Элективный курс "Основы права"

Разделы: Внеклассная работа


В условиях демократизации общества нужно воспитывать юридически грамотную личность. Добиться этого можно путем изучения основ правового государства, основных законов страны.

Программа элективного курса адресована педагогам и учащимся школ, которые в перспективе получают возможность выхода на один из гуманитарных профилей. Она служит дополнением к правовому блоку образовательной области “Общественные дисциплины”, изучаемому в основной школе и углубляет очень важный аспект правовой подготовки
личности, связанный с механизмами защиты гражданином своих прав.

Цель курса:

  • максимально способствовать развитию правовой культуры школьников – граждан Российской Федерации на основе освоения ими основных правовых норм
  • заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону. Речь идет о воспитании ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.

К задачам данного курса относятся:

  • знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;
  • развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;
  • воспитание ответственности за собственное благополучие.
№ урока Тема Количество часов
1 Понятие и признаки государства. Определение государства. 1
2 Политический режим 1
3 Формы государственного устройства 1
4 Правовое государство 1
5 Конституция Российской Федерации: понятие, сущность. 1
6 Избирательная система 1
7 Президент Российской Федерации 1
8 Органы законодательной власти Российской Федерации 1
9 Органы исполнительной власти Российской Федерации 1
10 Судебная власть Российской Федерации 1
11 Конституция Республики Мордовия 2

Содержание курса.

Тема Цели, задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Понятие и признаки государства. Определение государства Сформировать понятие “государство”, уметь выделять основные признаки государства. Рассмотреть определение “государство”.

Выделить основные и дополнительные признаки государства.

Социальное назначение государства.

Работа с понятиями:
– государство,
– территория,
– население,
– публичная власть,
– право,
– правоохрани-тельные органы,
– армия,
– налоги,
– суверенитет.

Ответы на вопросы.
Подготовка сообщения.

2 Политический режим. Определить понятие “политический режим”. Рассмотреть виды политического режима. Показать в какой мере население допускается к управлению делами общества при семи видах политического режима.

Определить роль личности в государстве с различным видом политического режима.

Работа в группах:

1-я группа – деспотический и тиранический режим;

2-я группа – тоталитарный и авторитарный режим;

3-я группа – фашистский режим;

4-я группа – либеральный и демократический режим.

3 Формы государственного устройства Сформировать понятие “унитарное” и “федеративное” государство. Систематизировать знания учащихся. Рассказ учителя о форме внутригосударственного устройства.

Ответить на вопросы:

– Что такое федерация?

– Когда Россия начала создавать федеративное государство?

Составление таблицы “Формы государственного устройства”.

Работа с понятиями:
– конфедерация;
– содружество;
– сообщество;
– ассоциация.

Ответы учащихся на вопросы.

4 Правовое государство Понятие и признаки правового государства. Лекция, освещающая вопросы:

Что такое правовое государство?

Признаки правового государства (верховенство права, разделение властей, права и свободы личности)

Знакомство с теорией правового государства Монтескье, Канта.
5 Конституция Российской Федерации: понятие, сущность. Сформировать представление о понятии “Конституция”.

Познакомить учащихся с основами конституционного строя Российской Федерации.

Составить сиквейн к слову “конституция”.

Сообщение о истории конституционного строя Российской Федерации.

Рассмотреть основные положения Конституции 1993 года.

Работа с текстом Конституции.
6 Избирательная система. Сформировать представление учащихся о демократических выборах.

Рассмотреть виды избирательных систем, применяемых в Российской Федерации.

Рассказ учителя о принципах избирательного права: всеобщее, равное, прямое, тайное, добровольное.

На конкретных примерах рассказать о нарушении избирательного права.

Организовать обсуждение высказывания: “Лучше регулярно ходить на выборы, чем однажды оказаться на баррикадах”.

Работа по группам:

1-я группа – мажоритарная избирательная система;

2-я группа – пропорциональная избирательная система.

Рассмотреть достоинства и недостатки данных систем.

7 Президент Российской Федерации Определить роль Президента в государстве.

Рассмотреть порядок выборов и вступление в должность. Сформировать представление у учащихся о полномочиях Президента.

Беседа с учащимися по вопросам: Когда у нас в стране была введена должность Президента? Кто был первым Президентом?

Работа по ст.92 Конституции. (Прекращение полномочий Президента России.)

Работа с текстом Конституции (глава 4), ст.92, 93.

Составить таблицу: Полномочия Президента.

8 Органы законодательной власти Российской Федерации Дать представление о составе, порядке формирования и функциях парламента (Федерального Собрания Российской Федерации). Продолжить формировать умения работать с правовыми источниками. Рассказ учителя о российском парламенте. Общая характеристика Федерального Собрания. Порядок формирования Совета Федерации и Государственной Думы. Работа с текстом Конституции. (ст.95 – 109).

Решение задач с применением квоты Хэра.

9 Органы исполнительной власти Российской Федерации. Изучить состав, полномочия и порядок формирования Правительства. Дать представление о функциях Правительства РФ. Беседа по теме: “Какова роль Правительства при разных формах правления”.

Работа с терминами.

Рассмотреть полномочия Правительства в социальной сфере. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
10 Судебная власть РФ. Сформировать у учащихся представление о особенностях судебной власти. Познакомить учащихся с компетенцией судов, органов прокуратуры. Составить таблицу: “Правоохранительные органы Российской Федерации”. Краткая характеристика судебных органов власти. На основании Конституции выписать положения, касающиеся правового статуса судей.
11 Конституция Республики Мордовия. Дать представление о Конституции Республики Мордовия. Рассмотреть основные положения и статьи Конституции. Рассказ учителя о государственном статусе и административно – территориальном устройстве Республики Мордовия.

Полномочия Государственного Собрания Республики Мордовия.

Работа с текстом Конституции Республики Мордовия.

Список литературы:

  1. Конституция России 1993, Конституция Республики Мордовия 1995, Уголовно-процессуальный кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Гражданский кодекс.
  2. Мушинский В. О. Азбука гражданина. – М.: ЦГО,1997–2000.
  3. Никитин А. Ф. Право и политика. – М.: Просвещение, 1997.
  4. Шилобод М.И. и др. Политика и право. – М.:Дрофа, 1995.
  5. Кашанина Т.В. Основы государства и права. – М.: ИНФРА, 1997.
  6. Козлова Е.И. Конституционное право России. – М.: Юрист, 2003