Дополнительная образовательная программа "Конструирование из бумаги"

Разделы: Технология


Пояснительная записка.

Программа “Конструирование из бумаги” разработана и реализуется в системе дополнительного образования детей. Данная программа дает ребенку возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

Вид программыавторская, так педагогом собран и обогащен опыт многих лет работы с детьми по обработке и использованию различных видов бумаги и картона.

Программа имеет социально-педагогическую направленность. Она поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Преемственность геометрических и арифметических представлений способствует более легкому усвоению материала в школе, формированию уверенности в своих силах, успешности и высокой самооценке.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Актуальность данной программы дополнительного образования детей определяется тем, что в последние годы у младших школьников при формировании базовых геометрических и арифметических понятий, составляющие фундамент всех математических знаний, возникают психологические, дидактические и коммуникативные проблемы. В возрасте младших школьников эти проблемы легко поддаются коррекции, в предметно-игровой среде формируется осознанное восприятие и понимание математических понятий, опирающихся на жизненный опыт ребенка.

Основное предназначение настоящей программы – сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. учебная и практическая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя. Занятия по программе “Конструирование из бумаги” открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.

Отличительные особенности и новизна программы.

Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются зрительно. Программа позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству. Кроме изготовления картин из бумаги и поделок, данная программа поможет без особых затрат оформить любой праздник, вечер, изготовить сувениры, а главное – подарит минуты радости общения.

Программа носит многоаспектный характер. Ее реализация развивает у обучающихся тактильные ощущения, мелкую моторику, координацию движений пальцев, зрительно-пространственную ориентировку, координацию внимания, оперативную и долговременную память, цветоощущение, воссоздающее воображение, логическое мышление. Формирует навыки анализа плоских геометрических фигур, навыки классификации по форме, размеру и цвету, навыки проектирования своей деятельность, коммуникативные навыки парных или групповых взаимодействий, способствует творчеству, гибкости и самостоятельности мышления.

Данная программа дополняет и углубляет знания и умения детей, приобретенные на школьных уроках.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Цель программы: воспитание творческой, социально-активной личности, проявляющей интерес к художественному и техническому творчеству и желание трудиться.

Задачи программы:

Обучающие:

  • обучать технологиям бумажной пластики: аппликации, бумажному конструированию, оригами, квилингу…
  • формировать практические умения в процессе обучения и воспитания правил трудовой и экологической культуры;
  • синхронизация программ образовательного и дополнительного обучения.

Развивающие:

  • развивать эмоциональную отзывчивость на искусство, отношение к творчеству и искусству как созданию красоты и пользы;
  • развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий;
  • стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
  • прививать навыки работы в группе, в парах;
  • нравственное воспитание.

Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения детей в группе равна 33 учебным часам.
Целесообразно объединение детей численностью от 8 до 10 человек. Принимаются все желающие, без специального отбора.
Программа рассчитана на детей 6–7 лет.

Формы и режим занятий.

Занятия в группе проходят 1 раз в неделю по 1 часу.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа, игра, экскурсии, выставки и др.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного, демонстрационного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Предполагается, что у ребенка, обучающегося по настоящей программе, будут сформированы:

а) правильные начальные математические представления о:

  • линейных и плоскостных фигурах;
  • начальных математических отношений.

б) начальные навыки классификации и анализа математических объектов:

  • навыки классификации по форме, размеру, цвету, положению;
  • навыки пространственного ориентирования.

в) необходимые для этого возраста коммуникативные и социальные навыки:

  • навыки группового и парного взаимодействия в детском коллективе;
  • навыки создания начальных социальных отношений;
  • навыки интеграции собственного и чужого поведения.

Предполагается, что будет сформирован достаточный для успешного усвоения учебных программ уровень развития таких познавательных процессов, как: восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь.

Занятия в объединении формируют такие черты как трудолюбие, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело.

Формы подведения итогов реализации программы.

Технические и творческие навыки детей можно выявить только в процессе практической работы. Для получения устойчивого навыка в работе ребенку требуется многократное повторение конкретного действия при внимательном и терпеливом руководстве педагога.

Формами начальной диагностики является собеседование с ребенком и наблюдение за работой (фиксируется уровень подготовки).

В соответствии с требованиями программы проводится промежуточная аттестация, которая включает в себя наблюдения за практической работой обучающихся во время уроков-фантазий, изготовление изделий по замыслу детей.

Итоговая проверка знаний, умений и навыков проводится в игровой форме на заключительном занятии – празднике.

В конце каждой учебной четверти оформляются выставки детских работ.

Учебно-тематический план.

п/п

Название разделов и тем Количество учебных часов
всего теория практика
1. Вводное занятие. Введение в учебную программу.

Знакомство с видами бумаги.

1 1
2. Правила безопасности труда и личная гигиена. Инструменты.

Изготовление закладки.

1 0,5 0,5
3. Аппликация.
  • Цвет и фон. “Воздушные шарики”.
  • Сюжет. “Строим дом”.
  • Орнамент. “Декоративные тарелочки”.
  • Наземный транспорт. “Автобус”.
  • Воздушный транспорт. “Самолет”.
  • Водный транспорт. “Кораблик”.
6

1
1
1
1
1
1

1

0,5
0,5



5

0,5
0,5
1
1
1
1

4. Шаблон и его предназначение.
  • В лес за грибами.
  • Ваза с фруктами.
  • Чайный сервиз.
  • Украсим рукавичку.
  • Сказочная птица.
  • Царство диких зверей. Коллективная работа.
  • Новогодняя открытка “Снегурочка”.
7

1
1
1
1
1
1
1

1

0,5




0,5

6

0,5
1
1
1
1
0,5
1

5. Понятие о развертке. Линии.

Изготовление игры “Танграм”.

Пальчиковый театр.

  • Цыпленок.
  • Щенок.
  • Лисенок.
  • Изготовление сказочных персонажей по замыслу детей. (Зайчонок, медвежонок…)
5

1

 

1
1
1
1

0,5

0,5

 




4,5

0,5

 

1
1
1
1

6. Бумажный комочек.
  • Большой белый комочек-зайка, снеговичок.
  • Цветные комочки – бумажная мозаика. Размещение мелких и крупных комочков по вырезанному силуэту.
2

1
1


2

1
1

7. Пластичная полоска.
  • Изготовление открытки “Белая лилия”.
  • Корзина с цветами.
  • Цветы из гофрированной бумаги.
  • “Уж верба вся душистая”.
  • “Во поле березка стояла”.
  • “Космическая ракета”.
  • Витая спираль, петли – оперение птиц. “Петушок, золотой гребешок”.
  • “Домик для птиц”.
  • “Бабочки на лугу”. Коллективная работа.
10

1
1
1
1
1
1
1
1
2

1

0,5
0,5






9

0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
2

8. Итоговое занятие. “Впереди лето”. 1 1
  Итого часов. 33 5 28

Содержание программы.

Раздел 1. Вводное занятие.

Введение в учебную программу. Необходимо создать игровую мотивацию. Почтальон принес посылку – “волшебный сундучок”, в котором находятся образцы работ из бумаги, различные виды бумаги. Беседа с детьми для чего нужна бумага.

Раздел 2. Правила безопасности труда и личная гигиена.

В игровой форме дети знакомятся с инструментами необходимые для аппликации – “чудо помощники”. Кисточка для клея – дети рассматривают ворс кисточки, ворсом набирают клей, клей – склеивают, наклеивают детали, клеенки– служат для намазывания клеем элементов аппликации, тряпочки – для примакивания аппликационных форм и остатков клея.

Практическая работа.

Изготовление закладки. Каждый ребенок сам пробует приклеить заготовленные педагогом элементы орнамента закладки (треугольники, квадраты, круги).

Раздел 3. Аппликация.

Аппликация основана на вырезании деталей, наложении их на фон и закрепления их с помощью клея. Аппликация предполагает подбор предметов окружающего мира и создание сюжетных композиций.

Тема 3.1. Цвет и фон. Занятие направлено на развитие умения детей различать основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый.

Практическая работа. В игровой форме дети подбирают необходимые цвета для шариков так, чтобы цветные нити, нарисованные на листе, совпали с цветом воздушного шарика.

Тема 3.2. Сюжет “Строим дом”.

На этом занятии дети работают с геометрическими фигурками, составляя из них изображение домика.

Практическая работа. Беседа о том, как ведется строительство дома. Последовательность работ (фундамент, стены, крыша). Игра в строителей из детского конструктора построим различные виды домов.

Тема 3.3. Орнамент. “Декоративные тарелочки”

Дети на занятии украшают круглую (овальную) основу кругами разного цвета и величины, наклеивая их в определенной последовательности по краю и середине.

Тема 3.4. Наземный транспорт. “Автобус”.

На занятии дети составляют композицию из геометрических форм, изображая автобус. Тренируются срезать углы, закругляя их. Такой вид работы развивает пространственную ориентировку на плоскости листа. Беседа о видах транспорта, рассматривание различных моделей автобусов.

Тема 3.5. Воздушный транспорт. “Самолет”.

На занятии дети рассматривают иллюстрации летательных аппаратов. Беседа о современных военных и пассажирских самолетах. Изготовление модели самолета и запуск ее в школьном дворе. Игра – чей самолет дальше улетит.

Тема 3.6. Водный транспорт. “Кораблик”. Дети вспоминают летний отдых на реке, какие лодки, катера видели. Почему лодки не тонут? Изготовление кораблика, на котором хотел бы отправиться в путешествие. Игра “Кто дольше проплывет?”

Раздел 4. Шаблон и его предназначение. На занятиях дети научатся делать разметку с помощью шаблонов, порядок обводки шаблонов и экономно размечать материал.

Тема 4.1. В лес за грибами.

Практическая работа. На занятии дети знакомятся со способом симметричного вырезания, учатся составлять изображение из частей. Варианты аппликаций “Корзинка с грибочками”, “ Еж нашел грибы”.

Тема 4.2. Ваза с фруктами.

Практическая работа. Дети повторяют названия овощей и фруктов, тренируются вырезать круглые и овальные формы из квадратов и прямоугольников, плавно срезая углы, разрезать бумагу по кривым и ломаным линиям. Учатся сочетать элементы композиции по цвету, размеру, форме, дополняя их характерными деталями.

Тема 4.3. Чайный сервиз.

Практическая работа. На занятии вводится новый прием симметричного вырезания (вырезание мелких деталей способом сложения полоски бумаги в несколько раз). Тренируются вырезать предметы округлым и ломаным линиям, самостоятельно подбирают узор и украшают им посуду.

Тема 4.4. Украсим рукавичку.

Практическая работа. Составляя узор на основе, дети самостоятельно выбирают элементы украшения на середине и по краю изделия. Этот вид работы развивает воображение, умение составлять композицию по замыслу, а не по образцу.

Тема 4.5. Сказочная птица.

Практическая работа. Занятие посвящено работе с декоративными элементами. В качестве основы лучше использовать сложные силуэты, чтобы у детей развивалось пространственное и образное мышление, зрительно-двигательная координация.

Знакомство детей с элементами декоративной росписи, сказкой “Иван-царевич и Серый волк”, рассмотрение иллюстраций.

Тема 4.6. Царство диких зверей.

Практическая работа. На занятии дети учатся вырезать более сложные изображения – фигурки животных. На листе ватмана с изображением зимнего леса дети размещают фигурки сделанных ими животных. Трафареты животных: лось, кабан, лиса, заяц, белка, волк.

Дидактические игры на группировку и классификацию “Кто лишний”, “Составь из частей целое”.

Тема 4.7. Новогодняя открытка. “Снегурочка”.

Практическая работа. От аппликаций из геометрических фигур и фигурок животных дети переходят к изображению человека. На занятии они учатся выклеивать сказочных героев. Тренируются плести косичку из ниток, ленточек, шнурков.

Раздел 5. Понятие о развертке. Линии.

Тема 5.1. Изготовление игры “Танграм”.

Практическая работа. Изготовление игры “Танграм”. Детям предлагается на плоскости составить из 8 одинаковых треугольников фигуры животных, предметы быта, транспорт, придумать свои объекты.

Тема 5.2. Пальчиковый театр.

Практическая работа. На занятиях дети научатся конструировать сказочных персонажей, с которыми можно придумать сказку, устроить домашний театр.

Фигурки животных конструируются на основе цилиндра, конуса. Самостоятельно придуманные персонажи дадут возможность детям к самовыражению, развитию фантазии, мелкой моторики рук.

Раздел 6. Бумажный комочек.

Тема 6.1. Большой белый комочек – зайка, снеговичок.

Практическая работа. Для изготовления бумажного комочка нужна тонкая бумага. Работа выполняется без ножниц. В смятой в комочек бумаге можно рассмотреть ягненка, зайчонка, снеговика и мн. др.

Тема 6.2. Цветные комочки – бумажная мозаика. Размещение мелких и крупных комочков по вырезанному силуэту.

Практическая работа. Дети формируют цветные комочки их креповой бумаги, затем приклеивают на выбранный силуэт.

Раздел 7. Пластичная полоска.

Тема 7.1. Изготовление открытки “Белая лилия”. Основа картон в форме сердечка – лист лилии, лилия состоит из трех белых цветков с 8 лепестками.

Практическая работа. На занятиях важно научить детей самим изготавливать трафареты из картона и на их основе выполнять аппликацию. Придавая объем лепесткам лилии учатся закручивать лепестки с помощью ножниц.

Тема 7.2. Корзина с цветами.

Практическая работа. Корзину дети обводят по шаблону, формируют ее по линиям сгиба, затем склеивают бока корзины. Самостоятельно наполняют ее цветами.

Тема 7.3. Цветы из гофрированной бумаги.

Практическая работа. Простой способ гофрировки бумаги состоит в перегибании ее плоскостей вперед и назад. При изменении формы листа можно изготовить различные поделки: веер, ромашку, листья, крылья бабочек.

Тема 7.4. Уж верба вся душистая.

Практическая работа. На занятии при выполнении аппликации дети закрепляют умения в симметричном вырезании и аппликация из бумажных комочков.

Тема 7.5. Во поле березонька стояла.

Практическая работа. На занятии повторяют и закрепляют все изученные приемы вырезания, развивают чувство цвета и композиции.

Тема 7.6. Космическая ракета.

Практическая работа. Рассказ о космосе, беседа о воздушных видах транспорта, рассматривание иллюстраций космических кораблей. Игра “Что должен знать и уметь космонавт”. На синем картоне набрызгом нанесены желтые пятна, имитирующие звезды дети самостоятельно рисуют и вырезают силуэт ракеты.

Тема 7.7. Витая спираль, петли – оперение птиц. “Петушок, золотой гребешок”.

Практическая работа. На занятии дети составляют сюжетную аппликацию на основе стихов, сказок, учатся использовать дополнительные материалы для украшения работы.

Тема 7.8. “Домик для птиц”.

Практическая работа. Продолжаем работать с фигурами различной формы, составлять из них сюжетные композиции.

Тема 7.9. “ Бабочки на лугу”. Коллективная работа.

Практическая работа. На занятии дети выполняют аппликацию бабочки, осваивая новый прием – вплетение деталей (крыльев).

Раздел 8. Итоговое занятие. “Впереди лето”.

Проводится праздник, на который приглашаются родители учеников. Демонстрируется работы детей. Проводится награждение детей за успешное освоение программы “Конструирование из бумаги”.

Методическое обеспечение программы.

Основной формой обучения является учебное занятие. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени. Теоретические сведения связаны с практической работой.

Для достижения результатов работы требуется большая вариативность подходов и постоянного творчества.

Основные, используемые формы проведения занятий:

  • Групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в самостоятельной работе детей и т.д.).
  • Индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ).
  • Коллективная (используется на общих занятиях).

Приемы и методы обучения.

Качество усвоения содержания программы определяется выбором методов обучения и воспитания. На занятиях педагог использует следующие методы обучения:

– репродуктивный (педагог сам объясняет материал);
– объяснительно-иллюстративный;
– проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
– поисковый;
– эвристический (изложение педагога + творческий поиск детей).

На занятиях педагог опирается на следующие методы воспитания:

1. Общие методы воспитания:
– рассказ на этическую тему;
– пример;
– этическая беседа.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:
– игра;
– поручение;
– упражнение;
– коллективная творческая деятельность.

3. Методы стимулирования:
– поощрение;
– одобрение;
– награждение.

Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуется:

1. Информационно-методическое сопровождение программы.
2. Внедрение в практику работу личностно ориентированного подхода.
3. Умелое использование педагогом наиболее эффективных форм работы по развитию личности обучаемых.
4. Творческое отношение к образовательному процессу.

Дидактические материалы, используемые при реализации программы:

Большую роль играет специально оборудованный кабинет и наличие разнообразного дидактического материала:

  1. Образцов (работы педагога или контрольные работы детей),
  2. Иллюстративного материала (альбомы, репродукции, фотографии),
  3. Базовые фигуры оригами.
  4. Наборы цветной бумаги.
  5. Изделия и модели, выполненные детьми и педагогом.
  6. Образцы видов бумаги и картона.
  7. Таблицы “Цветовые контрасты”, “Цветовая гамма”, “Восприятие цветов”.
  8. Схемы составления композиций для открытки, панно, коллажа.
  9. Папки с собранными материалами по темам “Вырезание из бумаги и картона”, “Аппликация”, “Школа оригами”, “Конструирование из бумаги и картона”.
  10. Шаблоны для аппликаций.
  11. Инструкции по технике безопасности.

Инструменты и материалы:

простой карандаш ТМ, М, 2М – 10 шт.
– измерительная линейка – 10 шт.
– угольник – 10 шт.
– циркуль – 5 шт.
– ножницы канцелярские с закругленными концами – 10
– бумага рисовальная или чертежная – 10 наборов.
– бумага креповая, бархатная – 5 наборов.
– клей ПВА – 10 шт.
– кисти для клея – 10 шт.
– Подставки для инструментов (линеек, ножниц, кисти и т.п.) – 6.

Формы подведения итогов.

Формами начальной диагностики является собеседование с ребенком и наблюдение за работой (фиксируется начальный уровень).

В соответствии с требованиями программы проводится промежуточная аттестация, которая включает в себя наблюдения за практической работой ребенка.

Результаты работы обучающихся фиксируются в индивидуальных карточках результатов обучения.

В конце каждого полугодия оформляются выставки работ обучающихся.

Формой аттестации обучающихся по итогам реализации образовательной программы является представление детьми своих личных коллекций, выполненных на занятиях в течение обучения. Лучшие работы отмечают дипломами, грамотами и подарками.

Список литературы.

Литература для обучающихся:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги картона. – М.: Изд-во Лада, 2007.– 240 с.
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона.– М.: ИКТЦ Лада, 2008. – 95 с.
  3. Волкова С.И. Математика и конструирование: Учебное пособие для учащихся начальной школы.– М.: Просвещение,2004. – 95 с.
  4. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги.– Ярославль: Академия развития, 2000. – 142 с.
  5. Иванова Л.В. Цветы оригами для любимой мамы. М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2008. – 78 с.
  6. Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. Подарки, сувениры из бумаги.– СПб.: Паритет, 2007. – 127 с.
  7. Форлин М. Открытки своими руками. Чудеса из бумаги, картона и бисера.– М.: Арт – Родник, 2007. – 30 с.

Литература для педагога:

  1. Волкова С.И. Методическое пособие к курсу: Математика и конструирование.– М.: Просвещение,2 004. – 142 с.
  2. Кулакова Л.Ю.Цветы из бумаги. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.– М.: АСТ – пресс книга, 2008. – 144 с.
  3. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования.– Ярославль: Академия развития, 2001.– 142 с.
  4. Мойе С.У. Занимательные опыты с бумагой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 130 с.
  5. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.– М.: Изд. Скрипторий, 2008. – 48 с.
  6. Уолтер Х. Узоры из бумажных лент.– М.: Изд-во Ниола Пресс, 2006. – 112 с.
  7. Щеблыкин И. К., Романина В.И. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.