В условиях демократизации общества нужно воспитывать юридически грамотную личность. Добиться этого можно путем изучения основ правового государства, основных законов страны.
Программа элективного курса адресована педагогам и учащимся школ, которые в
перспективе получают возможность выхода на один из гуманитарных профилей. Она
служит дополнением к правовому блоку образовательной области “Общественные
дисциплины”, изучаемому в основной школе и углубляет очень важный аспект
правовой подготовки
личности, связанный с механизмами защиты гражданином своих прав.
Цель курса:
- максимально способствовать развитию правовой культуры школьников – граждан Российской Федерации на основе освоения ими основных правовых норм
- заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону. Речь идет о воспитании ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.
К задачам данного курса относятся:
- знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;
- развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;
- воспитание ответственности за собственное благополучие.
№ урока | Тема | Количество часов |
1 | Понятие и признаки государства. Определение государства. | 1 |
2 | Политический режим | 1 |
3 | Формы государственного устройства | 1 |
4 | Правовое государство | 1 |
5 | Конституция Российской Федерации: понятие, сущность. | 1 |
6 | Избирательная система | 1 |
7 | Президент Российской Федерации | 1 |
8 | Органы законодательной власти Российской Федерации | 1 |
9 | Органы исполнительной власти Российской Федерации | 1 |
10 | Судебная власть Российской Федерации | 1 |
11 | Конституция Республики Мордовия | 2 |
Содержание курса.
№ | Тема | Цели, задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Понятие и признаки государства. Определение государства | Сформировать понятие “государство”, уметь выделять основные признаки государства. | Рассмотреть определение “государство”. Выделить основные и дополнительные признаки государства. Социальное назначение государства. |
Работа с понятиями: – государство, – территория, – население, – публичная власть, – право, – правоохрани-тельные органы, – армия, – налоги, – суверенитет. Ответы на вопросы. |
2 | Политический режим. | Определить понятие “политический режим”. Рассмотреть виды политического режима. | Показать в какой мере население допускается к
управлению делами общества при семи видах политического режима.
Определить роль личности в государстве с различным видом политического режима. |
Работа в группах: 1-я группа – деспотический и тиранический режим; 2-я группа – тоталитарный и авторитарный режим; 3-я группа – фашистский режим; 4-я группа – либеральный и демократический режим. |
3 | Формы государственного устройства | Сформировать понятие “унитарное” и “федеративное” государство. Систематизировать знания учащихся. | Рассказ учителя о форме внутригосударственного
устройства.
Ответить на вопросы: – Что такое федерация? – Когда Россия начала создавать федеративное государство? |
Составление таблицы “Формы государственного
устройства”. Работа с понятиями: Ответы учащихся на вопросы. |
4 | Правовое государство | Понятие и признаки правового государства. | Лекция, освещающая вопросы: Что такое правовое государство? Признаки правового государства (верховенство права, разделение властей, права и свободы личности) |
Знакомство с теорией правового государства Монтескье, Канта. |
5 | Конституция Российской Федерации: понятие, сущность. | Сформировать представление о понятии “Конституция”. Познакомить учащихся с основами конституционного строя Российской Федерации. |
Составить сиквейн к слову “конституция”. Сообщение о истории конституционного строя Российской Федерации. Рассмотреть основные положения Конституции 1993 года. |
Работа с текстом Конституции. |
6 | Избирательная система. | Сформировать представление учащихся о демократических
выборах. Рассмотреть виды избирательных систем, применяемых в Российской Федерации. |
Рассказ учителя о принципах избирательного права:
всеобщее, равное, прямое, тайное, добровольное. На конкретных примерах рассказать о нарушении избирательного права. Организовать обсуждение высказывания: “Лучше регулярно ходить на выборы, чем однажды оказаться на баррикадах”. |
Работа по группам: 1-я группа – мажоритарная избирательная система; 2-я группа – пропорциональная избирательная система. Рассмотреть достоинства и недостатки данных систем. |
7 | Президент Российской Федерации | Определить роль Президента в государстве. Рассмотреть порядок выборов и вступление в должность. Сформировать представление у учащихся о полномочиях Президента. |
Беседа с учащимися по вопросам: Когда у нас в стране
была введена должность Президента? Кто был первым Президентом? Работа по ст.92 Конституции. (Прекращение полномочий Президента России.) |
Работа с текстом Конституции (глава 4), ст.92, 93. Составить таблицу: Полномочия Президента. |
8 | Органы законодательной власти Российской Федерации | Дать представление о составе, порядке формирования и функциях парламента (Федерального Собрания Российской Федерации). Продолжить формировать умения работать с правовыми источниками. | Рассказ учителя о российском парламенте. Общая характеристика Федерального Собрания. Порядок формирования Совета Федерации и Государственной Думы. | Работа с текстом Конституции. (ст.95 – 109). Решение задач с применением квоты Хэра. |
9 | Органы исполнительной власти Российской Федерации. | Изучить состав, полномочия и порядок формирования Правительства. Дать представление о функциях Правительства РФ. | Беседа по теме: “Какова роль Правительства при разных
формах правления”. Работа с терминами. |
Рассмотреть полномочия Правительства в социальной сфере. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. |
10 | Судебная власть РФ. | Сформировать у учащихся представление о особенностях судебной власти. Познакомить учащихся с компетенцией судов, органов прокуратуры. | Составить таблицу: “Правоохранительные органы Российской Федерации”. Краткая характеристика судебных органов власти. | На основании Конституции выписать положения, касающиеся правового статуса судей. |
11 | Конституция Республики Мордовия. | Дать представление о Конституции Республики Мордовия. Рассмотреть основные положения и статьи Конституции. | Рассказ учителя о государственном статусе и
административно – территориальном устройстве Республики Мордовия. Полномочия Государственного Собрания Республики Мордовия. |
Работа с текстом Конституции Республики Мордовия. |
Список литературы:
- Конституция России 1993, Конституция Республики Мордовия 1995, Уголовно-процессуальный кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Гражданский кодекс.
- Мушинский В. О. Азбука гражданина. – М.: ЦГО,1997–2000.
- Никитин А. Ф. Право и политика. – М.: Просвещение, 1997.
- Шилобод М.И. и др. Политика и право. – М.:Дрофа, 1995.
- Кашанина Т.В. Основы государства и права. – М.: ИНФРА, 1997.
- Козлова Е.И. Конституционное право России. – М.: Юрист, 2003