Урок алгебры. 9-й класс. Тема: "Статистика, комбинаторика и теория вероятности"

Разделы: Математика

Класс: 9


Цель: систематизировать знания и умения по статистике, комбинаторике, теории вероятности.

Задачи:

  • Развивать умения решать задачи по теме.
  • Воспитывать культуру письменной и устной математической речи.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Постановка проблемы

Мы начинаем урок с решения задачи, которая называется «Бесплатный обед»:9 молодых людей решили отпраздновать окончание средней школы товарищеским обедом в ресторане. Когда все собрались, и первое блюдо было подано, заспорили о том, как сесть вокруг стола. Одни предлагали разместиться в алфавитном порядке, другие по возрасту, третьи – по успеваемости, четвертые по росту и т.д. Спор затянулся, первое блюдо уже остыло, а за стол никто не садился. Примирил всех официант, обратившийся к ним с такой речью: Молодые друзья мои, оставьте свои пререкания. Сядьте за стол как кому придется и выслушайте меня. Пусть один из вас запишет, в каком порядке вы сейчас сидите, завтра вы снова явитесь сюда пообедать, и разместитесь уже в ином порядке. Послезавтра сядете опять по-новому и т.д., пока не перепробуете все возможные варианты. Когда же придет черед вновь сесть так, как сидите вы здесь сегодня, тогда, обещаю торжественно, я начну ежедневно угощать вас бесплатно самыми изысканными обедами. Предложение понравилось. Решено было ежедневно собираться в этом ресторане перепробовать все способы размещения за столом, чтобы скорее начать пользоваться бесплатными обедами. Вопрос: Как долго им придется ждать бесплатного обеда? Ответ я хочу получить от вас в конце урока.

(Предполагаемое решение: 362880 дней : 365 = 994 года).

3. Активизация знаний по теме «Статистика»

На доске записан ряд чисел 175, 172, 179, 171, 174, 170, 172, 169
– найдите медиану ряда (172),
– размах ряда (10)
– мода ряда (172)
– найдите среднее арифметическое ряда (172,75)
– найдите разность между средним арифметическим и медианой ряда (0,75). Какой раздел математики изучает эти понятия? (статистика)

Учащиеся меняются тетрадями и ставят количество баллов.

4. Решение задач по теме «Комбинаторика» (фронтальный разбор задач)

– А мы с вами встречаемся в жизни с ними? Да. На ГИА 9 классе, а теперь уже и в 11 классе. У вас у всех на партах лежат листки с задачами.
Прочитать и разместить их по какому-то виду: перестановка , размещения , сочетанияи записать формулы для решения задач каждого вида.

  • Сколькими способами можно составить список из 9 человек? (362880) перестановка
  • Сколькими способами можно составить дозор из трех солдат и одного офицера, если имеется 80 солдат и 3 офицера? (246480) сочетание
  • Сколько вариантов расписания можно составить на один день, если всего имеется 8 учебных предметов, а в расписании на день могут быть включены только три различных из них? (6 * 7 * 8 = 336) размещение
  • Сколькими способами можно выбрать двух дежурных если в классе 25 человек? (300) сочетание.
  • В классе 16 девочек и 9 мальчиков. Определите вероятность того, что вызванный к доске ученик будет мальчиком, девочкой. (0,36; 0,64) вероятность.

– Что вы можете сказать про задачи? Есть ли здесь лишняя? Да
– И куда же она относится? (теория вероятности). Р =
– А остальные задачи, к какому разделу математики? Комбинаторике. Совершенно правильно.
– А теперь следующая задача: В кармане у Саши было 4 монеты по 5 рублей и 2 монеты по 10 рублей. Саша не глядя, переложил какие – то 3 монеты в другой карман. Найдите вероятность того, что десяти рублевые монеты лежат теперь в разных карманах.(0,6)

Решение:

5. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой

1. Сколькими способами можно разместить 5 различных книг на полке? (120)
2. Сколько трехзначных чисел с разными цифрами можно составить из цифр 0, 1, 3, 6, 7, 9? (Если нет нуля то число размещений из 6 по 3, но у нас есть нуль, А 6 по 3 – А5 по 2 = 4 * 5 * 6 – 4 * 5 = 120 – 20 = 100)
3. Вычислить: (Ответ: 3 * 6 + 2 * 9 * 10 – 6 * 7/2 = 177)
4. Выпускники экономического института работают в трех различных компаниях. 17 в банке, 23 в фирме, 19 в налоговой инспекции. Найдите вероятность того, что случайно встреченный выпускник не работает в банке.(23/59)
5. Мишень представляет собой 3 круга, радиусы которых равны 3,7,8. Стрелок выстрелил не целясь и попал в мишень. Найдите вероятность того, что он попал в средний круг, но не попал в маленький.(5/8)
Проверяем с ответами на доске и ставим оценку за урок каждый себе.
Тетради передали.

6. Подведение итогов урока

Вернемся к задаче, которая была в начале урока. Что можно сказать про бесплатный обед, когда он наступит и произойдет ли это? Конечно, нет, а почему? Какую часть математики знает официант очень хорошо? Конечно же, комбинаторику, которая может пригодиться в некоторых жизненных ситуациях и вам.

7. Домашнее задание

№ 1327, 1345, 1355, 1375.