Цель урока: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка; развивать умения сравнивать, группировать; прививать любовь к чтению и навыки культурного общения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование:
- магнитная доска;
- карточки с заданиями;
- индивидуальные тетради для практических работ;
- цветные карандаши;
- удостоверения об окончании изучения «Азбуки».
ХОД УРОКА
I. Стадия вызова (организационный момент)
Если всё у вас в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки,
Дружба с книгой навсегда,
Приглашаем вас сюда!
Приглашаем мы сегодня
Всех проститься с АЗБУКОЙ!
– Дорогие, ребята! Поздравляю вас с первой
школьной победой, которую вы одержали благодаря
старанию, трудолюбию и желанию учиться. Прошло
почти семь месяцев, как вы стали школьниками.
Многому научились за это время. Вы выучили все
буквы русского алфавита, научились хорошо читать
по вашей первой книге.
– А кто объяснит, почему мы наш учебник Азбукой
зовём? (В старину буквы А и Б назывались «аз» и
«буки»)
Книгу, что знакомит с буквой,
Букварём назвали в старь.
В честь славянских «аз» и «буки»
Назван Азбукой букварь.
II. Практическая часть
1) – Давайте вспомним все 33 буквы
русского алфавита. (Чтение алфавита парами).
– На какие три группы можно разделить все буквы
русского алфавита?
Пришла пора вам показать,
Что успели вы узнать.
Чтобы с Азбукой проститься,
Всем вам надо потрудиться.
2) Вот вам следующее задание: «Найдите 2 лишние буквы» (по вариантам).
I в. Д. м т к ы д л й я б
– Что можете рассказать о буквах и звуках, которые обозначают эти буквы Ы (Я). (ы – не смягчает согласный звук; я –смягчает согласный звук, образует два звука ( ё, е, ю).
3) – Найди слова, в которых количество звуков и букв не совпадает.
Д. поле юрта (переносное каркасное (конструкция, сооружение) жилище с войлочным (валяная шерсть) покрытием у кочевников) стол пень стая
4) II в. Д. а ю ы й о ё и ж у э
– Что можете рассказать о звуках, которые обозначает буква Й (Ж). (Й – всегда мягкий (щ, ч), звонкий, непарный; Ж – всегда твёрдый (ш, ц), звонкий, парный)
– Запишите в полутетради пары по звонкости и по
глухости (взаимопроверка) ––> проверка на
доске б-п в-ф г-к
д-т з-с ж-ш (карточки).
– Какая пара лишняя (ж-ш ) – всегда
твёрдые согласные.
Физминутка «С добрым утром!»
– С добрым утром, глазки! (поглаживают веки глаз)
– Вы проснулись? (смотрим в бинокль)
– С добрым утром, ручки! (поглаживаем)
– Вы проснулись? (хлопаем)
– С добрым утром, ножки!
– Вы проснулись? (топают)
– С добрым утром, солнце! (раскрывают руки навстречу солнцу)
5) Д. СВЕ КРИ ЩУ ЧУ РО ЧА ЩА ТА
– Как слоги можно разделить на группы? (2 буквы
– 3 буквы; орфограмма – нет).
– Составьте из слогов слова «роща», «кричу»,
«тащу», «свеча»
– Данные слова разделите на две группы (ча-чу;
предметы – действия; 4 буквы – 5 букв).
6) Д. Пугало пугало сорок сорок.
– Прочитайте предложение. Что заметили?
– Расставьте правильно ударение.
– Назовите основу предложения. Что можете
сказать о главных членах предложения? (Родственные)
Физминутка
Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
7) «Название для рассказа»
– Прочитайте рассказ и выберите подходящее название для него.
На море / За ягодами / Хорошо в лесу / Заблудились.
Однажды Катя ходила с дедушкой в лес.
Там она нарвала цветов и листьев.
Катя сделала красивый букет.
Дедушка нашел много опят.
Довольные они вернулись домой.
8) – Прочитай и напечатай слова в тетради.
Д.[Й’ОЖЫК] [Л’АМКА] [ЛУК] (луг, лук) [Д’ЭН’]
– На какие две группы можно поделить эти слова? (2 слога – 1 слог; можно поделить для переноса – нельзя поделить для переноса).
III. Итог урока
Урок сегодня необычный,
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
Вам сегодня выдают удостоверения
В том, что азбуку прочли.
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Вы прочитаете любые книжки.
(Выдача удостоверений)