Интегрированный урок окружающего мира и русского языка в 4-м классе "Зима в лесу"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: воспитывать экологическую культуру, формировать умение строить речь, воспитывать самостоятельность, активность.

Оборудование: большая картина леса, фигурки зверей.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Урок наш необычный. Мы сегодня с вами отправимся в удивительный лес, увидим разные чудеса природы.

II. Подготовка к путешествию

Чтобы совершить это путешествие, мы должны вспомнить народные приметы.

– Какие зимние народные приметы вы знаете?

Лес шумит – к оттепели.

Воробьи прячутся в хворост – жди мороза.

Дым столбом – к морозу.

Если ночью был иней, днем снега не выпадет.

– Какие пословицы вы знаете о зиме?

Зима лето пугает, да все равно тает.

Зимой с бороной, а летом в извозе.

Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

Зимой тулуп всякому люб.

– Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Не ломать ветки.

Ходить только по тропинкам.

Не шуметь в лесу.

Не ловить детенышей леса.

Не оставлять в лесу мусор.

Итак, мы путешественники. Наш девиз: “Любить и охранять родную природу”.

III. Работа по теме урока.

Как удивительно здесь и красиво! Над нами холодное голубое небо. В морозной тишине стрекочут любопытные сороки. Зачем ты, человек пришел в лес? С добром или нет? Меж густых ветвей ельника прыгают пушистые белки. Под деревьями на мягком белом снегу отпечатались следы зверей и птиц. Белым ровным слоем покрыл всю землю в лесу. Поля и лесные поляны – как гладкие страницы большой книги.

Это снежная страница
Вот прошла по ней лисица,
Заметая снег хвостом...

1. Поляна “Птичья”.

Мы попали на Птичью поляну. Посмотрите, сколько здесь птиц! И все они просят у нас угощения:

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет всем зимой обед.

В другом месте мы устроили птичью елку, нанизали кусочки сала на ветки дерева, повесили много кормушек. Остановились и ждем. Вдруг мы увидели целую гирлянду снегирей, синичек и, воробьев.

2. Поляна “Хоровод елочек”.

Вот и другая поляна “Хоровод елочек”. Так уж распорядилась природа, что крона у ели роскошная. Ель очень требовательна к свету. Может всю жизнь расти в тени больших рослых деревьев. Ель сколько угодно может расти под пологом сосны. Но стоит ей перерасти соседку хоть немного, для сосны наступят мрачные времена.

Ели на опушке,
До небес макушки,
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат
А внучата – елочки –
Тонкие иголочки у лесных ворот
Водят хоровод.

3. “Хоровод берез”.

Сколько здесь берез, даже как-то посветлело в лесу. Все знают, что для жителя России береза – неслучайное дерево. Это – символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой, великой русской земли. И если мы когда-то к березе подойдем с ножиком, не только дереву, но и самой земле будет больно и горько. Лучше, чем Сергей Есенин, о березе никто не мог сказать:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Словно серебром.

4. Поляна “Заячьи следы”.

А вот и заячьи следы. Попробуем распутать их. По следу можно узнать, кормился заяц спокойно или куда-то бежал. При кормежке заяц движется так: опускается на передние лапы и подтягивает задние. Поэтому след передних ног (маленькие отпечатки) – спереди, следы задних (большие отпечатки) – сзади. Если же заяц бежал, все наоборот. Задние ноги зверек заносит за передние. И большие отпечатки получаются впереди. Приближаясь к своей лежке, зайцы запутывают след. Приемы тут разные. “Петля” – зверек пересекает собственный след. “ Вздвойка ” – заяц возвращается по своим следам обратно. “Скидка” – резкий скачок в сторону.

А кто это бросил в нас шишкой? Белка! Милый, чудесный зверек, самый заметный в лесу. Нам интересно наблюдать, как скачет белка по деревьям, цепляясь острыми когтями за стволы и ветви.

Главный корм белок – семена хвойных деревьев. Подсчитано: чтобы насытиться, зверек должен съесть 300 шишек на обед. Конечно, только в урожайные годы белка получает корм в достатке. Атак она перебивается кое-чем. То разыщет под снегом зимний склад сойки, то раскопает шишку, еще осенью, оброненную клестом. Вот смотрите, она вывесила жалобу около своего дупла. “Ребята! Не обижайте меня и моих детей. Не выгребайте запасы орехов и сушеных грибов из дупел и скажите об этом взрослым. Белочка”.

Я белочка – красавица
Меня милее нет,
И всем зверятам нравится
Пушистый рыжий мех.

IV. Викторина.

Мы немножко устали. Привал. Давайте проведем викторину у опушки леса.

1. Почему лесную подстилку нельзя уносить в сады, домой? (Она предохраняет корни лесных растений от шары и холода.)

2. Из-за каких причин возникают лесные пожары? (Незатушенный костер, брошенные горящие спички и окурки .)

З. Какая охота разрешается в любое время года? {Фотоохота.)

4. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна -светолюбивое дерево.)

5. Почему погиб лес, когда вырубили дуплистые деревья? (В дуплах жили птицы.)

6. Какой снег тает быстрее: чистый или грязный? (Грязный.)

7. Почему деревья, срубленные зимой , лучше горят? (Зимой деревья не впитывают в себя воду, поэтому дрова суше.)

8. Как узнать возраст спиленного дерева? (По количеству кругов на спиле.)

Вот и закончилась наша викторина, наградим победителей орденом Мудрой Совы. Скажем на прощанье лесу “До свидания. Спасибо!”.

V. Итог урока.

Нас много, ребята,
Везде, где живем
Деревья посадим,
Сады разведем.

Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы окажемся в классе.

Чтобы усилить впечатление, давайте вместе споем нашу любимую песенку “ Что мне нужно на Земле?”.

Надеюсь, наше путешествие не прошло бесследно для вас. Все свои впечатления вы отразите в своих сочинениях на уроке русского языка.