Викторина "Экологическое ассорти"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Продолжать учить различать и называть представителей животного и растительного мира (насекомые, млекопитающие, рыбы, птицы, растения). Закрепить знания детей об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях. Упражнять в умении различать деревья нашего края по коре; узнавать животных по описанию, отгадывать загадки. Тренировать в построении полного аргументированного ответа.
  2. Развивать устную связную речь, произвольное внимание, восприятие, сообразительность, логическое мышление, долговременную память.
  3. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, экологическую культуру.

Материалы: Презентация (Приложение); мультимедиапроектор, коробка с конфетами; карточки с изображением животных.

Предварительная работа: Чтение сказок и рассказов по теме, систематические наблюдения на прогулках, экскурсиях, рассматривание картин, иллюстраций и др.

Ход викторины

Ведущий: Сегодня, ребята, у нас необычное занятие. Оно называется “Экологическое ассорти”.
Знаете ли вы, что такое “ассорти”? Правильно, это набор разных конфет. Я принесла вам целую коробку конфет. Но эти конфеты необычные. Они все разного цвета. Если вам достанется конфета зеленого цвета, то вы отвечаете на вопросы и выполняете задания по теме “Растения”, желтая – “Насекомые”, синяя – “Рыбы”, фиолетовая – “Птицы”, красная – “Звери”. В соревновании участвуют две команды: “Белочки” и “Зайчики”. Мы желаем успеха обеим командам и начинаем игру.

(Команды по очереди берут конфеты и выполняют задания. Если команда правильно отвечает, то сразу получает 5 баллов. Если с подсказкой – 3 балла. Если не могут ответить, то вопрос отдается другой команде.)

Выполнение заданий
I тур. Звери.
I команда.

– У каких животных есть иголки? (Еж, дикобраз.) (Слайд 2)
– Как заяц готовится к зиме? (Слайд 3)

II команда.

– Где живет волк? (В логове). Почему говорят: волка ноги кормят? (Слайд 4)
– Где живет белка? (В дупле). Как она готовится к зиме? (Слайд 5)

II тур. Птицы.
I команда.

  1. Днем слепа бывает, а ночью прозревает. (Сова.) (Слайд 7)
  2. Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?
    На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел.) (Слайд 8)
  3. Маленький мальчишка в сером армячишке
    По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.) (Слайд 9)
  4. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей,
    Целый день по пашне вскачь, и зовется птица…(грач). (слайд 10)

II команда.

  1. По лужку он важно ходит, из воды сухим выходит. (Гусь.) (Слайд 11)
  2. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
    Тычет в воду наугад – ищет в речке лягушат. (Цапля.) (Слайд 12)
  3. Пусть я птичка-невеличка, у меня друзья привычка:
    Как начнутся холода – из леса прямо к вам, сюда. (Синица.) (Слайд 13)
  4. Красногрудый, черноклювый, любит зернышки клевать.
    С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь.) (Слайд 14)

III тур. Игра “Веселая пантомима”.

Капитанам выдаются карточки с изображением животных, которых нужно спародировать. (Медведь, петух, лиса, гусь.)

IV тур. Рыбы.

I команда.

У этой рыбы фантастическая жадность. В ее желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, мелких и средних птиц, а еще часы, монеты – видимо хищница принимает их за рыбку с яркой чешуей. Что это за рыба?

Подсказка: “Ухвачу-ка! Проглочу-ка! Щелкает зубами…(щука)”. (Слайд 16)

II команда.

Это самая большая из пресноводных рыб, обитающих в России. У нее нет чешуи. Предпочитает жить на дне водоема, где ее часто не отличишь от бревна. У этой рыбы даже есть усы.
Подсказка: “Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,

Но зато ему потом на крючок попался…(сом)” (Слайд 17)

V тур. Насекомые.

Игра “Угадай, кто я?”
– Вы задаете мне вопросы по очереди о животном, изображенном на рисунке, а я отвечаю “да” или “нет”. Побеждает команда, первой угадавшая это насекомое. (Кузнечик, божья коровка.) (Слайд 19, 20)

VI ту. Растения.

  1. Из какого дерева делают спички? (Осина.) (Слайд 22)
  2. Угадай дерево по коре. (Береза.) (Слайд 23)
  3. Название какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник.) (Слайд 24)
  4. Из какого дерева делают лыжи? (Из березы.) (Слайд 25)
  5. Угадай дерево по коре. (Сосна.) (слайд 26.)
  6. Какое растение получило название благодаря листьям? (Мать-и-мачеха. Нижняя сторона листа с опушением, мягкая, нежная, как ладонь мамы; верхняя – глянцевая, гладкая, холодная, как ладонь мачехи.) (Слайд 27)

Физкультминутка. (Слайд 28, 29, 30)

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, подтянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

VII тур. “Красная книга”.

1. Что такое “Красная книга”? (Слайд 31, 32)
2. Что вы знаете о красной книге? (Слайд 33)

Ведущий: Эта грустная книга с каждым годом становится все толще. Многих животных и растений, занесенных в нее, увидеть можно только на картинке.

– Неужели наступит весна без пения птиц, лето – без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.

Задание. Объясните, что означают эти экологические знаки. (Слайд 34, 35)

Ребенок.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы,
То не будет красоты,
То не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.

Ребенок.

Берегите Землю! Берегите,
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!

VII тур. Отгадайте загадку:

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Береза.) (Слайд 36)

Ведущий. Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке: “Словно девица русская, приумолкнув, стоит”. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. А теперь каждая команда исполнит песню о красавице – березе.

Подведение итогов. Награждение победителей. (Слайд 37)

Ведущий. Человек многое может, но и он часть природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом.

– Помни, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живет.
– Чтобы услышать пение птиц, раскрыть новую загадку, полюбоваться красотой природы, выполняй правила поведения в гостях.
– Звери всякие нужны, звери всякие важны. Не трогайте, не обижайте зверей: ни скользкой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине. Каждый из них делает природе полезное дело.
– И надеюсь, что возродится давняя традиция. Когда рождался семье ребенок, родители сажали дерево, о котором заботились всю жизнь. Тогда гораздо больше лесов станет на Земле.

Всем участникам вручаются медали “Юный защитник природы”.