Цели:
- Сформировать представление учащихся о лесе как природном сообществе.
- Ввести и разъяснить термин «природное сообщество»
- Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
- Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.
- Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.
Оборудование: диск «Детская энциклопедия» (Кирилла и Мефодия),
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока
Мы пойдем сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес.
Сколько здесь в лесу чудес.
2. Проверка домашнего задания
Тестирование.
3. Работа над новым материалом
– Диск (Смешанный лес.)
– Хорошо подготовленный ребенок читает «Сказку
о художнике, который решил нарисовать лес».
«Сказку о художнике, который решил нарисовать лес»
– Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!
Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и
липы. Да так похожи они получились, что вот-вот
ветки закачаются. А в углу, как и положено,
нарисовал Cтаричка-Лесовичка. Повесил картину, а
через некоторое время увидел сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос
Старичка-Лесовичка из угла картины. – Без цветов,
без трав не лес!
Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять
засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался
голос Лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили
все деревья.
– Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, – не
унимался Лесовичок.
Дорисовал, но лес всё равно стал чахнуть.
– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!
– Нет, сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и дорисовал
много разных зверей. Было темно, и художник
захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск
сучьев и чьё-то фырканье.
– Вот это настоящий лес! – сказал Лесовичок и
исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу
тысячи жителей. И все они вместе и есть лес
Приложение 1. Слайд 1
– Ученые называют лес природным сообществом.
Как вы думаете, почему?
(Это значит, что все обитатели живут совместно,
тесно связаны между собой.)
– Лес для живых существ является большим
многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое
название. Ученые называют эти этажи леса
ярусами и располагаются в порядке уменьшения.
Название ярусов вы можете дать сами, послушайте
загадки описания.
1. Многолетние растения, у которого от общего
корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарник)
2. Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава)
3. Многолетние растения с крупными твёрдыми
стеблями. (Деревья)
– Расположите названия ярусов в порядке уменьшения. (Деревья, кустарники, травы.)
Учитель показывает схему ярусы леса.
Приложение 1. Слайд 2
Приложение 1. Слайд 3
Учитель предлагает заполнить таблицу:
Деревья | Кустарники | Травы |
Ели Сосны Берёзы Осины |
Малина Смородина Калина шиповник |
Костяника Кислица ландыш |
– Что обозначают стрелки? (Цепи питания)
– Чем лес служит животным? (Лес служит животным
домом и там они находят пищу)
Приложение 1. Слайд 4
– Давайте рассмотрим цепи питания:
дуб ––> жуки-короеды
Здоровому молодому дереву жуки не страшны,
любое повреждение на коре заливается смолой. А
вот когда деревья стареют, оно уже не может
справиться с множеством короедов и погибает,
освобождая место молодым растениям. Вред или
пользу приносят короеды лесу? (Для молодых
деревьев это пользы, а для старых вред)
– Тем не менее, короеды ускоряют круговорот
веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно.
Если нарушить эти связи, то и нарушится
экологическое равновесие. Растения не могут жить
без животных, а животные без растений. Они живут
совместно и составляют все вместе природное
сообщество. Они помогают друг другу. (Белка,
запасая себе ком на зиму, уносит желуди далеко от
дерева, на котором они выросли, так
распространяются семена)
– В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же
это? Отгадайте.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд (Грибы)
Работа по учебнику стр. 179 «Нужны ли лесу грибы?»
Вывод: Грибы лесу нужны. Они помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.
Приложение 1. Слайд 5
ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ
|
лекарство и пища для животных.
помощь растениям в получении солей из почвы.
участвуют в разложении растительных остатков.
4. Физминутка
Игра «Съедобное – несъедобное»
Уч-ся повторяют упражнения за учителем, отгадывают загадки (если отгадка – съедобный гриб, то ученики стоят, если отгадка – несъедобный гриб, то ученики стоят, если отгадка – несъедобный гриб, то ученики садятся на корточки).
1. Эти дружные ребята
На пеньках растут в лесу.
Называют их … (опята)2. А это – красавиц на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (Мухомор)3. Серенькие шляпки.
Рябенькие ножки.
Под березою растут
Как их зовут? (Подберезовики)4. Растут в лесу сестрички.
Рыжие … (лисички)5. Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок … (масленок)6. У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его украсит.
Ты не трогай этот гриб.
Ты не трогай этот гриб
Учти – он очень ядовит!
Смотри, не бери его с полянки,
Его называют … (поганкой)7. Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С нежной бархатной подкладкой. (Боровик)8. У тенистого лога
Вырос гриб-недотрога:
Чуть нажмёшь на бочок,
Глядь – уже синячок. (Моховик)
– Молодцы! Вы знаете съедобные и несъедобные грибы.
Приложение 1. Слайд 6
Приложение 1. Слайд 7
– Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Остатки старой травы, сухие ветки, старые листья.)
– Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых. Поэтому в лесу и не скапливается много старой листвы. А для некоторых животных лесная подстилка помогает в холодные зимы. Каким животным помогает лесная подстилка зимой? (Жукам, ежам, медведям, то есть тем, кто впадает в спячку.)
Работа по учебнику «О лесных подстилках и микроорганизмах» стр.180 учебника.
5. Закрепление изученного
– Как растут растения и животные в лесу? (Растения
растут в лесу ярусами. Животные делят между собой
эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в
кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все
живые организмы живут сообща, растений в лесу
больше, чем животных.)
– Как можно назвать лес? (Лес – природное
сообщество.)
– Приведите примеры природного равновесия в
лесу, опираясь на схему:
Приложение 1. Слайд 8
Учащиеся выполняют задания «Подумай!» на стр. 180-181 учебника.
6. Домашнее задание
Приложение 1. Слайд 9
С. 175-182. Ответьте на вопросы «Проверь себя сам».
Выполнить задание.