Цели:
- Обобщение знаний, умений и навыков, приобретенных детьми в период изучения фонетики.
- Систематизация полученных знаний, выявление первичных связей фонетики и графики с орфографией и орфоэпией.
- Наблюдение за развитием речевого слуха, языкового чутья в фонетическом аспекте.
1). На доске написаны слова, в которых надо расставить ударение.
Столяр (столя′р), квартал (кварта′л), процент (проце′нт), инструмент (инструме′нт), документ (докуме′нт), средства (сре′дства), алфавит (алфави′т), красивее (краси′вее), каталог (катало′г).
- Произнесите данные слова, усиливая голосом ударный слог. Место ударения в эти словах надо запомнить.
2). Вводная беседа учителя.
Что такое фонетика?
Фонетика (от греческого Phonetike < phone – звук) – раздел языкознания, изучающий способы образования, акустические свойства звуков человеческой речи.
Как образуются звуки речи?
(Сообщение одного ученика об органах речи, участвующих в звукообразовании, практическое наблюдение за образованием гласных, согласных, звонких, глухих, тихой речи и громкой).
3). Тренировочные упражнения: наблюдение над образованием и ролью гласных, звонких и глухих согласных, мягких и твердых согласных.
А). Найти в тексте А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне” слова с подчеркнутой артикуляцией звуков: (и молва трезвонить стала) [а], [о]; (только видит, вьется вьюга) [и], [у]; (отвечает ветер буйный) [й], [у].
Учащиеся читают текст, находят выделяемые гласные и объясняют их роль в звучащей речи;
Б). Привести как можно больше примеров скороговорок и звуковых загадок, в которых выделяются звонкие согласные.
Дети приводят пример и называют выделенные согласные, наблюдают за их образованием, характеризуют;
В). Найти в предложениях, написанных на интерактивной доске, слова, в которых буквы написаны неверно. К каждому предложению подобран рисунок
- Закричал охотник: “Ой!”. Двери гонятся за мной. (Звери)
- Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. (Грачей)
- Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом. (Коне)
- На пожелтевшую листву роняет лев свою листву. (Лев)
- Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке (Маки).
Г). Проанализировать на слух слова с мягкими и твердыми согласными, обращая внимание на их смыслоразличительную роль, например: лук – люк, мол – мел, удар – ударь, жар – жарь.
Д). Прочитать слово, потом произнести звуки в обратном порядке, чтобы получить:
- из слова лен – цифру (ноль);
- из слова лей – название дерева (ель);
- из слова май – название лодки (ял);
- из слова люк – большой мешок (куль);
- из слова ток – домашнее животное (кот).
Е). Укажите, в каком слове надо писать мягкий знак:
вин__тик, помощ__ник,
воз__мем, ноч__ной.
А в каком слове “ь” обозначает мягкость согласного?
Намажьте, ничья,
Поменьше, пустошь
Особое внимание обращается на всегда мягкие и всегда твердые согласные.
Твердые непарные согласные: [ж], [ш], [ц].
Мягкие непарные согласные: [ч], [щ], [й]
4). Записать в транскрипции на интерактивной доске слова, диктуемые учителем.
Поваляться, косьба, хоровод, паровоз, пароход, молодежь, морковь.
Вопрос учителя:
Какие возможны здесь ошибки, и какими фонетическими законами они вызваны?
Ответ:
Произношение безударных гласных не совпадает с их написанием, орфоэпические нормы произношения глаголов на – тся, -ться.
Вывод:
Звучание и написание часто не совпадают.
5). Как называются правила письма, правильное письмо? (Орфография).
А как называются правила произношения? (Орфоэпия).
А) Прочитать данные на доске тексты согласно орфоэпическим правилам и подчеркнуть те места, которые резко расходятся на письме с произношением.
1. Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.2. Кажется, шепчут колосья друг другу:
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли…
(Упражнение выполняют учащиеся двух групп. Остальные хором повторяют за ними выделенные слова).
Б). Один ученик наизусть читает две загадки, отгадки на которые с правильным ударением дети произносят всем классом:
Чтоб скорей в библиотеке отыскать ты книгу мог,
В ней бывает картотека, специальный …
Буквы – значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит, и называется все …
6). А что такое алфавит и для чего он нужен в жизни?
По алфавиту размещают слова в словарях и справочниках, составляют разные списки. В алфавитном порядке расположены, например, слова в орфографическом словаре, названия учреждений, фамилии авторов в библиотечной картотеке.
А). В спроецированном на доске тексте пропущены буквы. Вставьте буквы и расположите в алфавитном порядке названия вещей, которые сдавала дама.
Дама сдавала в б..га..
Д..ван, ч..м..дан, с..квоя..,
К..ртинку, к..рзинку, к..ртонку
И маленькую с..бачонк..
Б). Почему в слове “сдал” пишется буква “с”, а произносится звонкий согласный звук [з]? Напишите развернутый ответ.
7). В русском алфавите есть буквы, которые не обозначают никаких звуков, а есть такие, которые иногда обозначают два звука.
Не обозначают звуков буквы ъ, ь
Обозначают два звука буквы е, ё, ю, я в следующих случаях:
- стоят в начале слова: яма - [jaма]
- после гласного: поел - [пajэл]
- после разделительного ъ, ь: пью - [п’jу]
8). А теперь давайте вспомним порядок фонетического разбора слова. Запишем на доске и в тетрадях фонетический разбор слова “ёлка”.
Порядок разбора.
- Разбить слово на слоги.
- Записать слово в транскрипции
- Установить количество звуков в слове (гласных и согласных)
- Охарактеризовать гласные звуки
- Охарактеризовать согласные звуки
- Установить соответствие количества букв и звуков.
Ёлка
1. В слове ёлка 2 слога: ёл-ка
2. [й’олкь]
3. В слове 5 звуков; 2 гласных: [о], [ь], 3 согласных: [й], [л], [к].
4. Звук [о] – ударный, звук [а] – безударный, подвергается редукции в заударном слоге, на его месте произносится [ь] после твердого согласного.
5. Звук [й’] – звонкий, мягкий, непарный; [л] – сонорный, твердый, имеет пару по звонкости/глухости [к] - [г], по мягкости/твердости - [к] - [к’].
6. В слове ёлка 4 буквы, 5 звуков. Йотированная буква ё передает два звука - [й] и [о], так как она употребляется в начале слова.
9). Устное выполнение тестовых заданий по теме “Фонетика”. (Тесты у каждого ученика).
- Найдите слова, в которых есть мягкие согласные:
а) жир;
б) шоссе;
в) плащ;
г) цех;
д) вопрос;
е) съезд
Ответ: в), е).
- Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков:
а) июль;
б) праздник;
в) каменный;
г) бульон;
д) после;
е) ельник
Ответ: б), г)
- Укажите слова, в которых происходит оглушение согласных в корне слова:
а) разжег;
б) просьба;
в) подтолкнул;
г) конечно;
д) малышка;
е) подружка
Ответ: а), в); г), е).
- Найдите слова, в которых букв столько же, сколько и звуков:
а) юннаты;
б) появилось;
в) местный;
г) объявление;
д) съест;
е) рассчитать
Ответ: а). д).
- Укажите слова, в которых происходит озвончение согласных:
а) гараж;
б) записка;
в) выставка;
г) лепешка;
д) сделать;
е) молотьба
Ответ: д), е).
В каком слове все согласные звуки мягкие:
а) щадить;
б) заняться;
в) сорить;
г) щелкать.
Ответ: а).
- Распределите фамилии в алфавитном порядке:
Чижов
Чехов
Толстой
Юрский
Юрская
Ответ:
1. Толстой
2. Чехов
3. Чижов
4. Юрская
5. Юрский
10). Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.
Вслушиваясь в звучащую речь, мы не только совершенствуем свой речевой слух, но и обращаем внимание на звуковое оформление своей и чужой речи, что важно для формирования культуры речи и грамотного письма.
Домашнее задание.
Их стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро” выписать 4 слова, в которых буквы обозначают два звука, и произвести их фонетический разбор.