Программное содержание
Обучающая задача: ознакомить детей с различными формами русского народного творчества – изобразительной, песенной, речевой. Пробудить интерес к русской народной культуре.
Развивающая задача: развивать выразительность речи, эстетические чувства детей.
Воспитывающие задачи: воспитывать умение слушать, отвечать четко на вопросы.
Словарная работа:
Активный словарь: попевки, чистоговорки, заклички.
Пассивный словарь: докучная сказка, глашатай.
Демонстрационный материал. Дымковские игрушки, матерчатые куклы, матрешки, деревянная посуда, расписанная в стиле “Гжель” и “Хохлома”.
Раздаточный материал. Муляжи овощей и фруктов, игрушки кошки (3 шт.), элементы набора для коллективной аппликации “Гжель”, “Хохлома”, салфетки, клейстер, кисточки.
Предварительная работа. Знакомство с русским народным творчеством: разучивание заклички “Дождик”, попевка “Котик”, танец “Матрешки”, музыкальная сказка “Репка”, песня-танец “Спляшем, Ваня, спляшем !”,докучной сказки “Жил – был царь”, хоровод “Красный сарафан”.
Методические приемы:
- Вводная часть – 5 мин.
1) Рассказ воспитателя о том, куда предстоит отправиться сегодня на занятии.
2) Слушание музыки и перемещение во времени. - Основная часть – 15 мин.
1) Чтение детьми докучной сказки.
2) Импровизация музыкальной сказки “Репка”.
3) Загадывание загадок об овощах.
4) Групповое исполнение заклички “Дождик”.
5) Попевка “Васька-кот”.
6) Коллективная аппликация с элементами гжель и хохлома.
7) Танец “Матрешки”.
8) Песня-танец “Спляшем, Ваня, спляшем!” - Заключительная часть – 15 мин.
1) Хоровод “Красный сарафан”.
2) Прослушивание русской народной композиции в современной обработке.
3) Обобщение воспитателя
4) Анализ занятия.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Добрый день и вам, гости дорогие! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы отправиться в удивительное путешествие – путешествие во времени. Мы перенесемся в те далекие времена, когда сказки ходили по земле: когда Емеля на печи в гости к царю ездил, Иван-царевич ходил смерть Кощееву искать, а в садах росли молодильные яблоки. Проще говоря, когда жили на земле ваши пра-пра-прабабушки и пра-пра-прадедушки. А поможет нам совершить это путешествие музыка и волшебная карусель.
Ставится шест с ленточками, дети берутся за ленточки и под музыку медленно передвигаются по кругу. В это время открывается занавес, и происходят небольшие перемены в зале, а воспитатель переодевается в русский сарафан. Дети снова садятся на стульчики.
Воспитатель: Ну, что же, ребята, давайте-ка проверим, получился наш переход во времени или нет? Говорят, в ту пору люди много сказок знали, да и не только простых, но и докучных. А что такое докучная сказка?
Дети: Это сказка без конца.
Воспитатель: Правильно – та сказка, которую без умолку рассказывать можно. Вот и расскажем.
ДОКУЧНАЯ СКАЗКА “ЖИЛ-БЫЛ ЦАРЬ”.
Жил-был царь, у царя был двор,
На дворе был кол, на колу мочало, –
Начинай сначала!
Предлагаю интонационное упражнение: докучную сказку дети рассказывают сначала спокойно, затем как сплетню, причитание, с интонацией скоморохов-глашатаев.
Воспитатель: Хорошо вы ребята, сказки сказывать умеете. Но русский народ любил не только сказки докучные, но и простые сказки, которые сам и придумал. Вот и послушаем такую, но только не простую, а музыкальную, а покажут нам ее наши дети.
МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА “РЕПКА”.
Воспитатель: Сказки мы с вами научились рассказывать, а сейчас нам – прямая дорога на ярмарку!
Входят два скомороха.
1-й скоморох: Люди добрые, люди веселые не пропусти, проходи!
2-й скоморох: Ярмарка ждет, ярмарка зовет, налетай, покупай, не зевай!
1-й скоморох: На людей посмотри, себя покажи! Ребята, а что такое ярмарка?
Дети: Это где продаются овощи, фрукты разные товары.
2-й скоморох: А какие вы знаете ярмарки?
Дети: Продуктовая, овощная, школьная и по временам года: осенняя, весенняя, летняя.
СКОМОРОХИ ХВАЛЯТ ДЕТЕЙ И УХОДЯТ.
Воспитатель: Давайте-ка посмотрим, что там в овощном ряду делается? Попробуем угадать, какие овощи привезли на ярмарку?
1-й ребенок берет бубен и загадывает 1-ю загадку, затем стучит 3 раза в бубен и отдает бубен тому, кто хочет разгадать. Потом бубен берет 2-й ребенок, загадывает 2-ю загадку и т.д. Дети разгадывая загадки, подходят к лотку с овощами и вытаскивают овощ, о котором загадывалась загадка.
1-й ребенок: Краса-девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь.)
2-й ребенок: Алый сапог в земле горит. (Свекла.)
3-й ребенок: Без счету одежек и все без застежек. (Кочан.)
4-й ребенок: Ни окон, ни дверей – полна горница людей. (Огурец.)
Воспитатель: Да, ребята, много овощей на ярмарке. Чтобы такой богатый урожай вырастить, нужно и умение и терпение, и чтобы погода помогла,– солнышко бы землю грело, а дождик ее поливал. Ведь если долго дождя не было, урожай мог погибнуть. Что же люди придумали, как от жары землю уберегали?
Дети: Звали дождик, говорили заклинания, обращались к колдунам, шаманам.
Воспитатель: Да, чтобы нагнать дождик, люди придумали заклички.
Дети встают в круг и исполняют закличку “Дождик”.
Дождик лей,лей,лей….на меня и на людей…
На меня по крошке, на людей по ложке,
А на Бабу-ягу лей по целому ведру!!!
Воспитатель: Да, умели наши прадеды с природой ладить! Но и на дворе у них был всегда порядок и верные помощники из домашних животных. Все они человеку в хозяйстве помогали. Что это были за животные, угадайте?
1-й ребенок: По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца.)
2-й ребенок: На сене лежит, сама не ест и другим не дает. (Собака.)
3-й ребенок: Кто родится с усами? (Котенок.)
Воспитатель: Котенок в доме не только мышей ловил, но еще и детишек забавлял, а за это про него люди шуточные попевки придумали.
Выходят девочки с игрушкой котенком в руках и исполняют попевку “ВАСЬКА – КОТ”.
Воспитатель: Ой, кто это к нам едет, посвистывает, да колокольчиками позванивает?
В зал въезжает купец с запряженной лошадью. Стал выкладывать товар на продажу, да все разбил (звучит фонограмма разбитой посуды)….
Купец: Что же за напасть, вот беда так беда!!! Что делать?
Воспитатель: Ну, что ты так убиваешься, купец? Какой у тебя был товар?
Купец: Не простой, ой, не простой – кувшины гжельские и хохломские.
Воспитатель: Ну, что ребята, поможем? Может новому ремеслу обучимся…
На 2-х листах нарисованы вазы. Отдельно лежат узоры. Дети украшают вазы элементами “Гжели” и “Хохломы”.Коллективная аппликация. Готовые работы отдаем купцу.
Купец: Спасибо вам, ребята! Очень красивые вазы у вас получились. А вы знаете что это за росписи на них?
Дети: это хохломская роспись, а это гжельская.
Воспитатель: Теперь точно весь товар будет распродан. А ведь на ярмарку не только дельный да необходимый товар возили, не забывали и про деток. А как вы думаете, какой товар мог понравится детям? Правильно, игрушки! Куклы и матрешки. А так как наша ярмарка не совсем обычная, то здесь матрешки еще и петь и танцевать могут. Посмотрим!
Исполняется танец мальчиков, переодетых матрешками “Матрешки”.
Воспитатель: Что это мы с вами все по ярмарке ходим, да чужой товар рассматриваем? Надо бы нам и свою торговлю развернуть. А ну, подходи, выбирай себе товар!
Дети подходят, выбирают необходимые реквизиты.
Воспитатель: Значит, чем торговать будете, вы выбрали? А знаете ли вы, как к своему товару внимание привлечь?
Дети: Надо зазывать покупателей, расхваливать свой товар.
Воспитатель: Ну, что же, все вы знаете – начинайте торговлю.
У дядюшки Якова, товару было всякого!
Тары -бары , растабары, расторговывай товары!
1-й ребенок:
Сами мы рязанские! Сельди – астраханские!
Давай выбирай, покупай-забирай!
2-й ребенок:
Вот орешки, вкусные орешки!
Вкусные на меду, давай шапку, накладу!
3-й ребенок:
У нас в Рязани грибы с глазами!
Их едят, а они глядят!
4-й ребенок:
Есть ниточки, есть катушечки!
Подходите, покупайте, девки-душечки!
Воспитатель: Молодцы ребята, весь товар распродали! Что же вы думаете,
здесь и ярмарке конец? Именно тогда, когда весь товар был распродан, и
начиналось настоящее веселье. Девушки приезжали себя показать, да женихов
выбирать. Вот сейчас мы и посмотрим
шуточный танец “Спляшем, Ваня, спляшем!”
Воспитатель: Ну, уж под вечер, когда все напляшутся, наиграются устанут тут и хороводы поводить можно. А вы умеете?
Дети исполняют хоровод “Красный сарафан” (по А.И.Бурениной).
Воспитатель: Вот и подошел к концу наш ярмарочный день, а вместе с ним и наше путешествие в старину. Пора возвращаться домой, и снова нам поможет музыка и волшебная карусель.
Дети садятся на волшебную карусель, все становится как прежде, и открывается занавес.
Воспитатель: Давайте еще раз вспомним, где мы с вами были и что видели?
Дети: Мы были на ярмарке, видели как люди продавали свой товар.
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось?
Дети: Сказка “Репка”, докучная сказка.
Воспитатель: И напоследок, я открою вам один секрет…Если вы захотите отправиться в подобное путешествие сами, то стоит лишь подойти к бабушке или дедушке и спросить, а как жили они, когда были маленькие, в какие игры играли, какие песни пели. Думаю, они с удовольствием совершат вместе с вами путешествие в свою молодость и расскажут вам обо всем!