Создание внутришкольной системы мониторинга и оценки качества

Разделы: Администрирование школы


1. Здоровье и здоровый образ жизни.

Цель: обеспечить оптимальный уровень здоровья учащихся.

Показатели:

  • Состояние здоровья учащихся (уровень и структура общей заболеваемости, число детей с хроническими заболеваниями).
  • Динамика процессов, тенденций.
  • Распределение детей по группам для занятий физкультурой.
  • Эффективность управленческой деятельности по обеспечению здоровья и здорового образа жизни по формуле: Эф= число учащихся, имеющих оптимальный и допустимый уровень здоровья/ общее число учащихся.
  • Динамика данного показателя.
  • Количества обучающихся, принимающих участие в спортивных мероприятиях разного уровня.
  • Динамика данного показателя.
  • Уровень физического развития обучающихся по классам.
  • Охват спортивными кружками, секциями.
  • Охват горячим питанием в школьной столовой.
  • Наличие вредных привычек.
  • Уровень тревожности.
  • Самооценка обучающихся.

(Приложение 1).

2. Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

Педагогический мониторинг качества воспитания – это системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития воспитательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, условия и результаты воспитания, развития и саморазвития учащихся.

Главной конечной целью этой системной диагностики или мониторинга качества воспитания является прогнозирование и управление качеством воспитательного процесса.

Показатели:

  • изучение и оценка целей и содержания воспитания учащихся;
  • выявление позитивных изменений в личности ребенка;
  • выявление сильных и слабых сторон воспитательного процесса, для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания, анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания;
  • сравнение исследуемой системы воспитания с другими аналогичными системами и моделями;
  • эффективность детского самоуправления;
  • эффективность работы с детьми “группы риска”;
  • уровень развития нравственного потенциала детей, уровень их воспитанности;
  • уровень развития трудового потенциала детей, уровень их трудолюбия;
  • уровень развития художественно-эстетического потенциала детей, способность воспринимать искусство;
  • уровень развития личностно-делового потенциала детей, уровень их интересов, склонностей, способностей, самостоятельности, решительности, инициативности;
  • эффективность реализации программ индивидуального развития личности детей в коллективе;
  • уровень воспитательного потенциала педагогов;
  • уровень воспитательного потенциала администрации.

При изучении воспитательной работы необходимо использовать соответствующие критерии (Приложение 3).

Каждый классный руководитель заполняет мониторинг уровня воспитанности для каждого обучающегося, сдает сведения заместителю директора по воспитательной работе, после чего составляется сводная ведомость определения уровня воспитанности, которая дает возможность анализировать уровень воспитанности, как по классам, так и по параллелям.

Охват учащихся внеклассной и внешкольной деятельностью позволяет выявить количество учащихся, занятых в кружках секциях, клубах, факультативах, научном обществе учащихся и.т.п. (как в школе, так и в городе).

Охват общественной деятельностью позволяет определить индивидуальное участие каждого школьника в общественной деятельности в классе и школе.

Используемые в настоящее время школой методики не дают полной информации по обеспечению оптимального уровня воспитанности учащихся в учреждении. Субъективная оценка уровня воспитанности ученика только со стороны классного руководителя не может являться полной.

3. Образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями, с государственным стандартом общего образования.

Цели: Обеспечить оптимальный уровень качества знаний учащихся.

Сформировать общие умения и навыки, способы познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности у всех учащихся в соответствии с требованиями государственного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, достичь уровня развития самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с уровнем обучаемости.

Предоставить учащимся возможность получения дополнительного образования в стенах школы.

Показатели:

  • Качество знаний учащихся по результатам текущей, рубежной и итоговой аттестации.
  • Уровень сформированности общих умений, навыков и способов познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности.
  • Уровень развития самостоятельной деятельности учащихся в конце каждого полугодия.
  • Качество предпрофильной подготовки.
  • Качество профильного обучения.
  • Качество предоставляемых дополнительных образовательных услуг.
  • Мониторинг качества образования.

В электронном виде материалы о промежуточной и итоговой успеваемости хранятся несколько лет, и может выдаваться в виде различных диаграмм (сводных и индивидуальных, по классам и параллелям). Изучаются качество знаний в каждой параллели, результаты обучения по образовательным областям, Эту информацию можно использовать при анализе работы школы за учебный год. Результаты такого мониторинга позволяют увидеть динамику успеваемости учащихся (по отдельным предметам и в целом), возможные причины неуспешности (возрастные, смена учителя, перегрузка учебного плана, сверхнормативная наполняемость классов, проблема классного коллектива, конфликты с преподавателями, болезнь и пр.).

Анализ данных позволяет проанализировать эффективность работы с обучающимися, имеющими высокий уровень учебной мотивации, выявить причины успешности или неуспешности работы в данном направлении.

Мониторинг степени обученности по четвертям и учебным годам ведется в Excel, что позволяет анализировать степень обученности как по классам, преподавателям, так и по классам.

Данная программа позволяет строить диаграммы и графики, а также проанализировать динамику по отдельному классу, выявить классы с высокой и низкой степенью обученности.

Ежегодно обучающиеся нашей школы принимают участие в конкурсах “Русский медвежонок” и “Кенгуру”. Анализ таблиц участия в данных конкурсах позволяет оценить не только динамику участия обучающихся школы, но их результативность. (Приложение 2, Приложение 4).

4. Готовность к продолжению образования и труду в рыночных условиях.

Цель: создание условий для формирования конструктивного уровня готовности выпускников к непрерывному продолжению образования и к работе в рыночных условиях.

Показатели:

Трудоустройство выпускников и распределение их по направлениям для продолжения образования

Успешность трудоустройства и поступления в вузы и ссузы. (Приложение 5).

5. Адаптивность образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей личности.

Цель: создание условий для формирования готовности к жизни в семье и обществе.

Показатели:

  • Уровень удовлетворенности учащихся и их родителей знаниями, полученными в школе(знания в области психологии, санитарно-гигиенические, знания в области взаимоотношения полов, правовые знания, экономические знания, знания по экологии, знания и умения ведения домашнего хозяйства).
  • Уровень готовности учащихся к жизни в семье и обществе.
  • Степень включенности учащихся в общественную деятельность.

Цель психолого-педагогического сопровождения: оказание социально-психологической поддержки учащихся в условиях профильного обучения на основе профессиональной ориентации, развитие самопознания, формирование проективной деятельности, психологического сопровождения процессов профилизации и социализации личности.

6. Сформированность универсальных учебных действий в рамках перехода на ФГОС второго поколения.

В связи с переходом на новые образовательные стандарты второго поколения, необходимо вести мониторинг формирования универсальных учебных действий, который включает:

  • личностные универсальные учебные действия;
  • регулятивные универсальные учебные действия;
  • познавательные универсальные учебные действия;
  • коммуникативные универсальные учебные действия.

В настоящее время критерии мониторинга УУД разрабатываются.

7. Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Основная цель данного направления мониторинга – повышение уровня профессионализма учителей школы. В школе ведется следующий мониторинг:

  • Сведения о кадрах.
  • Возрастной ценз педагогических работников.
  • По образованию.
  • По категориям.
  • Количество работников, имеющих знаки отличия.
  • Повышение квалификации.
  • Кадровое обеспечение профильного обучения.
  • Креативность педагогов.

Педагог-психолог оценила психологический климат в коллективе.

Учителю трудно перестроить свою психологию, обладая большим опытом педагогической работы, трудно сесть за парту обучатся новым технологиям. Администрация школы поддерживает педагогов, стремящихся внедрить в учебный процесс активные формы обучения. В настоящее время установлены компьютеры, подключены к Интернету.

Любой учитель имеет возможность множить тестовые задания к уроку.

Литература.

  1. Елисеев В. В. Планирование работы школы на учебный год. – Ульяновск. УИПКПРО, 2002.
  2. Ким В.М. Формальное описание показателей электро-пунктурной диагностики и их структурная факторизация для популяционных задач. – М.: ПИАМС, 1988. – 224 с.
  3. Лосев А.Ф. Языковая структура. – М., 1983.
  4. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. – СПб., 1998.
  5. Основина В. А. Контрольно-диагностическая деятельность руководителя школы в условиях модернизации образования. Учебно-методическое пособие. – Ульяновск. УИПКПРО, 2007 – 185 с.
  6. Основина В. А. Проектирование и организация учебного процесса на деятельностной основе. Учебное пособие. – Ульяновск. УИПКПРО, 2008 – 107 с.
  7. Хабарова О.Е. Социально-психологический мониторинг как средство психологического сопровождения детей со школьной дезадаптацией. // Сборник тезисов международной конференции: Подростки и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). – М.: Новый отсчет, 2001.