Интегрированное внеклассное мероприятие (математика + биология) по теме "Производственное совещание по охране леса"

Разделы: Математика, Биология, Внеклассная работа


Форма проведения: деловая игра “Производственное совещание по охране леса”.

Цели:

Образовательные:

  • решение типовых задач на проценты в нестандартных ситуациях;
  • составление задач на проценты, используя данные из окружающего мира;
  • проведение несложных исследований по столбчатым диаграммам;
  • сформировать у обучающихся представление о роли леса в жизни человека и природы;
  • познакомиться с экологическими проблемами леса.

Развивающая:

  • развитие элементов логического мышления, творческой деятельности, речи, мировоззрения.

Воспитательная:

  • воспитание познавательного интереса, элементов культуры общения, экологической культуры, привитие интереса к деятельности по улучшению окружающей среды.

Подготовка к мероприятию: Мероприятие готовят учителя и группа учащихся (5-11 классы), состав которой определяется от индивидуальных качеств учащихся (общительность, активность, творческое мышление, любознательность и т.д.).

Эта группа составляет сценарий мероприятия, подбирает задания под руководством учителей, изучает литературу по проблеме деловой игры, готовит диаграммы, необходимые для работы. Задания должны быть разноуровневыми: 1, 2, 3 уровни. Диаграммы используются лишь в случае, когда остальные ученики не смогут выполнить задание на их построение.

Мероприятие – “Производственное совещание” проводится в “Лесхозе”, в который пришли “врачи”, изучающие экологическую обстановку в районе. На производственном совещании присутствуют: “инженеры” по лесопользованию, по охране леса, по лесокультурам, “механизаторы”, формируется группа экспертов из старшеклассников по проверке задач, “плановый отдел” и “дизайнеры” в ходе мероприятия составляют памятку по охране леса, остальные учащиеся разбиваются учителем на группы “Лесничества” (в соответствии с уровнем учебной деятельности).

В центре зала столы для работников лесхоза и врачей, по усмотрению расставляются столы для сформированных группы учащихся. В начале мероприятия сообщается тема, каждой группе дается организационное задание: назвать своё лесничество (например Новобарятинское, Муравьинское, Казадаевское) и выбрать лидера.

Оборудование: карточки с заданиями, диаграммы, листы альбомной бумаги для выполнения заданий, мультимедийный проектор, приложение 1, приложение 2, плакаты: “Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу – лучшее лекарство”, “Срубить дерево – 5 минут, вырастить – 100 лет”, эпиграф.

Ход мероприятия

Эпиграф:

“Любите родную природу:
Озёра, леса и моря,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Давайте же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.”

1. Вводное слово учителя биологии:

Добрый день! Сегодня у нас необычное мероприятие: деловая игра “Производственное совещание”. А эпиграф к нашему мероприятию звучит так (зачитывает эпиграф, слайды № 1, 2). Нет ничего краше и привлекательней нашей природы, а леса – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. Именно в них с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы.

Процветание леса во многом зависит от экологи. Поэтому на сегодняшнем производственном совещании мы должны выяснить экологическую обстановку в нашем районе и внести ваши предложения по улучшению охраны леса и возобновлению его ресурсов.(Слайд № 3)

Учитель математики: А так же решить возникшие в практике задачи, используя изученный материал по теме “Проценты”. Все предложения по улучшению окружающей среды и природоохранной деятельности мы сформулируем в виде памятки: “Как сберечь лес”

2. Производственное совещание:

Слово предоставляется директору “Местного лесхоза”

Директор: Начнем наше производственное совещание, здесь мы собрались для того, чтобы выслушать наших гостей-врачей и попытаться помочь им в решении их проблем.

Врач-эколог: Вашему вниманию предлагаю несколько слайдов, наглядно иллюстрирующих экологическое положение нашего района. (Слайд № 4-9)

Врач-терапевт: Рассмотрим экологическое положение в Стерлитамакском районе с медицинских позиций.

Представителям лесничеств раздаются карточки с заданиями, задания выполняются всей группой.

Задача №1.

Новобарятинское лесничество (I уровень):

Средняя продолжительность жизни жителей Стерлитамакского района составляет 64 года, причем 8% из этих лет мы проживаем за счет медицины. На сколько лет врачи продлевают жизнь? Ответ: на 5, 12 года

Муравьинское лесничество(II уровень):

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу города Стерлитамака со всех производственных объектов в 1997 г. составили 8065 тыс. тонн. При чем после очистки в специальных очистных сооружениях выбросы составили 18, 4%. сколько тонн загрязняющих веществ выброшено в атмосферу без очистки. Ответ: 6581, 04 тыс.тонн

Казадаевское лесничество (III уровень):

Численность населения Стерлитамакского района в 2002 г. составила 264400 человек, из них переболело заболеваниями органов дыхания: 34, 9 %, а в 2010 году переболело 43, 3%, численность населения 273500 человек. Сколько человек переболело: а) в 2002 г. б) в 2010. Изобразить наглядно полученные значения в виде столбчатой диаграммы, в) на сколько процентов увеличилось заболевание органов дыхания в 2010 году. Ответ : а) 92276 человек, б) 118426 человек, в) на 8, 4% (Ответ 3 группы проверяется с помощью диаграммы презентации, 1, 2 группу проверяют старшеклассники-эксперы) (слайд № 10)

Врач-терапевт: Как видим из диаграммы: результаты неутешительные. Экологическая обстановка ухудшается, а это ведет к увеличению заболеваний органов дыхания, онкологических больных.

Врач-эколог: Частично исправить эту ситуацию поможет лес. Лес – это легкие Земли.(Слайд №11-17).

В Башкортостане лесные ресурсы значительны. Общая площадь земель лесного фонда нашей республики составляет 6, 3 млн. га. .Леса занимают около 9, % территории края.

Учитель биологии и химии: Но, к сожалению, красоту леса порой губит человеческая беспечность…

Выгорание лесов. (Слайд № 18-30)Во время показа слайдов ученик читает стихотворение под музыку:

Лесной пожар, гонимый ветром жалит ,
Уничтожая все живое на пути,
И звери в диком шоке убегают ,
На шкуру получая волдыри.
Кто не успел уйти от возгоранья,
Тот погибает в пепельном дыму,
Душой своею в небо улетая,
Останки превращаются в золу…
И все бегут, поджав хвосты и гривы,
Бегут, несутся звери напролом,
Не нападают никому на спины,
Друг друга не грызут, таков закон!
В рассвете дня поближе к водопою,
Чтоб охладить горящий пыл огня
И окунуться в воду с головою:
Спасенье ради жизни – не за зря!

Инженер по охране леса: предлагаю выполнить задания, связанные с проблемами экологичекого положения

Задача № 2.

Новобарятинское лесничество : В 2009г на тушение пожаров было затрачено – 99224р., в 2011 - 74418р.. На сколько процентов уменьшились затраты денег? (Ответ: на 25 %)

Муравьинское лесничество: В 2005 г. от пожаров погибло 1, 5 га леса, в 2006 г. в 2 раза больше. В 2007г. в 9 раз больше. На сколько процентов увеличилась площадь леса, погибшего от пожаров? Изобразите в виде столбчатой диаграммы величину площади леса, погибшего от пожаров за 3 года. Ответ: 1700 %

Казадаевское лесничество: Один га леса в течение года способен поглощать столько углекислого газа, сколько его выдыхают 232 человека. Сколько процентов это составляет от общего числа людей, проживающих в г.Стерлитамаке. Численность г. Стерлитамак 273500 человек в 2010. Сколько га леса, должно находиться в пределах района, чтобы в чистоте содержать г.Стерлитамак? Ответ: 0, 08% составляет 232 человека, в пределах нашего района должно находиться 1179 га. .

Инженер по охране леса: Обсудим результаты.(слайд № 31). Как видим из диаграмм, очень много денег тратится на тушение пожаров, а ведь почти все пожары происходят по вине людей. Вы подсчитали, сколько га леса нужно для того, чтобы содержать в чистоте воздух?

Инженер по лесопользованию: Одной из важнейших причин гибели леса является его вырубка, в большинстве случаев – незаконная. Рассмотрим данные по этой проблеме.

Задача № 3.

Задание трем лесничествам:

В 1996 г. было вырублено 320 га, в 1997 г. 300 га, в 2010 – 240 га. . Сравните площади вырубок. Округлите результаты до целых, изобразите полученные данные в виде столбчатой диаграммы. Ответ: Площади вырубок уменьшились в 1997г. на 6%, в 2010 на 25%. (слайд № 32)

Инженер по лесопользованию: Как мы видим из диаграммы, происходит уменьшение незаконных вырубок. А так же нами исследовано, что общая часть вырубок занимает небольшой процент от общей площади лесного фонда нашего района. Значит наша работа состоит в продолжении надзора за незаконной вырубкой, а большую часть штрафов можно было бы отдать на улучшение экологической обстановки в городе.

Учитель биологии: Как уберечь лес? Что вы делаете для поддержания нормальной экологической обстановки и что бы вы хотели сделать?

(ответы детей)

Инженер по охране леса: Я предлагаю организовать специальные места отдыха и посадку леса в черте города.

Директор: Мы проводим немало работ по улучшению экологического положения в районе. Об этом расскажут представители нашего лесхоза.

Выступление представителей лесхозов: Восстановление лесов (Слайд № 33-34)

Выступление инженера по лесокультурам: Наша работа состоит в восполнении лесного фонда.

Задача № 4.

Задача всем лесничествам: В 2007 г. было посажено саженцев – 250 га, а в 2008 и в 2009г. площадь составила 72% от площади 2007 г. Изобразить наглядно изменение площади посадки саженцев за 3 года. Ответ: 2008, 2009 – 180 га..

Инженер по лесокультурам: (слайд № 35) Итак, как мы видим, саженцев высаживается меньше, чем вырубается деревьев. А почва из-за выброса неочищенных сточных вод с каждым годом ухудшается. Наше предложение – организовать посадку хвойного леса в городе. И просьба к КОС улучшить очищения сточных вод.

Директор: Какие предложение по улучшению экологической обстановки могут внести механизаторы.

Механизатор: Предлагаю оценить обстановку с нашими данными по Стерлитамаку и выяснить, что можно сделать совместными усилиями.

Задача № 5.

Сколько тонн отходов от автотранспорта было выброшено в 2011 году в атмосферу г.Стерлитамака, если угарный газ составил 10300 тонн, оксид азота – 13%, от величины угарного газа, оксиды серы, составили 3, 5% от величины угарного газа. Ответ : 11999, 5 тонн.

Механизатор: Как показывают результаты, большое количество вредных веществ выбрасывается в атмосферу автотранспортом. Предлагаю конструкторам подумать над снижением выбросов от автотранспортных средств.

Директор: Мы выслушали мнения наших специалистов, сделали необходимые подсчеты и выводы об экологической обстановке в г. Стерлитамаке и Стерлитамакском районе. Все предложения по улучшению окружающей среды и природоохранной деятельности в процессе нашего совещания поступали в плановый отдел, который вместе с дизайнерами разработали памятку жителям, администрации района и города, администрации промышленных объектов по улучшению экологической обстановки и охране леса.

(Эксперты зачитывают основные пункты и раздают памятки) см.приложение.

Директор: Спасибо за работу, производственное совещание объявляется закрытым!