Жизнь леса. Лес – природное сообщество (окружающий мир, 4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Сформировать представление учащихся о лесе как природном сообществе.
  • Ввести и разъяснить термин «природное сообщество»
  • Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
  • Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.
  • Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.

Оборудование: диск «Детская энциклопедия» (Кирилла и Мефодия),

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока

Мы пойдем сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес.
Сколько здесь в лесу чудес.

2. Проверка домашнего задания

Тестирование.

3. Работа над новым материалом

– Диск (Смешанный лес.)
– Хорошо подготовленный ребенок читает «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес».

«Сказку о художнике, который решил нарисовать лес»

Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал Cтаричка-Лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос Старичка-Лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав не лес!
Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос Лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, – не унимался Лесовичок.
Дорисовал, но лес всё равно стал чахнуть.
– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!
– Нет, сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чьё-то фырканье.
– Вот это настоящий лес! – сказал Лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес

Приложение 1. Слайд 1

– Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?
(Это значит, что все обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.)
– Лес для живых существ является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагаются в порядке уменьшения. Название ярусов вы можете дать сами, послушайте загадки описания.

1. Многолетние растения, у которого от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарник)
2. Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава)
3. Многолетние растения с крупными твёрдыми стеблями. (Деревья)

– Расположите названия ярусов в порядке уменьшения. (Деревья, кустарники, травы.)

Учитель показывает схему ярусы леса.

Приложение 1. Слайд 2

Приложение 1. Слайд 3

Учитель предлагает заполнить таблицу:

Деревья Кустарники Травы
Ели
Сосны
Берёзы
Осины
Малина
Смородина
Калина
шиповник
Костяника
Кислица
ландыш

– Что обозначают стрелки? (Цепи питания)
– Чем лес служит животным? (Лес служит животным домом и там они находят пищу)

Приложение 1. Слайд 4

– Давайте рассмотрим цепи питания:

дуб ––> жуки-короеды

Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда деревья стареют, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это пользы, а для старых вред)
– Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то и нарушится экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. Они помогают друг другу. (Белка, запасая себе ком на зиму, уносит желуди далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена)
– В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте.

И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд (Грибы)

Работа по учебнику стр. 179 «Нужны ли лесу грибы?»

Вывод: Грибы лесу нужны. Они помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.

Приложение 1. Слайд 5

ЗНАЧЕНИЕ

ГРИБОВ

 

              лекарство и пища для животных.

              помощь растениям в получении солей из почвы.

              участвуют в разложении растительных остатков.

 

4. Физминутка

Игра «Съедобное – несъедобное»

Уч-ся повторяют упражнения за учителем, отгадывают загадки (если отгадка – съедобный гриб, то ученики стоят, если отгадка – несъедобный гриб, то ученики стоят, если отгадка – несъедобный гриб, то ученики садятся на корточки).

1. Эти дружные ребята
На пеньках растут в лесу.
Называют их … (опята)

2. А это – красавиц на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (Мухомор)

3. Серенькие шляпки.
Рябенькие ножки.
Под березою растут
Как их зовут? (Подберезовики)

4. Растут в лесу сестрички.
Рыжие … (лисички)

5. Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок … (масленок)

6. У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его украсит.
Ты не трогай этот гриб.
Ты не трогай этот гриб
Учти – он очень ядовит!
Смотри, не бери его с полянки,
Его называют … (поганкой)

7. Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шапкой
С нежной бархатной подкладкой. (Боровик)

8. У тенистого лога
Вырос гриб-недотрога:
Чуть нажмёшь на бочок,
Глядь – уже синячок.  (Моховик)

– Молодцы! Вы знаете съедобные и несъедобные грибы.

Приложение 1. Слайд 6

Приложение 1. Слайд 7

– Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Остатки старой травы, сухие ветки, старые листья.)

– Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых. Поэтому в лесу и не скапливается много старой листвы. А для некоторых животных лесная подстилка помогает в холодные зимы. Каким животным помогает лесная подстилка зимой? (Жукам, ежам, медведям, то есть тем, кто впадает в спячку.)

Работа по учебнику «О лесных подстилках и микроорганизмах» стр.180 учебника.

5. Закрепление изученного

– Как растут растения и животные в лесу? (Растения растут в лесу ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы живут сообща, растений в лесу больше, чем животных.)
– Как можно назвать лес? (Лес – природное сообщество.)
– Приведите примеры природного равновесия в лесу, опираясь на схему:

Приложение 1. Слайд 8

Учащиеся выполняют задания «Подумай!» на стр. 180-181 учебника.

6. Домашнее задание

Приложение 1. Слайд 9

С. 175-182. Ответьте на вопросы «Проверь себя сам».

Выполнить задание.