Статья "Активизация творческого потенциала детей на уроках музыки через исполнительную деятельность на свирели"

Разделы: Музыка


И над лесом вечереющим
Встала медная луна.
Отчего так мало музыки
И такая тишина?

(О.Мандельштам «Смутно-дышащими листьями»)

Именно с этого эпиграфа начиналось сочинение победителя районного конкурса «Мой любимый учитель» в номинации «Раскаты импровизаций», ученика 10-а класса гимназии №652 Выборгского района Санкт-Петербурга, Петрова Константина*.

На мой взгляд, самую искреннюю оценку нашей работе, могут дать только наши ученики. И, несмотря на то, что это сочинение имеет конкретного адресата, я считаю, что каждый педагог, занимающийся музицированием на духовых инструментах, будь то свирель или блок-флейта,  вправе воспринимать нижеследующее, как оценку своей деятельности, а также руководство к действию.

«…Но за что я особенно благодарен Наталье Михайловне, это за то, что она нашла ниточку, которая связала нас на целых семь лет. Во втором классе она набирала ребят в кружок игры на блок – флейте** (тогда мы ещё не думали, что уже очень скоро станем называться ансамблем «Контрданс» и будем выступать на сцене). Я с радостью пошёл и не пожалел об этом, ведь понимать музыку через инструмент – это и есть самый надёжный и верный путь к её пониманию...
Я часто перелистываю альбом с нотами произведений, которые мы играли в нашем ансамбле. Здесь есть всё: русские, итальянские, французские, английские, китайские*** народные мелодии и песни, музыка русских и зарубежных композиторов, а вот несколько мелодий, сочинённых самой Натальей Михайловной. Какое же это бесценное богатство, и какое счастье понимать, что всё это ты можешь играть, слышать и переживать. И за каждым произведением вспоминается репетиция, замечания учителя, живая атмосфера творчества. Ты ощущаешь себя частью ансамбля, ты нужен, без твоего голоса уже не так звучит мелодия, а учитель, как дирижёр, слышит всех и каждого, помогая достичь той гармонии, которая, конечно, не оставит равнодушными слушателей…».

Уже никому не надо доказывать, что музицирование играет важнейшую роль не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей. Тот ребёнок, который сам исполняет музыку, чувствует и развивается иначе, чем тот, который её лишь слушает или говорит о ней. Чтобы у каждого ребёнка были одинаковые стартовые возможности для реализации своего творческого потенциала, я ввела игру на духовых инструментах, как одну из форм работы на уроках музыки.

Этот вид деятельности включает в себя комплексное, с постепенным усложнением, воздействие музыки на ребёнка, развитие его музыкальности, умения воспринимать музыку через игру на духовых инструментах.

В свою очередь, игра на духовых инструментах, будь то свирель на первом этапе обучения или блок – флейта в последующем, способствует развитию мелкой моторики рук, что самым непосредственным образом влияет на  интеллектуальное и речевое развитие ребёнка. Стимулирует ребёнка слушать и слышать, развивает реакцию на сигнал, развивает внимание, контактность, креативность, что является источником положительных эмоций.

Актуальность этого вида деятельности состоит в том, что он не только даёт учащимся практические умения и навыки, формирует начальный опыт исполнительской деятельности, но и пробуждает интерес к народному творчеству, к классическому наследию, к джазовым композициям, а также к знакомству с творчеством современных композиторов и исполнителей.

Основная  цель, которую я ставлю перед собой – развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение приёмами музицирования на простейших духовых инструментах. Возрождение интереса к исполнительской культуре и традициям домашнего музицирования у детей и подростков.

Для достижения поставленной цели, необходимо решение ряда задач:

Образовательные:

  • научить правильному дыханию;
  • сформировать начальные навыки сольного и ансамблевого музицирования;
  • сформировать систему знаний, умений и навыков по основам элементарного музицирования;
  • обучить навыкам исполнительского мастерства.

Развивающие:

  • способствовать развитию инструментального слуха, постановки артикуляционного аппарата;
  • способствовать развитию координации, внимательности, реакции на сигнал, контактности;
  • содействовать развитию исполнительских способностей;
  • расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром и новыми творческими коллективами.

Воспитательные:

  • воспитать чувство личной ответственности;
  • воспитать нравственные качества (доброжелательность, отзывчивость и т.п.);
  • содействовать социальной адаптации ребёнка;
  • воспитывать художественный вкус и уважение к музыке, литературе;
  • способствовать воспитанию чувства патриотизма, толерантности;
  • воспитать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию.

Каковы же ожидаемые результаты?

Поскольку на уроке этому виду  деятельности отводится не так много времени, то динамика овладения игрой на простейших духовых инструментах, в частности на свирели, весьма умеренна. Но, несмотря на этот объективный факт, к концу первого года обучения ребята  будут:

  • знать строение свирели и название её основных частей;
  • уметь разбирать и собирать инструмент;
  • владеть основными принципами дыхания, постановкой пальцев, рук и всего корпуса, извлечением звука в пределах октавы;
  • владеть основами музыкальной грамоты: размер, сильная доля, такт, затакт, длительности, синкопа, и т.д.
  • уметь составлять и исполнять ритмические партитуры;
  • владеть навыками ансамблевой игры в унисон;
  • иметь опыт публичного выступления на классных мероприятиях.

Приобщение детей к игре на этом инструменте никогда не поздно в любом возрасте, однако, результативнее, как показывает опыт, проводить обучение, начиная с младшего школьного возраста,

Государственное образовательное учреждение физико-математический лицей №239 Центрального района Санкт-Петербурга, в котором я работаю сейчас, набирает детей с 5 класса, поэтому  многие ребята начинают свою исполнительскую деятельность в «зрелом» возрасте. И вот здесь, учитывая всё вышесказанное, очень важно подобрать такой репертуар, чтобы у ребят не пропал интерес к исполнительской деятельности на первоначальном этапе. В связи с этим, в разные годы я написала несколько циклов пьес для начинающих исполнителей на свирели. Одним из самых любимых моими учениками, я бы назвала цикл «Прогулки по Санкт-Петербургу». Цикл состоит из 8 пьес, каждая из которых, является маленькой ступенькой в овладении техникой игры на свирели. К каждой из этих пьес я написала фонограммы, причём одна из которых с мелодией, а другая только с аккомпанементом, что позволяет моим юным артистам поэтапно овладевать музыкальным материалом и совершенствовать исполнительское мастерство уже на ранней стадии знакомства с инструментом. В своей работе я  использую методику, разработанную Э.Я. Смеловой.
С некоторыми пьесами из этого цикла я Вас с удовольствием  познакомлю. (Приложение 1)

Если, уважаемые коллеги, представленный материал Вас заинтересовал, и Вы хотите включить его в свою работу, то пишите по адресу: Kristaliya66@yandex.ru  и я, с удовольствием, поделюсь с Вами, как нотным материалом, так и фонограммами. 

* В 2011 году Петров Константин окончил школу с золотой медалью и сейчас является студентом восточного факультета Государственного Санкт-Петербургского университета.
** Во втором классе дети играли на свирелях. На блок-флейтах  стали играть через 2 года.
*** Дети, обучающиеся в ГОУ гимназии №652 Выборгского района Санкт-Петербурга, изучают китайский язык.

Литература:

  1. Л.А.Боренбойм Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Просвещение, 1968.
  2. Т.Э.Тютюнникова Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа Издательство «АСТ» 2001.
  3. Т.Э.Тютюнникова Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Издательство Едиториал УРСС, 2003.
  4. А.Покровский Учитель и ученик. Начальная школа ансамблевой игры на деревянных духовых инструментах. Издательство Советский композитор 1992