Цели и задачи: выявление и поддержка интеллектуально-одаренных учащихся; создание условий для реализации творческих способностей учащихся, формирование навыков конкурсных испытаний.
Образовательные:
- проверка и оценка знаний учащихся за курс “Физическая география” 6 класса
- расширение кругозора учащихся, развитие познавательных и творческих способностей учащихся посредством элементов игры, соревнования и решения проблемных вопросов,
- повышение интереса учащихся к предмету “Физическая география”
Развивающие:
- развитие географического мышления,
- принятие самостоятельных решений в проблемных ситуациях в условиях новых учебных задач,
Воспитательные:
- формирование умений работать в команде, уважительно относиться к чужому мнению, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения
- воспитание культуры общения и развитие коммуникативных и познавательных умений.
- рост познавательной самостоятельности учащихся
Технические средства: ноутбук, проектор, экран, компьютерная презентация.
Дидактические материалы: карточки-задания к 2, 3, 5 раундам, атлас 6 класса, план местности.
План занятия.
Продолжительность – 60 минут.
Этап 1. Организационный момент – 2 мин.
Этап 2. 2.1 Сообщение темы и цели занятия – 5 мин.
2.2 Ознакомление учащихся с правилами проведения и ходом игры – 5 мин.
Этап 3. Ход игры – 40 мин.
Этап 4. Подведение итогов, награждение победителей – 8 мин.
Ход игры.
< Музыкальное сопровождение [5] Презентация Cлайд 1>
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы собрались на интеллектуальную игру, чтобы определить, какая команда достойна звания “Знатоки географии”. Мы приветствуем всех участников игры, болельщиков и жюри. Каждый из вас имеете шанс стать победителями. Мы желаем всем командам удачи. Игру оценивает компетентное жюри и сообщает результаты после каждого раунда.
И так мы начинаем игру.
Ведущий:
Как здорово и правильно
Что среди множества наук,
Мы изучаем географию,
Чтоб стал понятен мир вокруг!
Первый раунд – “Разминка”.
В первом раунде команды по очереди отвечают на заданные вопросы. Если у команды нет ответа, то возможность ответить (и заработать балл) получает другая команда.
Вопросы к первому раунду “Разминка”. <Презентация Cлайд 2–39>
- Самый большой материк Земли?
- Часть света, омываемая четырьмя океанами?
- Материк открытый позже других?
- Самый маленький материк...?
- Океан, омывающий все материки, кроме Африки?
- Перечислите все части света.
- Материк, который пересекают все меридианы?
- Самый северный океан...?
- 24 августа 79 г. н.э. произошло извержение этого вулкана.
- По высоте равнины делятся на …?
- Совокупность неровностей земной поверхности?
- Формы рельефа с плоской или холмистой поверхностью?
- Кто открыл Америку?
- Самая высокая вершина мира?
- Кто совершил первое кругосветное плавание?
- Самый большой остров в мире?
- Где находится Амазонская низменность?
- Самый высокий действующий вулкан Евразии?
- Действующие вулканы есть на всех материках, кроме?
- Самое большое по площади озеро мира?
- Где находятся Кордильеры?
- Крупный остров у берегов Африки?
- В каком районе Земли всегда дуют южные ветры?
- У какого моря нет берегов?
- Плавающая ледяная гора?
- Группа островов, расположенных близко друг к другу?
- Излившаяся на поверхность магма?
- Чашеобразное углубление на вершине вулкана?
- Воды, находящиеся в земной коре?
- Сильный ветер в пустыне?
- Назовите проливы, разделяющие материки.
- Где находится Большой Барьерный риф?
- Место, где начинается река?
- Самая многоводная река мира?
- Кто первым достиг, Индии обогнув Африку?
- Естественный спутник Земли?
- На берегу, какого моря расположен город Архангельск?
Ведущий:
Тому, кто ищет постоянно новое в известном,
Кому без книг на свете жить не интересно,
Кому по силам смелые дерзания –
Мы посвящаем второе состязание.
Второй раунд – “План местности”.
Задания ко второму раунду “План местности”. <Музыкальное сопровождение [5] Слайд 40>
Задание на плане местности (в атласе).
- Определите расстояние от точки 154,4 до:
А. станции
Б. родника
В. парома
Г. школы - Определите азимут (А=?) от точки 154,4 до:
А. домика лесника - Определите абсолютную высоту в районе:
А. школы - В каком направлении от поселка Ладогино находится:
А. домик лесника
Б. озера “Глубокое”
В. электростанции
Г. пристани
Б. смешанного леса
В. родника
Б. озеро Глубокое
В. школа
Г. станция
Ведущий: географическая карта.
Без нее не обойтись при изучении Земли.
Чтобы определить местоположение объекта на
Земле люди создали географические координаты.
Третий раунд называется – “Географические координаты”.
<Музыкальное сопровождение [5] Слайд 40>
Определите объекты по географическим координатам:
1) 640 с.ш. 130 з.д. –
2) 790 ю.ш. 1690 в.д. –
3) 500 ю.ш.700 в.д. –
4) 190 с.ш. 980 з.д. –
5) 190 с.ш. 1550 з.д. –
Определите географические координаты объектов:
1) г. Килиманджаро –
2) г. Нью-Йорк –
3) Южный полюс –
4) влк. Котопахи (Южная Америка) –
5) г. Москва –
Ведущий: Для изучения природных явлений, люди придумали различные приборы, с некоторыми, из которых вы уже знакомы.
Давайте проверим, насколько хорошо вы их знаете.
Четвертый раунд нашей игры называется “Измерительные приборы”.
Определите прибор и его назначение: <Презентация Cлайд 41–52>
Барометр –
Сейсмограф –
Термометр –
Компас –
Эхолот –
Рулетка –
Гигрометр –
Анемометр –
Флюгер –
Осадкомер –
Нивелир –
Ведущий: С помощью приборов получают и обрабатываются географические данные.
На уроках вы научились вычислять среднюю температуру и амплитуду воздуха, атмосферное давление, среднегодовое количество осадков.
И мы предлагаем вам применить эти умения.
Пятый раунд – “Географическая математика”.
<Музыкальное сопровождение [5] Слайд 53>
Задания к пятому раунду “Географическая математика”:
- Определите масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем имеет длину 10 см.
- Начертите прямоугольник 15 км на 30 км в масштабе в 1 : 500 000
- Какова высота горы, если температура воздуха у подножия +26°С, а на вершине –10°С?
- Летчик поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм рт.ст.?
- Высота холма 19 м. Северный склон крутой, южный пологий. Изобразите холм горизонталями. Горизонтали проведены через 3 м.
Ведущий:
Мы живем в трехмерном пространстве –
В бесконечном непознанном царстве,
И чем дольше на свете живем,
Тем все глубже его познаем
От Арктики до Антарктики
Люди весь мир прошли.
И только остров романтики,
На карты не нанесли!
Мы объявляем шестой раунд – “Контурная карта”.
Задание к шестому раунду “Контурная карта”: <Презентация Cлайд 54>
Определите географический объект по контуру.
Ведущий:
Кто угадает, для чего нам ярко солнце светит,
Идут дожди и для кого мы родились на свете?
Что в том лесу весной цветет? Зачем река внизу течет?
Ответьте нам ребята?
Седьмой раунд нашей игры – “Географические загадки”.
Задания к седьмому раунду “Географические загадки”. <Презентация Cлайд 55–70>
1. Он у моря – как язык,
Он берега лизать привык,
И пляж в часы прилива
Он лизал на диво.2. Он ведет из моря в море,
Он не широк – всего верста,
И в нем, как в школьном коридоре,
И шум, и звон, и теснота.3. Бежать, бежать –
Не добежать,
Лететь, лететь –
Не долететь.4. День и ночь кричит,
А голос не устает.5. Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.6. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий кончик – в море.7. В тихую погоду,
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде.8. Без рук, без ног воюет.
Без рук, без ног
Под окном стучит,
В избу просится.9. Надо мною, над тобою,
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Вылился там и исчез.10. Два брата родных:
Одного всякий видит,
Да не слышит,
Второго все слышат,
Да не видят.11. Шар не велик, лениться не велит,
Если знаешь предмет,
То покажешь весь свет.12. Море есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя.13. Кругом вода, а с питьем беда?
14. Есть один полярный остров,
Он внутри, как самовар,
Там из расщелин в скалах острых
Со свистом вылетает пар.
И в тот не сунешься поток:
Водичка словно кипяток.
15. Смотри: они все длинные – предлинные
И словно режут шар земной
На дольки апельсиновые [3]
Ведущий: На этом мы завершаем "путешествие" в страну занимательной географии с надеждой продолжить его в будущем.
Как сказал известный французский писатель Антуан де Сент Экзюпери:
“Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля”
Подведение итогов, награждение.
<Музыкальное сопровождение [5] Слайд 71>Каждый раунд игры оценивается членами жюри в соответствии с разработанными критериями оценок <Приложение 1>. Победителем игры становится команда, набравшая максимальное количество баллов.
Ведущий:
Игра прошла удачно,
Довольны ей, друзья?
Вы поняли наверно,
Без географии нельзя.
Прощаясь ненадолго,
Пожелаем все себе,
Новых встреч, побед, исканий.
В географии, в игре.
Методическая литература:
- География. Начальный курс. 6 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений / Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. – 9-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 174, [2]с.: ил., карт.
- Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6–8 классы / С.Г.Зубанова, Ю.В.Щербакова. – 2-е изд., стереотипн. – М.: Глобус, 2009 г. – 173 с. – (Учение с увлечением).
- География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям”. 6–8 классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед) / сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 155 с.
Интернет-ресурсы:
4. www.zavuch.info/component/mtree/estestvennie/.../vneklasgeogr Крылова О.Н. Патриотическая игра “АТЫ – БАТЫ” (история, 4 класс) – шаблон
5. http://www.liveinternet.ru/users/ganett/post110869426/ Музыка. И. Крутой – музыка без слов – Нежность. Залив Ангелов.
6. Анимации – шаблоны.