И над лесом вечереющим
Встала медная луна.
Отчего так мало музыки
И такая тишина?
(О.Мандельштам «Смутно-дышащими листьями»)
Именно с этого эпиграфа начиналось сочинение победителя районного конкурса «Мой любимый учитель» в номинации «Раскаты импровизаций», ученика 10-а класса гимназии №652 Выборгского района Санкт-Петербурга, Петрова Константина*.
На мой взгляд, самую искреннюю оценку нашей работе, могут дать только наши ученики. И, несмотря на то, что это сочинение имеет конкретного адресата, я считаю, что каждый педагог, занимающийся музицированием на духовых инструментах, будь то свирель или блок-флейта, вправе воспринимать нижеследующее, как оценку своей деятельности, а также руководство к действию.
«…Но за что я особенно благодарен Наталье
Михайловне, это за то, что она нашла ниточку,
которая связала нас на целых семь лет. Во втором
классе она набирала ребят в кружок игры на блок –
флейте** (тогда мы ещё не думали, что уже очень
скоро станем называться ансамблем «Контрданс» и
будем выступать на сцене). Я с радостью пошёл и не
пожалел об этом, ведь понимать музыку через
инструмент – это и есть самый надёжный и верный
путь к её пониманию...
Я часто перелистываю альбом с нотами
произведений, которые мы играли в нашем ансамбле.
Здесь есть всё: русские, итальянские,
французские, английские, китайские*** народные
мелодии и песни, музыка русских и зарубежных
композиторов, а вот несколько мелодий,
сочинённых самой Натальей Михайловной. Какое же
это бесценное богатство, и какое счастье
понимать, что всё это ты можешь играть, слышать и
переживать. И за каждым произведением
вспоминается репетиция, замечания учителя, живая
атмосфера творчества. Ты ощущаешь себя частью
ансамбля, ты нужен, без твоего голоса уже не так
звучит мелодия, а учитель, как дирижёр, слышит
всех и каждого, помогая достичь той гармонии,
которая, конечно, не оставит равнодушными
слушателей…».
Уже никому не надо доказывать, что музицирование играет важнейшую роль не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей. Тот ребёнок, который сам исполняет музыку, чувствует и развивается иначе, чем тот, который её лишь слушает или говорит о ней. Чтобы у каждого ребёнка были одинаковые стартовые возможности для реализации своего творческого потенциала, я ввела игру на духовых инструментах, как одну из форм работы на уроках музыки.
Этот вид деятельности включает в себя комплексное, с постепенным усложнением, воздействие музыки на ребёнка, развитие его музыкальности, умения воспринимать музыку через игру на духовых инструментах.
В свою очередь, игра на духовых инструментах, будь то свирель на первом этапе обучения или блок – флейта в последующем, способствует развитию мелкой моторики рук, что самым непосредственным образом влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка. Стимулирует ребёнка слушать и слышать, развивает реакцию на сигнал, развивает внимание, контактность, креативность, что является источником положительных эмоций.
Актуальность этого вида деятельности состоит в том, что он не только даёт учащимся практические умения и навыки, формирует начальный опыт исполнительской деятельности, но и пробуждает интерес к народному творчеству, к классическому наследию, к джазовым композициям, а также к знакомству с творчеством современных композиторов и исполнителей.
Основная цель, которую я ставлю перед собой – развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение приёмами музицирования на простейших духовых инструментах. Возрождение интереса к исполнительской культуре и традициям домашнего музицирования у детей и подростков.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение ряда задач:
Образовательные:
- научить правильному дыханию;
- сформировать начальные навыки сольного и ансамблевого музицирования;
- сформировать систему знаний, умений и навыков по основам элементарного музицирования;
- обучить навыкам исполнительского мастерства.
Развивающие:
- способствовать развитию инструментального слуха, постановки артикуляционного аппарата;
- способствовать развитию координации, внимательности, реакции на сигнал, контактности;
- содействовать развитию исполнительских способностей;
- расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром и новыми творческими коллективами.
Воспитательные:
- воспитать чувство личной ответственности;
- воспитать нравственные качества (доброжелательность, отзывчивость и т.п.);
- содействовать социальной адаптации ребёнка;
- воспитывать художественный вкус и уважение к музыке, литературе;
- способствовать воспитанию чувства патриотизма, толерантности;
- воспитать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию.
Каковы же ожидаемые результаты?
Поскольку на уроке этому виду деятельности отводится не так много времени, то динамика овладения игрой на простейших духовых инструментах, в частности на свирели, весьма умеренна. Но, несмотря на этот объективный факт, к концу первого года обучения ребята будут:
- знать строение свирели и название её основных частей;
- уметь разбирать и собирать инструмент;
- владеть основными принципами дыхания, постановкой пальцев, рук и всего корпуса, извлечением звука в пределах октавы;
- владеть основами музыкальной грамоты: размер, сильная доля, такт, затакт, длительности, синкопа, и т.д.
- уметь составлять и исполнять ритмические партитуры;
- владеть навыками ансамблевой игры в унисон;
- иметь опыт публичного выступления на классных мероприятиях.
Приобщение детей к игре на этом инструменте никогда не поздно в любом возрасте, однако, результативнее, как показывает опыт, проводить обучение, начиная с младшего школьного возраста,
Государственное образовательное учреждение
физико-математический лицей №239 Центрального
района Санкт-Петербурга, в котором я работаю
сейчас, набирает детей с 5 класса, поэтому
многие ребята начинают свою исполнительскую
деятельность в «зрелом» возрасте. И вот здесь,
учитывая всё вышесказанное, очень важно
подобрать такой репертуар, чтобы у ребят не
пропал интерес к исполнительской деятельности
на первоначальном этапе. В связи с этим, в разные
годы я написала несколько циклов пьес для
начинающих исполнителей на свирели. Одним из
самых любимых моими учениками, я бы назвала цикл
«Прогулки по Санкт-Петербургу». Цикл состоит из 8
пьес, каждая из которых, является маленькой
ступенькой в овладении техникой игры на свирели.
К каждой из этих пьес я написала фонограммы,
причём одна из которых с мелодией, а другая
только с аккомпанементом, что позволяет моим
юным артистам поэтапно овладевать музыкальным
материалом и совершенствовать исполнительское
мастерство уже на ранней стадии знакомства с
инструментом. В своей работе я использую
методику, разработанную Э.Я. Смеловой.
С некоторыми пьесами из этого цикла я Вас с
удовольствием познакомлю. (Приложение
1)
Если, уважаемые коллеги, представленный материал Вас заинтересовал, и Вы хотите включить его в свою работу, то пишите по адресу: Kristaliya66@yandex.ru и я, с удовольствием, поделюсь с Вами, как нотным материалом, так и фонограммами.
* В 2011 году Петров Константин окончил школу с
золотой медалью и сейчас является студентом
восточного факультета Государственного
Санкт-Петербургского университета.
** Во втором классе дети играли на свирелях. На
блок-флейтах стали играть через 2 года.
*** Дети, обучающиеся в ГОУ гимназии №652
Выборгского района Санкт-Петербурга, изучают
китайский язык.
Литература:
- Л.А.Боренбойм Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Просвещение, 1968.
- Т.Э.Тютюнникова Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа Издательство «АСТ» 2001.
- Т.Э.Тютюнникова Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Издательство Едиториал УРСС, 2003.
- А.Покровский Учитель и ученик. Начальная школа ансамблевой игры на деревянных духовых инструментах. Издательство Советский композитор 1992