  • Используй случайные совпадения.

Взаимозаменяемость материалов и инструментов. Необходимо постоянно учить детей распространять приём на другие материалы. Таким образом, они глубже осознают суть техники и свойства материала, а также приучаются использовать всё, что есть под рукой.( В настоящее время очень актуальной темой является использование бросового материала). Такой подход часто приводит к оригинальным открытиям.

Соединение различных изученных технологий при выполнении одного изделия. Такой прием очень хорошо себя показывает в групповой работе учащихся. Также это может быть коллективный творческий проект по итогам года.

Соединение технологии и художественного образа. Этот процесс может идти двумя путями:

  • От приёма – к образу. При изучении какой-либо техники целесообразно сначала освоить небольшой элемент, фрагмент. Затем подумать, что напоминает эта форма, фактура, деталь. Возможно, уже на этом этапе у ребёнка возникнут другие образы и ассоциации, отличные от образцов.
  • От образа – к приёму. Здесь путь противоположный. Сначала предлагается тема (изделие, образ), а затем выбираются наиболее подходящие способы воплощения.

Чтобы дети начали творчески применять полученные ими ранее знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в предложенной им деятельности. Должна быть организована мотивация к действию. Чаще всего – это нравственная мотивация: подарок близким, друзьям. Также дети очень любят изготавливать то, во что потом можно поиграть (игрушки на елку, куклы и декорации для спектакля, демонстрационные материалы для других предметов и т.п.). А также очень интересно работать, играя (например, экономические игры. При этом дети разбиваются на группы, которые получают задания изготовить что-либо с последующей рекламой своего продукта.). Мотивацией к действию на уроках служит и все то, о чем было сказано выше. Хорошие результаты дают совместные с родителями творческие уроки (особенно в первом классе), которые не только помогают детям преодолеть неуверенность, застенчивость, раскрыть свои способности, но и сближают родителей с детьми, а еще заставляют родителей адекватно оценивать труд своих детей и ценить такие минуты совместного творчества. Часто такая работа приводит к тому, что родители дома вместе с детьми начинают заниматься творчеством и раскрывают не только в детях, но и в себе творческие способности.  Кроме этого, необходимо, чтобы работы детей видели окружающие. Это не только родители и одноклассники, но и учащиеся других классов, посетители творческих сайтов, на которых может быть зарегистрирован учитель, сами ученики и их родители.

Детей нужно постоянно приучать рассказывать о своей работе. Помимо развития речи, это вызывает повышение осознанности своих действий. Это иногда влияет и на сам процесс создания изделия. Когда ребёнок знает, что ему нужно будет рассказать о своей поделке, он начинает более тщательно продумывать шаги, подбирать материалы. Если это художественная работа, то попросите рассказать о замысле, о чувствах, о том, что лучше всего удалось.

Еще хотелось бы упомянуть о том, что большое внимание нужно уделять коллективному творчеству детей, работам в парах, в малых и больших группах. Приучать к коллективному творчеству детей необходимо постепенно, хорошо при этом ставить активных детей в пару с менее активными. Необходимо учить детей распределять работу в группах соответственно их способностям. При этом даже самые неуверенные дети  начинают предлагать свои идеи, пытаются сотворить что-то как можно лучше, используя  свои скрытые возможности, о которых они до сих пор могли и не догадываться, дотянуться до общего уровня группы. Результаты такого группового творчества могут быть совершенно непредсказуемыми и очень интересными.

И еще один, достаточно часто используемый учителями прием на других предметах, но совершенно забытый на уроках технологии. Это – перенос роли учителя на ученика. Дайте возможность учащемуся выступить в роли учителя (при этом тема урока дается ученику заранее и вся подготовка к уроку ложится на его же плечи, хотя помощь учителя полностью не отрицается), и вы увидите, насколько творчески подойдет ребенок к изложению материала и к заданиям  своим одноклассникам.

Все перечисленное способствует развитию творческих способностей учащихся, дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественную потребность в общении и игре, стремление к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые изделия. Ребёнок, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей каждого  ребёнка. Надеюсь, мой опыт и опыт других учителей  поможет в решении этой важнейшей задачи.