Программное содержание:
- Продолжать учить различать и называть представителей животного и растительного мира (насекомые, млекопитающие, рыбы, птицы, растения). Закрепить знания детей об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях. Упражнять в умении различать деревья нашего края по коре; узнавать животных по описанию, отгадывать загадки. Тренировать в построении полного аргументированного ответа.
- Развивать устную связную речь, произвольное внимание, восприятие, сообразительность, логическое мышление, долговременную память.
- Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, экологическую культуру.
Материалы: Презентация (Приложение); мультимедиапроектор, коробка с конфетами; карточки с изображением животных.
Предварительная работа: Чтение сказок и рассказов по теме, систематические наблюдения на прогулках, экскурсиях, рассматривание картин, иллюстраций и др.
Ход викторины
Ведущий: Сегодня, ребята, у нас необычное занятие. Оно называется
“Экологическое ассорти”.
Знаете ли вы, что такое “ассорти”? Правильно, это набор разных конфет. Я
принесла вам целую коробку конфет. Но эти конфеты необычные. Они все разного
цвета. Если вам достанется конфета зеленого цвета, то вы отвечаете на вопросы и
выполняете задания по теме “Растения”, желтая – “Насекомые”, синяя – “Рыбы”,
фиолетовая – “Птицы”, красная – “Звери”. В соревновании участвуют две команды:
“Белочки” и “Зайчики”. Мы желаем успеха обеим командам и начинаем игру.
(Команды по очереди берут конфеты и выполняют задания. Если команда правильно отвечает, то сразу получает 5 баллов. Если с подсказкой – 3 балла. Если не могут ответить, то вопрос отдается другой команде.)
Выполнение заданий
I тур. Звери.
I команда.
– У каких животных есть иголки? (Еж, дикобраз.) (Слайд 2)
– Как заяц готовится к зиме? (Слайд 3)
II команда.
– Где живет волк? (В логове). Почему говорят: волка ноги кормят? (Слайд 4)
– Где живет белка? (В дупле). Как она готовится к зиме? (Слайд 5)
II тур. Птицы.
I команда.
- Днем слепа бывает, а ночью прозревает. (Сова.) (Слайд 7)
- Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?
На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел.) (Слайд 8) - Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.) (Слайд 9) - Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь, и зовется птица…(грач). (слайд 10)
II команда.
- По лужку он важно ходит, из воды сухим выходит. (Гусь.) (Слайд 11)
- На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет в воду наугад – ищет в речке лягушат. (Цапля.) (Слайд 12) - Пусть я птичка-невеличка, у меня друзья привычка:
Как начнутся холода – из леса прямо к вам, сюда. (Синица.) (Слайд 13) - Красногрудый, черноклювый, любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь.) (Слайд 14)
III тур. Игра “Веселая пантомима”.
Капитанам выдаются карточки с изображением животных, которых нужно спародировать. (Медведь, петух, лиса, гусь.)
IV тур. Рыбы.
I команда.
У этой рыбы фантастическая жадность. В ее желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, мелких и средних птиц, а еще часы, монеты – видимо хищница принимает их за рыбку с яркой чешуей. Что это за рыба?
Подсказка: “Ухвачу-ка! Проглочу-ка! Щелкает зубами…(щука)”. (Слайд 16)
II команда.
Это самая большая из пресноводных рыб, обитающих в России. У нее нет чешуи.
Предпочитает жить на дне водоема, где ее часто не отличишь от бревна. У этой
рыбы даже есть усы.
Подсказка: “Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,
Но зато ему потом на крючок попался…(сом)” (Слайд 17)
V тур. Насекомые.
Игра “Угадай, кто я?”
– Вы задаете мне вопросы по очереди о животном, изображенном на рисунке, а я
отвечаю “да” или “нет”. Побеждает команда, первой угадавшая это насекомое.
(Кузнечик, божья коровка.) (Слайд 19, 20)
VI ту. Растения.
- Из какого дерева делают спички? (Осина.) (Слайд 22)
- Угадай дерево по коре. (Береза.) (Слайд 23)
- Название какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник.) (Слайд 24)
- Из какого дерева делают лыжи? (Из березы.) (Слайд 25)
- Угадай дерево по коре. (Сосна.) (слайд 26.)
- Какое растение получило название благодаря листьям? (Мать-и-мачеха. Нижняя сторона листа с опушением, мягкая, нежная, как ладонь мамы; верхняя – глянцевая, гладкая, холодная, как ладонь мачехи.) (Слайд 27)
Физкультминутка. (Слайд 28, 29, 30)
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, подтянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
VII тур. “Красная книга”.
1. Что такое “Красная книга”? (Слайд 31, 32)
2. Что вы знаете о красной книге? (Слайд 33)
Ведущий: Эта грустная книга с каждым годом становится все толще. Многих животных и растений, занесенных в нее, увидеть можно только на картинке.
– Неужели наступит весна без пения птиц, лето – без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.
Задание. Объясните, что означают эти экологические знаки. (Слайд 34, 35)
Ребенок.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы,
То не будет красоты,
То не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.
Ребенок.
Берегите Землю! Берегите,
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
VII тур. Отгадайте загадку:
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Береза.) (Слайд 36)
Ведущий. Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке: “Словно девица русская, приумолкнув, стоит”. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. А теперь каждая команда исполнит песню о красавице – березе.
Подведение итогов. Награждение победителей. (Слайд 37)
Ведущий. Человек многое может, но и он часть природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом.
– Помни, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты в гостях у природы, у тех, кто
здесь живет.
– Чтобы услышать пение птиц, раскрыть новую загадку, полюбоваться красотой
природы, выполняй правила поведения в гостях.
– Звери всякие нужны, звери всякие важны. Не трогайте, не обижайте зверей: ни
скользкой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине. Каждый из них делает
природе полезное дело.
– И надеюсь, что возродится давняя традиция. Когда рождался семье ребенок,
родители сажали дерево, о котором заботились всю жизнь. Тогда гораздо больше
лесов станет на Земле.
Всем участникам вручаются медали “Юный защитник природы”.