Инновационные формы контроля знаний в 5–6-х классах

Разделы: Математика, Русский язык


Не секрет, что математика и русский язык являются китами, на которых базируется образование, поэтому эти два предмета попали в обязательный список предметов, сдаваемых на ГИА и ЕГЭ, и именно поэтому этим предметам в школе уделяется особое внимание.

Существует огромное число различных форм и методов итогового контроля знаний таких, как собеседование, тестирование, итоговый опрос, защита рефератов и проектов, формы научных конференций, общественный смотр знаний и другие. Но при всем этом разнообразии традиционно для итогового контроля знаний в 5-6 классах используется диктант (по русскому языку) или контрольная работа (по математике), которая последнее время (в связи с принятой новой формой независимой итоговой аттестации) проводится в форме тестовых заданий, что существенно экономит время проверки, но не всегда объективно показывает уровень знаний ребенка, а самое главное не повышает знания, таким образом не достигается самого главного, для чего ребенок ходит в школу – ученик не получает хороших знаний. Да, мы узнали, что Петя, Коля, Игорь, Таня не знают ту или иную тему, а что дальше – дальше лето, каникулы – период времени, за который порой ученик забывает и то, что хорошо знал.

Задача учителя не только выяснить, что ребёнок не знает, а помочь изучить премудрости предмета, помочь получить хорошие знания, поэтому мы предлагаем апробированную нами и, на наш взгляд, нестандартную форму итогового контроля знаний, к которой ребенок методично идет на протяжении всего года.

Как показала практика, форма такой работы как по русскому языку дает, так и по математике дает эффективные результаты обучения. Итак, в среднем звене для проведения контроля знаний предлагается использовать форму межаттестационного «экзамена», что должно на подсознательном уровне к 9 классу снять страх перед ГИА, превратив сдачу экзамена в рядовую ежегодную процедуру.

Задания билетов, составленных учителем, позволяют проверить:

– насколько учащиеся овладели основными умениями и навыками, предусмотренными программой;
– осознанно ли используют терминологию;
– умеют ли самостоятельно работать (при подготовке ответов), применять свои знания на практике;
– владеют ли культурой устного аргументированного ответа, умеют ли общаться при собеседовании.

Чтобы снять психологическое напряжение, страх перед таким «экзаменом», нужно заранее (за несколько месяцев) рассказать учащимся о характере вопросов и заданий в билетах. Список всех вопросов и типы заданий ребята получают в начале года. С родителями проводится подготовительная беседа. По устному заявлению родителей по состоянию здоровья ребенок может быть освобожден от формы такого контрольного зачета, но не от подготовки к нему.

Сама идея проведения переводного экзамена ненова, она известна и используется много лет в разных школах. Нестандартный подход, на наш взгляд, заключается в подготовке учащихся к нему.

Как же организовать подготовку к «проверке знаний»?

Подготовка проходит в несколько этапов. На первом этапе ребятам предлагается принять участие в перманентных конкурсах «Знатока русского языка» и «Юный математик», которые проходят в несколько туров («Фонетика», «Морфология», «Синтаксис», «Словообразование», «Лексика и фразеология», «Речеведение», «Эссе» (по русскому языку) и «Обыкновенные дроби», «Десятичные дроби», «Проценты», «Линейные уравнения» (по математике)). На этом этапе очень важно заинтересовать как можно больше учащихся, поэтому необходимо использовать элемент игры. По мнению датского философа С. Кьеркегора, если «скука, тоска длятся достаточно долгое время, то они становятся синонимом эмоционального голода» и это приводит к переутомлению ребенка, которая проявляется в снижении успеваемости. Порядок туров формируются в зависимости от особенностей учебной программы в классе.

Главным стимулом для принятия участия в таком длительном, растянутом во времени конкурсе (что из-за психологических особенностей школьника 5 класса, само по себе является уже сложным моментом, так как ребенок в силу своих возрастных особенностей быстро «перегорает»), должно служить освобождение победителей от итогового зачета по предмету, о котором ребятам объявляется через некоторое время, чтобы «подхлестнуть» угасающий интерес к конкурсу.

На протяжении всего учебного года учащийся выполняет конкурсные задания, сдает преподавателю на проверку, при проблемах, естественно, может получить консультацию. После каждого тура подводится итог, который должен поощряется оценкой, что будет стимулировать ученика к дальнейшей работе. Для того, чтобы добавить игровой момент в обучающий процесс и активизировать ребенка, хорошо после каждого тура присуждать различные номинации («Лучший знаток фонетики», «Лучший знаток арифметики» и т.д.). Можно завести небольшую «зачетную» книжку. Такая зачетная книжка особенно важна в 5 классе, когда учащиеся впервые готовятся к экзамену. Ребята этого возраста очень трепетно относятся к различному виду документов, особенно документам, которые фиксируют их достижения. Отдельная страничка отводится для каждого тура. Здесь преподаватель фиксирует количество набранных баллов, отмечает выполненные и невыполненные задания. В зависимости от особенностей класса можно объявлять ответы к заданиям, а можно не объявлять, тем самым, дав возможность ребенку, не успевшему в срок сдать работу, выполнить ее с опозданием и с незначительной потерей баллов. На этом этапе преподаватель должен не выявить «самого умного», хотя и это немало важное, главное, чтобы каждый школьник все-таки выполнил задание, тем самым изучил тему.

В конце первого полугодия подводятся предварительные итоги и суммируются баллы по прошедшим турам. Первых 10 человек можно наградить за участие в конкурсе, так как, уже говорилось ранее, ученик 5-6 класса не может долго находится в состоянии ожидания желаемого «приза», он перегорает, и как следствие перестает выполнять задания следующих туров.

Для проверки заданий можно создать экспертную группу, привлечь учащихся старших классов, им тоже будет полезно повторить, изученный материал, а в тот же момент почувствовать свою значимость.

Вторым этапом подготовки к итоговому зачету будет работа по теоретическим вопросам билетов. В начале 2-го полугодия, как показала практика, лучше именно в начале 3 четверти познакомить ребят с вопросами итогового зачета, так как, если это сделать в конце полугодия, то ребята, готовясь в каникулярное время, не отдохнут эмоционально и придут в школу уставшими, что опять же не даст достигнуть желаемого результата. С самими билетами знакомить ещё рано, просто нужно сказать, что из этих вопросов будут состоять билеты.

К зачету допускается только тот ребенок, который выполнил все задания практической части (третий этап подготовки), которые он начинает выполнять с 4 четверти, фактически к тому моменту, когда весь теоретический и практический материал по предмету пройден, а предметный конкурс близится к завершению.

На данном этапе очень важно, чтобы ребята не потеряли интерес к заданиям конкурса и продолжали их выполнять.

Практическая часть тоже делится на изучаемые темы, так в 5 классе по русскому языку это – СИНТАКСИС, МОРФОЛОГИЯ, ОРФОГРАФИЯ, ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, а по математике это – НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА, ДРОБНЫЕ ЧИСЛА и т.д. Практическая часть сдается учителю на проверку, по мере выполнения заданий в свободном удобном для ученика графике, учитель проверяет и возвращает, если необходимо, на доработку, для самостоятельного исправления ошибок. В заведенной зачетной книжке учитель регистрирует сдачу практической части, фиксирует те ошибки, которые были допущены в заданиях, отмечает пробелы в орфограммах, записывает, сколько раз работа возвращалась на доработку.

На родительских собраниях и при индивидуальных встречах с родителями учитель знакомит родителей с успехами учащихся, разъясняет, как можно помочь ребенку в подготовке к экзамену, чтобы ребенок чувствовал себя белее уверенно.

Целесообразно к этому моменту подвести предварительные итоги конкурса «Знатока русского языка класса» и «Юный математик», объявив претендентов на освобождение от зачета при условии успешно выполненной практической части, ведь, по мнению Э. Берна, «существенная особенность игры – это ее кульминация, выигрыш». [Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.] Не надо бояться объявить больше фамилий, так как желание не сдавать зачет, у большинства учеников, развито гораздо сильнее, нежели желание победить в конкурсе, поэтому учащийся на подсознательном уровне будет лучше готовиться к зачету, тем самым мы добиваемся поставленной цели – подготовить грамотного и знающего ученика.

За несколько дней до зачета учащиеся распределяются на группы по 6-7 человек группы по математике и русскому могут не совпадать; учитывается и уровень подготовки, и дружеские отношения. Исходя из того, что главная задача учителя – создать гуманную, психологически благоприятную обстановку для учебного труда всех учащихся, по своему желанию ученик 5 класса может пригласить кого-либо из членов своей семьи, что придает зачету характер общественного смотра знаний, и в тот же момент, ребенок, у которого ослаблена нервная система, получает моральную поддержку. Родители (или бабушка) могут, сидя рядом с учителем, посмотреть вопросы билета, увидеть, как работает ребенок, как он отвечает, но вот слушать ответы других учащихся нежелательно, так как присутствие постороннего человека может смутить отвечающего, ведь эта бабушка для него чужая.

Контроль знаний проводится за неделю до окончания учебного года, математику и русский нужно проводить в разные дни с перерывом в 2-3 дня. Желательно, чтобы в этот день не было никаких других уроков (можно, согласовав с администрацией школы, изменить расписание на этот день), каждый член группы, пришедший к определенному времени, вытягивает билет, садится за отдельную парту и начинает работать, можно использовать листы с печатью, что придает больше официальности зачету. Зачетные билеты составлены из вопросов, которые были заранее известны ученику, и по которым велась систематическая подготовка на уроках. В каждый билет входит 3 вопроса из разных разделов и карточка с заданием. Задания идентичны тем, которые ребята выполняли в практической части, готовясь к зачету. Время подготовки ответа строго не регламентируется. Одновременно работают 6-7 человек, которые были ранее записаны на это время. Ученик может начать ответ с наиболее легкого (или трудного) для него задания. Чтобы снять страх, нервное напряжение (вдруг что-то забуду!), учащиеся 5-6 классов имеют возможность пользоваться заранее заготовленными ими карточками, где даны планы грамматических разборов и записаны формулы. Оценивая ответ учащихся, учитель просматривает «зачетную» книжку и в спорной ситуации задает дополнительные вопросы по темам, по которым возникали у учащегося проблемы при подготовке, тем самым проверяя, как ребенок все-таки разобрался в теме.

Для проведения зачета, начиная с 6 класса, можно приглашать учителя-предметника, который не ведет в данном классе. Сдавая каждый год зачет в такой форме, ученик будет психологически подготовлен к сдаче ГИА в 9 классе и не испытает сильного стресса, при виде незнакомого педагога.

В 5 классе целесообразнее, чтобы зачет принимал ведущий преподаватель, так как у некоторых может ещё не завершится период адаптации перехода из начальной школы, а это лишний стресс в жизни ребенка.

Такая форма итогового контроля, заменяющая в 5-6 классах традиционный диктант или контрольную работу, предлагаемые администрацией школы, имеет много преимуществ, которые очевидны для любого учителя-практика, ставящего целью обучения развитие школьников. Такая форма проведения итогового зачета нравится и ученикам: его интересно сдавать. Большинство учащихся испытывают удовлетворение от выполненной работы, ощущают радость от успеха, многим такой зачет помогает поверить в себя, а те, кому посчастливилось стать победителем конкурса, переживают момент триумфа.

В оставшееся до конца учебного года время на уроках анализируются ответы учащихся, разбираются те вопросы, которые оказались наиболее сложными.

По желанию ребенка (в 5-6 классах) можно дать ему  возможность пересдать экзамен, в 7-8 классе ученика нужно настраивать на более «жесткие» требования, уже в начале года предупредить о том, что пересдавать экзамен нельзя.  

У этой формы итогового контроля пока нет точного названия: школьники, сдающие тематические зачеты, предпочитают слово экзамен; руководители школы стараются наоборот его избегать (тем более, что время проведения не совпадает с официальной экзаменационной сессией). На практике  мы называем итоговым зачетом по билетам. 

Как результат такой планомерной работы, мы не только выявляем проблемы в знаниях у обучаемого, но и даем возможность ликвидировать к зачету пробелы в знаниях, которые у него образовались в течение учебного года. Прививаем интерес к изучаемому предмету, готовим к различным предметным конкурсам, что в последнее время стало значимым для поступления в престижные вузы страны, а ведь порой решающим фактором при поступлении может послужить участие, а тем более победа в предметной олимпиаде Федерального уровня.