Интегрированное занятие "музыка + развитие речи" по теме "Осенняя ярмарка" (старшая группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание

Обучающая задача: ознакомить детей с различными формами русского народного творчества – изобразительной, песенной, речевой. Пробудить интерес к русской народной культуре.

Развивающая задача: развивать выразительность речи, эстетические чувства детей.

Воспитывающие задачи: воспитывать умение слушать, отвечать четко на вопросы.

Словарная работа:
Активный словарь: попевки, чистоговорки, заклички.
Пассивный словарь: докучная сказка, глашатай.

Демонстрационный материал. Дымковские игрушки, матерчатые куклы, матрешки, деревянная посуда, расписанная в стиле “Гжель” и “Хохлома”.

Раздаточный материал. Муляжи овощей и фруктов, игрушки кошки (3 шт.), элементы набора для коллективной аппликации “Гжель”, “Хохлома”, салфетки, клейстер, кисточки.

Предварительная работа. Знакомство с русским народным творчеством: разучивание заклички “Дождик”, попевка “Котик”, танец “Матрешки”, музыкальная сказка “Репка”, песня-танец “Спляшем, Ваня, спляшем !”,докучной сказки “Жил – был царь”, хоровод “Красный сарафан”.

Методические приемы:

  1. Вводная часть – 5 мин.
    1) Рассказ воспитателя о том, куда предстоит отправиться сегодня на занятии.
    2) Слушание музыки и перемещение во времени.
  2. Основная часть – 15 мин.
    1) Чтение детьми докучной сказки.
    2) Импровизация музыкальной сказки “Репка”.
    3) Загадывание загадок об овощах.
    4) Групповое исполнение заклички “Дождик”.
    5) Попевка “Васька-кот”.
    6) Коллективная аппликация с элементами гжель и хохлома.
    7) Танец “Матрешки”.
    8) Песня-танец “Спляшем, Ваня, спляшем!”
  3. Заключительная часть – 15 мин.
    1) Хоровод “Красный сарафан”.
    2) Прослушивание русской народной композиции в современной обработке.
    3) Обобщение воспитателя
    4) Анализ занятия.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Добрый день и вам, гости дорогие! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы отправиться в удивительное путешествие – путешествие во времени. Мы перенесемся в те далекие времена, когда сказки ходили по земле: когда Емеля на печи в гости к царю ездил, Иван-царевич ходил смерть Кощееву искать, а в садах росли молодильные яблоки. Проще говоря, когда жили на земле ваши пра-пра-прабабушки и пра-пра-прадедушки. А поможет нам совершить это путешествие музыка и волшебная карусель.

Ставится шест с ленточками, дети берутся за ленточки и под музыку медленно передвигаются по кругу. В это время открывается занавес, и происходят небольшие перемены в зале, а воспитатель переодевается в русский сарафан. Дети снова садятся на стульчики.

Воспитатель: Ну, что же, ребята, давайте-ка проверим, получился наш переход во времени или нет? Говорят, в ту пору люди много сказок знали, да и не только простых, но и докучных. А что такое докучная сказка?

Дети: Это сказка без конца.

Воспитатель: Правильно – та сказка, которую без умолку рассказывать можно. Вот и расскажем.

ДОКУЧНАЯ СКАЗКА “ЖИЛ-БЫЛ ЦАРЬ”.

Жил-был царь, у царя был двор,
На дворе был кол, на колу мочало, –
Начинай сначала!

Предлагаю интонационное упражнение: докучную сказку дети рассказывают сначала спокойно, затем как сплетню, причитание, с интонацией скоморохов-глашатаев.

Воспитатель: Хорошо вы ребята, сказки сказывать умеете. Но русский народ любил не только сказки докучные, но и простые сказки, которые сам и придумал. Вот и послушаем такую, но только не простую, а музыкальную, а покажут нам ее наши дети.

МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА “РЕПКА”.

Воспитатель: Сказки мы с вами научились рассказывать, а сейчас нам – прямая дорога на ярмарку!

Входят два скомороха.

1-й скоморох: Люди добрые, люди веселые не пропусти, проходи!

2-й скоморох: Ярмарка ждет, ярмарка зовет, налетай, покупай, не зевай!

1-й скоморох: На людей посмотри, себя покажи! Ребята, а что такое ярмарка?

Дети: Это где продаются овощи, фрукты разные товары.

2-й скоморох: А какие вы знаете ярмарки?

Дети: Продуктовая, овощная, школьная и по временам года: осенняя, весенняя, летняя.

СКОМОРОХИ ХВАЛЯТ ДЕТЕЙ И УХОДЯТ.

Воспитатель: Давайте-ка посмотрим, что там в овощном ряду делается? Попробуем угадать, какие овощи привезли на ярмарку?

1-й ребенок берет бубен и загадывает 1-ю загадку, затем стучит 3 раза в бубен и отдает бубен тому, кто хочет разгадать. Потом бубен берет 2-й ребенок, загадывает 2-ю загадку и т.д. Дети разгадывая загадки, подходят к лотку с овощами и вытаскивают овощ, о котором загадывалась загадка.

1-й ребенок: Краса-девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь.)

2-й ребенок: Алый сапог в земле горит. (Свекла.)

3-й ребенок: Без счету одежек и все без застежек. (Кочан.)

4-й ребенок: Ни окон, ни дверей – полна горница людей. (Огурец.)

Воспитатель: Да, ребята, много овощей на ярмарке. Чтобы такой богатый урожай вырастить, нужно и умение и терпение, и чтобы погода помогла,– солнышко бы землю грело, а дождик ее поливал. Ведь если долго дождя не было, урожай мог погибнуть. Что же люди придумали, как от жары землю уберегали?

Дети: Звали дождик, говорили заклинания, обращались к колдунам, шаманам.

Воспитатель: Да, чтобы нагнать дождик, люди придумали заклички.

Дети встают в круг и исполняют закличку “Дождик”.

Дождик лей,лей,лей….на меня и на людей…
На меня по крошке, на людей по ложке,
А на Бабу-ягу лей по целому ведру!!!

Воспитатель: Да, умели наши прадеды с природой ладить! Но и на дворе у них был всегда порядок и верные помощники из домашних животных. Все они человеку в хозяйстве помогали. Что это были за животные, угадайте?

1-й ребенок: По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца.)

2-й ребенок: На сене лежит, сама не ест и другим не дает. (Собака.)

3-й ребенок: Кто родится с усами? (Котенок.)

Воспитатель: Котенок в доме не только мышей ловил, но еще и детишек забавлял, а за это про него люди шуточные попевки придумали.

Выходят девочки с игрушкой котенком в руках и исполняют попевку “ВАСЬКА – КОТ”.

Воспитатель: Ой, кто это к нам едет, посвистывает, да колокольчиками позванивает?

В зал въезжает купец с запряженной лошадью. Стал выкладывать товар на продажу, да все разбил (звучит фонограмма разбитой посуды)….

Купец: Что же за напасть, вот беда так беда!!! Что делать?

Воспитатель: Ну, что ты так убиваешься, купец? Какой у тебя был товар?

Купец: Не простой, ой, не простой – кувшины гжельские и хохломские.

Воспитатель: Ну, что ребята, поможем? Может новому ремеслу обучимся…

На 2-х листах нарисованы вазы. Отдельно лежат узоры. Дети украшают вазы элементами “Гжели” и “Хохломы”.Коллективная аппликация. Готовые работы отдаем купцу.

Купец: Спасибо вам, ребята! Очень красивые вазы у вас получились. А вы знаете что это за росписи на них?

Дети: это хохломская роспись, а это гжельская.

Воспитатель: Теперь точно весь товар будет распродан. А ведь на ярмарку не только дельный да необходимый товар возили, не забывали и про деток. А как вы думаете, какой товар мог понравится детям? Правильно, игрушки! Куклы и матрешки. А так как наша ярмарка не совсем обычная, то здесь матрешки еще и петь и танцевать могут. Посмотрим!

Исполняется танец мальчиков, переодетых матрешками “Матрешки”.

Воспитатель: Что это мы с вами все по ярмарке ходим, да чужой товар рассматриваем? Надо бы нам и свою торговлю развернуть. А ну, подходи, выбирай себе товар!

Дети подходят, выбирают необходимые реквизиты.

Воспитатель: Значит, чем торговать будете, вы выбрали? А знаете ли вы, как к своему товару внимание привлечь?

Дети: Надо зазывать покупателей, расхваливать свой товар.

Воспитатель: Ну, что же, все вы знаете – начинайте торговлю.

У дядюшки Якова, товару было всякого!

Тары -бары , растабары, расторговывай товары!

1-й ребенок:

Сами мы рязанские! Сельди – астраханские!
Давай выбирай, покупай-забирай!

2-й ребенок:

Вот орешки, вкусные орешки!
Вкусные на меду, давай шапку, накладу!

3-й ребенок:

У нас в Рязани грибы с глазами!
Их едят, а они глядят!

4-й ребенок:

Есть ниточки, есть катушечки!
Подходите, покупайте, девки-душечки!

Воспитатель: Молодцы ребята, весь товар распродали! Что же вы думаете, здесь и ярмарке конец? Именно тогда, когда весь товар был распродан, и начиналось настоящее веселье. Девушки приезжали себя показать, да женихов выбирать. Вот сейчас мы и посмотрим
шуточный танец “Спляшем, Ваня, спляшем!”

Воспитатель: Ну, уж под вечер, когда все напляшутся, наиграются устанут тут и хороводы поводить можно. А вы умеете?

Дети исполняют хоровод “Красный сарафан” (по А.И.Бурениной).

Воспитатель: Вот и подошел к концу наш ярмарочный день, а вместе с ним и наше путешествие в старину. Пора возвращаться домой, и снова нам поможет музыка и волшебная карусель.

Дети садятся на волшебную карусель, все становится как прежде, и открывается занавес.

Воспитатель: Давайте еще раз вспомним, где мы с вами были и что видели?

Дети: Мы были на ярмарке, видели как люди продавали свой товар.

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось?

Дети: Сказка “Репка”, докучная сказка.

Воспитатель: И напоследок, я открою вам один секрет…Если вы захотите отправиться в подобное путешествие сами, то стоит лишь подойти к бабушке или дедушке и спросить, а как жили они, когда были маленькие, в какие игры играли, какие песни пели. Думаю, они с удовольствием совершат вместе с вами путешествие в свою молодость и расскажут вам обо всем!