Разработка содержит комплект заданий для текущего и итогового контроля базовых знаний и умений учащихся по технологии. Данный материал помогает систематизировать и обобщать теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по разделу. В настоящее время повсеместно в стране проводится эксперимент по внедрению в образовательный процесс ЕГЭ как одного из основных способов итоговой аттестации учащихся. В связи с этим использование тестовой формы проверки знаний учащихся становится очень актуальным в преподавании всех школьных предметов. Применение тестов при обучении технологии позволяет, с одной стороны, сэкономить время учащихся при выполнении заданий и время учителя при их проверке; с другой стороны такая работа позволяет психологически подготовить детей к сдаче государственных экзаменов в форме ЕГЭ по другим предметам. Предлагаю материалы для проведения тестирования по технологии в 5 классе. Отдельные фрагменты могут быть использованы при проверке знаний учащихся, начиная с пятого класса, а так же для проведения олимпиады по предмету. Контроль – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путем сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования.
В качестве метода контроля знаний учащихся достаточно эффективно применяются тесты. По их результатам можно судить о личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках ученика, полученных в результате обучения.
Главное преимущество заданий в тестовой форме по сравнению с задачами и вопросами проявляется в четкости логической структуры контроля материала, а также в оперативности получения результата контроля.
Цель урока – проверить знания учащихся по снятию мерок, материаловедению, конструированию, моделированию, машиноведению, рукоделию, изготовлению рабочей одежды; научить оценивать качество обработки изделия; воспитывать художественный вкус при использовании отделки изделия.
Технология обработки ткани.
Загадки
- Тонка, одноуха, остра.
- Из этого ведерка нельзя воды напиться.
- По реке Простыне
Идет пароход.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки ни видать. - Остра, как игла, а шить не годится.
- Стежок за стежком
Встали рядком - Два конца, два кольца.
Посередине гвоздь, да и тот насквозь.
Ответы: 1 – игла; 2 – наперстник; 3 – утюг; 4 – булавка; 5 – строчка; 6 – ножницы.
Элементы материаловедения.
Заполните в таблице графу, проставив соответствующие буквы(А, Б…)правильных ответов.
Вопросы | Ответы |
1. Какие волокна идут на производство ситца? | |
2. Для каких волокон сырьем является шерсть животных? | |
3. Как называются нити, идущие вдоль ткани? | |
4. Что образуется по краям ткани при ее изготовлении? | |
5. У какой ткани лицевую сторону определяют по чистоте отделки: | |
6. У каких тканей рисунок на лицевой и изнаночной сторонах одинаковой? |
Ответы: А – химические волокна; Б – натуральные волокна; В – основные нити; Г – уточные нити; Д – с печатным рисунком; Е – гладкокрашенная ткань; Ж – пестротканая ткань; З – кромка.
Материаловедение.
Отметьте знаком “+” все правильные ответы.
1. Волокна растительного происхождения получают из;
а) крапивы; б) льна; в) шерсти; г) хлопка; д) шелка.
2. Долевая нить при растяжении:
а) изменяет свою длину; б) не изменяет своей длины.
3. Процесс получения ткани из ниток путем переплетения называется:
а) прядением; б) ткачеством; в) отделкой.
4. К гигиеническим свойствам тканей относится:
а) прочность; б) намокаемость; в) драпируемость; г) воздухопроницаемость; д)
пылеемкостью.
5) Ткань, окрашенная в один цвет,называется:
а) окрашенная; б) однотонная; в) гладкокрашенная; г)отбеленная; д) цветная.
Ответы: 1 – а; б; г; 2 – б; 3 – б; 4 – б; г; д; 5 – б; в.
Технология изготовления швейного изделия.
1. При снятии мерок записывают полностью (не делят пополам) величины:
а) Ди б) Ст в) Сб г) Ог д) Сш.
2. Мерки снимают с …………стороны фигуры.
3. Снятие мерки “полуобхват талии” выполняется:
а) горизонтально сзади на уровне талии между наиболее вдавленными точками на
боковой поверхности туловища;
б) горизонтально вокруг туловища на уровне талии;
в) горизонтально вокруг туловища на уровне талии на полном выходе.
4. Мерку Сб снимают:
а) для определения длины пояса; б) для определения длины изделия; в) для определения ширины изделия.
5. Моделирование – это:
а) выполнение расчета и построение чертежей деталей швейного изделия;
б) создание различных фасонов (форм) швейного изделия на основе базовой
выкройки;
в) различные фасоны (формы) какого-либо изделия;
г) построение чертежей деталей швейных изделий;
д) нанесение на базовую выкройку направления долевой нити.
Ответы: 1 – а; г; 2 – правой; 3 – б; 4 – в; 5 – б.
Раскрой.
1. Раскрой – это:
а) вырезание бумажных деталей швейного изделия, полученных в соответствии с
чертежом;
б) процесс получения тканевых деталей изделия путем их вырезания из куска ткани;
в) процесс получения тканевых деталей швейного изделия путем их вырезания из
куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учетом припуска на швы.
2. При раскрое изделия необходимо учитывать:
а) расположение рисунка ткани; б) направление нитей основы;
в) ширину ткани; г) направление нитей утка;
д) величину припусков на швы.
3. Лицевую сторону ткани можно определить:
а)________________________________ б)____________________________________
в)____________________________________ г)_____________________________________
д)____________________________________
4. Укажите цифрами в скобках правильную последовательность технологических
операций при раскладке выкройки на ткани:
() а) разложить на ткани мелкие детали;
() б) разложить на ткани крупные детали;
() в) сколоть сложенную пополам ткань булавками по долевой нити;
() г) приколоть мелкие детали;
() д) приколоть крупные детали;
() е) определить лицевую сторону ткани;
() ж) нанести на тканевые детали контрольные линии и точки;
() з) разметить припуски на обработку;
() и) обвести детали по контуру;
() к) определить долевую нить.
Ответы: 1 – в; 2 – а; б; в; д.
3 – а) по яркости и четкости рисунка;
б) по наличию блеска;
в) по наличию ворса;
г) по небольшому количеству технических узелков;
д) по кромке.
4. 1 – к; 2 – е; 3 – в; 4 – б; 5 а; 6 – д; 7 – г; 8 – и; 9 – з; 10 – ж.
Машиноведение.
1. В машинной игле ушко находится:
а) в середине иглы; б) рядом с острием; в) там же, где у швейной машины.
2. Укажите цифрами правильную последовательность заправки нижней нитки
швейной машины:
а) провести нитку через косую прорезь шпульного колпачка;
б) вставить шпульный колпачок в челночное устройство;
в) вытянуть нижнюю нитку наверх через отверстие в игольной пластине;
г) намотать нитку на шпульку;
д) вставить шпульку в шпульный колпачок.
3. Игла и прижимная лапка по окончании работы швейной машины должны быть
оставлены в следующем положении:
а) игла и лапка – в верхнем положении;
б) игла и лапка – в нижнем положении;
в) игла – в нижнем, лапка – в верхнем положении;
д) не имеет значение.
4. В бытовой швейной машине имеются регуляторы:
а) длины стежка; б) ширины стежка; в) ширины зигзага; г) натяжения верхней нити.
5. Обрыв верхней нити может произойти по причине:
а) неправильного положения прижимной лапки;
б) слишком большого натяжения верхней нити;
в) неправильной нити;
г) неправильной установки иглы;
д) вставленного не до упора челночного шпульного колпачка.
Ответы: 1 – б; 2. – (1 – г; 2 – д; 3 – а; 4 – б; 5 – в;). 3 – б; 4 – а; в ;г; 5 – б; в; г; д.
Машинные швы.
1. Установите соответствие между термином и его определением. Напишите возле цифры из левого столбца соответствующую ей букву из правого.
Термин 1. Шов. |
Определение термина. а) последовательный ряд
стежков; |
2. Стачивание – это:
а) соединение приблизительно равных по величине деталей по совмещенным срезам
ткани машинной строчкой;
б) соединение разных по величине деталей машинной строчкой;
в) прокладывание строчки для закрепления подогнутого края детали.
3. К соединительным швам относятся:
а) стачной;
б) настрочной;
в) накладной;
г) в подгибку с открытым срезом.
4. Для обработки нижнего среза изделия используют машинные швы:
а) стачной;
б) настрочной;
в) накладной;
г) в подгибку с закрытым срезом;
д) в подгибку с открытым срезом.
Ответы: 1 – (1 – в; 2 – б; 3 – а;); 2 – а; 3 – а; б; в; 4 – г; д.
Технология обработки пищевых продуктов.
Аннаграммы.
1. Азрпваак, утешине, ераженьн, епазинаке, авкра, омечине.
2. Есврривоак, сэетитак, паепитт, укиланиря.
3. Ретсзилияица, лбнаишоравине, рпписуакине.
Ответы:
1 – заправка, тушение, жаренье, запекание, варка, мочение.
2 – сервировка, эстетика, аппетит, кулинария.
3 – стерилизация, бланширование, припускание.
Метаграммы.
1. С буквой О – в нем живут,
С буквой Ы – он из трубы печной валит.
2.На букву М – она господствует в Париже,
На букву С – тесто поднимает выше.
3.С буквой О – сидит за ним,
С буквой У – на нем сидим.
4. Единство художественных приемов – с буквой И.
А с буквой А – металл из руды.
5. Посуду моем в М…
А отдыхаем в К…
6. С буквой К – агрегат для нагрева воды,
С буквой С – сосуд для столовой соли.
Ответы: 1. Дом-дым. 2. Мода-сода. 3. Стол-стул. 4. Стиль-сталь. 5. Мойка-койка. 6. Колонка – солонка.
Задание “Винегрет”.
Из данных букв сложите слова, обозначающие продукты, используемые в приготовлении винегрета.
С | О | Ь | Г | В |
Р | Л | С | У | Р |
К | В | Ц | О | А |
М | У | Ш | С | А |
К | Т | К | О | Л |
М | Р | А | Ы | Е |
О | Л | О | К | Л |
К | О | А | Ь | . |
Ответы: Свекла, морковь, картошка, огурцы, лук, соль, масло.
Художественная обработка материалов.
Загадки.
1. Пальчик спрячется в ведерко –
Не страшна ему иголка.
2. Ткани я цветной кусок,
Называюсь…
3. Маленькая, острая, с хвостиком.
Ответ: 1 – наперсток; 2 – лоскуток; 3 – иголка с ниткой.
Анаграммы.
1. Шывавиеин,кедаровитеон, нталмеьннаоеор, ногмаморам.
Ответ: Вышивание, декоративное, орнаментальное,монограмма.
Метаграмммы.
- Пять братьев на одной руке.
Зовут их всех на букву П,
А если А и Я исправишь,
То вышивать на них ты станешь. - С буквой Л – зашивает,
С буквой – забавляет.
Ответ: 1. Пальцы – пяльцы. 2. Игла – игра.
Викторина. Вышивание.
1. Заправка ткани в пяльцы.
2. Лист бумаги, используемый для перевода изображения.
3. Лучшие нитки для вышивания.
4. Плоскостное изображение мотивов растений, животных, птиц.
5. Перевод изображения на бумагу.
6. Украшение изделия начальными буквами имени и фамилии.
7. Геометрическое чередование элементов и групп элементов.
8. Мулине в 6 сложений.
9. Приспособление, предохраняющее ткань при вышивании от деформации.
10. Повторение группы элементов геометрических или растительных.
11. Могут быть круглые или прямоугольные, деревянные и железные.
Ответы: 1 – запяливание; 2 – калька; 3 – мулине; 4 – декоративное изображение; 5 – копирование; 6 – монограмма; 7 – орнаментальное изображение; 8 – пасма; 9 – пяльцы; 10 – орнамент; 11 – пяльцы.
Инструкция для учащихся.
- Тестовые задания обеспечивают возможность объективной оценки Ваших знаний и умений в баллах по единым критериям.
- До начала выполнения тестового задания внимательно прочитайте полностью задание.
- Выполняйте задания в предложенной последовательности.
- Не задерживайтесь слишком долго, если не сможете выполнить определенное задание, переходите к следующему, лучше вернуться к нему в конце, если останется время.
- В тестовом задании с выбором, правильных ответов может быть один или несколько. Знак “+” или “V” поставьте напротив правильного ответа.
- Тестовое задание считается выполненным, если в нем отмечены или записаны все правильные ответы и не отмечено ни одного неправильного ответа.
- За каждое правильно выполненное тестовое задание участник конкурса получает – 1 балл, если неправильно выполнено – 0 баллов.
Литература:
- Артомонова Е.К. Технология – М.:ЭКСМО – Пресс, 2000.
- В.Д.Симоненко Технология,5 класс – Издательский центр “Вентана-Граф”,2006.
- И.В.Червякова Технология 5 класс (вариант для девочек), Волгоград, 2004.
- Журнал “Школа и производство”, 2011.