Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие социальной уверенности у дошкольников"

Разделы: Работа с дошкольниками


Социально неуверенные дети – дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром

Социальная неуверенность – это дисгармоничное взаимодействие ребёнка с социумом. Однако на первое место ставим неумение гармонично взаимодействовать с самим собой, т.к. неумение взаимодействовать с социумом – фактически следствие неумения взаимодействовать с самим собой. Социальные проблемы порождаются внутри маточными проблемами.

В педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, забитость, конформность, аутичность, т.е. как гипоактивность.

Если же неуверенность понимать на глубинном личностном уровне как неуверенность в самом себе, своей уместности в социуме, как конфликт в самом себе, свей уместности в социуме, как конфликт индивидуального и социального, то её проявлением может быть и  гиперактивность в виде непослушания и агрессивности. И то и другое – гиперактивность и гипоактивность – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей. Это разделение носит условный характер. Даже гипоактивные дети часто могут проявлять агрессивность,  но с методологической точки зрения, гиперактивность в агрессивной форме следует выделять в самостоятельный вид проявления социальной неуверенности.

Одна из важнейших задач педагога – валеологоформирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Ребёнок, который плохо приспособлен к жизни, не стремится  самостоятельно найти способы решения любых жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий. Он ориентирован не на процесс, а на результат.

Именно поэтому мудрые родители и педагоги стараются помочь ребёнку приобрести свой собственный опыт побед и неудач. Тогда у ребёнка (затем у взрослого человека) формируется  осознанный, гармоничный выбор способов жизни. А это даёт социальноуверенное поведение, социально – компетентное  самоощущение в любых жизненных ситуациях.

Если ребёнок не получает любви и психологического благополучия, то он испытывает негативные переживания, осознавая их, что отражается  на его развитии. Ребёнок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он не дополучает её по какому – либо каналу, это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т.е. то, что мы называем социальной неуверенностью.

Для педагогов очевидно, что самооценка ребёнка, его отношение к себе  и восприятие себя во многом определяет его поведение и успеваемость.

Чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше ориентироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительную Я – концепцию, которая определяется  тремя факторами:

1 – чувством собственной значимости;
2 – уверенностью в способности к какому – либо виду деятельности;
3 – убеждённости в импонировании другим людям.

Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем возрасте – это семья.

Всякая деятельность имеет определённую цель. Способность ребёнка достичь её даёт уверенности в своих силах. Успех приводит к осознанию собственной компетенции.
Чувство собственной значимости или ничтожности идёт от общей оценки, которую ребёнок интуитивно выносит себе, оценивая два других момента: насколько он импонирует другим и какова его компетентность. Все эти факторы имеют социальный характер. Социально неуверенные дети, склонны, почти во всех делах, находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться к детской группе, затем к школьной жизни и переходит во взрослую жизнь.

Ребёнок оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка – отражённая оценка социума – таков его и социальный статус, Возможность взаимодействовать с социумом, т.е. по сути таково его психическое здоровье. Отклонения от оптимального взаимодействия с самим собой, с социумом, вызывают социально неуверенное поведение – это путь к нездоровью.

Основные признаки, характеризующие социальную неуверенность ребёнка

На вербальном уровне:

  • речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, с повтором одного слова или наоборот: громкая, быстрая, сбивчивая и невнятная;
  • рассказывает очень мало или молчит;
  • зачастую не могут выразить словами своё  эмоциональное состояние;
  • вызывает затруднение просьба: назвать себя по имени, назвать себя ласково.

На невербальном уровне:

  • пониженная моторная активность, сидят тихо, не привлекают внимания;
  • часто плаксивы и апатичны;
  • мимика лица или вялая, или выражает гамму противоречивых эмоций, часто смущённая улыбка;
  • не могут устанавливать контакт взглядом, не смотрят на партнёра, отводят глаза.

На уровне социальных контактов:

  • неприсоединение к группе играющих детей;
  • разные формы отказа от контактов с чужими людьми;
  • нежелание расставаться  с близкими и родными;
  • нежелание покинуть дом, общаться с друзьями ;
  • неумение самоутверждаться, выдвигать требования, сказать «нет», высказывать своё мнение, идти на компромисс;
  • беспомощность, паника в трудных ситуациях.

Особенности педагогической технологии работы с детьми

Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействия ребёнка с другими людьми. Эффективность такого взаимодействия зависит от социальных способностей и навыков, которые дают ребёнку возможность выбрать свой способ самоутверждения и самовыражения. Всю работу с детьми можно условно разделить на 2 направления.

Основы   социального  взаимодействия

I – социальные способности:

  • положительный образ – «Я-доверие», уверенность
  • способность к восприятию др. человека (людей).

II – социальные навыки: 

  • умение устанавливать контакты и действовать в разных коммуникативных ситуациях
  • умение реализовывать самоутверждающие способы  поведения. 

Положительная «Я-концепция» предполагает доверие к себе, которое рассматривается как чувство уверенности в его поведении. Социально – уверенный ребёнок верит в свой успех и положительный результат при решении задач. Если ребёнок доверяет себе, то он уверен в достижении положительного результата.

Способность к восприятию другого человека предполагает внимание, интерес к нему, умение видеть, слышать, чувствовать другого, умение понимать и сопереживать ему.

Установление контактов – это устанавливать связь, объединяться, договариваться, обращаться с просьбой, излагать своё мнение, слушать другого, дискутировать.