Цели: Проверить уровень усвоения программного и дополнительного учебного материала, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину, прививать интерес к историческому, краеведческому и культурному наследию Седельниковского района и Омской области.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация игры "Мой край - моя Родина", протоколы для жюри, дипломы для победителей и призёров.
Пояснительная записка.
Интеллектуальную игру "Мой край - моя Родина" в 1 классе рекомендуется проводить во втором полугодии, когда ребята уже освоили навыки работы с иллюстрацией, научились читать, изучили часть программного материала курса "Окружающий мир", дополнительных кружковых занятий, побывали на экскурсиях по своему селу и в районном музее истории. Без такой предварительной подготовки познавательного и соревновательного эффекта от интеллектуального марафона не будет.
На начальных этапах использования подобных игр рекомендую делить класс не более чем на три команды: в этом случае каждая команда будет награждена дипломом, у ребят сформируется "ситуация успеха", у них не будет боязни проиграть соперникам. В будущем, естественно, от такой практики придётся отходить.
Вся игра идёт с использованием мультимедийной презентации "Мой край - моя Родина", навигация по слайдам проста, любое действие в ней осуществляется "по щелчку мыши". В начале игры слайды сменяются простым щелчком мыши в любом месте. На слайдах с игровыми турами чтобы перейти к вопросу и вернуться на страницу с "кнопками", надо использовать щелчки в соответствующих полях: "кнопка с вопросом", "назад", "переходим в : тур", "награждение".
Ход игры
1. Организация начала занятия.
- Ребята, сегодня мы с вами проведём не совсем обычное занятие. Мы будем соревноваться, только не на беговой дорожке или лыжне, а в классе. Лучшая команда покажет не отличный результат в секундах, а превосходные знания, которые вы получили в школе, дома, на дополнительных занятиях.
2. Актуализация опорных знаний.
- Наша игра называется "Мой край - моя Родина".
- Как вы думаете, о чём сегодня будет идти речь?
- Какие вопросы и о чём вам могут сегодня встретиться?
- Уже через несколько минут мы узнаем, что вы знаете о своей малой Родине, как вы усвоили материал, который мы вместе изучали на уроках, на занятиях, которые с вами проводят педагоги из спортивной школы, районного музея истории и дома детского творчества.
3. Знакомство с правилами и ходом игры
В игре - 4 тура: "Малая Родина", "Наша природа", "Памятные места Седельникова" и "Люди нашего края".
К соревнованию допускаются три команды.
За правильный ответ на вопрос команда получает столько баллов, сколько указано на выбранной "кнопке". Чем больше баллов в секторе, тем сложнее вопрос.
Если команда дала неверный ответ, соперники могут ответить на него, получив за это половину указанных в секторе баллов
По итогам каждого тура жюри подводит промежуточный итог, а в конце игры - оглашается окончательный результат.
Команды награждаются дипломами I, II, III степени
4. Игра.
Первый тур "Малая Родина".
- Какой из представленных гербов является гербом Седельниковского района? (первый)
- Перед вам три изображения. Какая из представленных птиц является символом Седельниковского района? (Глухарь)
- Перед вами три флага. Какой из них символизирует Омскую область? (в правом верхнем углу)
- Назовите две реки, русло которых проходит по селу Седельниково. (реки Уй и Китюпка)
- На флаге Омской области сверху вниз изгибаясь проходит голубая лента. Что она символизирует? (самую крупную реку региона - Иртыш)
- Как называются новые седельниковские жилые микрорайоны? ("Южный" и "Губернаторский")
Второй тур "Наша природа"
Деревья - 2. Это дерево является символом России. Только оно имеет белую окраску коры. Произрастает это дерево и в нашем районе. Назовите его. (Берёза)
Деревья - 4. Это дерево - символ самого любимого праздника. Когда оно попадает к нам домой, комнаты наполняются необыкновенным ароматом. О нём вы знаете много песен. (Ель)
Деревья - 6. Это могучее дерево - символ Сибири. Его плодами любят лакомиться не только белки и медведи, но и люди. Масло, получаемое из его орехов - чрезвычайно полезное. (Кедр)
Птицы - 2. Эта птица постоянно живёт рядом с человеком. В средние века - она была настоящим почтовым курьером. (Голубь)
Птицы - 4. А эта представительница птичьего мира прилетает к человеческому жилью только зимой. Она - одна из лучших охотниц на насекомых. (Синица)
Птицы - 6. Эта необычайно красивая птица прилетает к нам с севера и всегда является признаком наступившей зимы. (Снегирь)
Животные - 2. Обитательница сибирских лесов и тайги с пушистым хвостом. Нередко заходит в парки городов и сёл. Живёт преимущественно на деревьях, в дуплах. На зиму устраивает многочисленные закладки орехов и семян. (Белка)
Животные - 4. Этот крупный всеядный зверь занимает значительные ареалы как у нас в стране, так и в других странах мира. Живёт он и в Седельниковских лесах. А зимой - он очень любит поспать. (Медведь)
Животные - 6. Это самый крупный представитель семейства оленей. Каждую весну самцы сбрасывают рога. Охота на него всегда считалась более опасным занятием, чем промысел медведя. (Лось)
Насекомые - 2. Это насекомое обладает характерной предупреждающей окраской - поэтому птицы его не едят. Но зато оно очень полезно людям, так как уничтожает главного вредителя растений - тлю. (Божья коровка).
Насекомые - 4. А вот этого представителя мира насекомых боятся порой даже взрослые. И дело вовсе не в том, что у него восемь глаз и восемь лап, а в том, что многие из них - действительно ядовитые и больно кусаются. (Паук)
Насекомые - 6. А эта полосатая труженица приносит в наши дома самое вкусное лакомство - мёд. Кто она? (Пчела)
Третий тур "Памятные места Седельникова".
Памятники - 3. Этот камень стоит на центральной площади Седельникова. В честь какого события он установлен? (В честь основания села)
Памятники - 6. Этот двадцатитрёхлетний парень погиб в Германии в 1945 году, освобождая Россию и Европу от фашизма. Посмертно ему было присвоено звание героя Советского Союза. Вспомните, как его звали? (Михаил Васильевич Кропотов, уроженец Седельниковского района)
Памятники - 9. Этот памятник напоминает нам о тяжелейшей странице истории - гражданской войне, которая затронула и наш урманный край. Кому посвящён этот монумент? (Артёму Ивановичу Избышеву, командиру партизанского отряда и Григорию Федосеевичу Захаренко, комиссару отряда)
Знакомые места - 3. А этот уголок Седельникова стал особенно любимым для мальчишек и появился у нас совсем недавно. Что это за место? (В сквере у районного ДК "Светоч" стоит эта пушка как дань памяти труженикам тыла)
Знакомые места - 6. И это место в Седельникове вы тоже легко узнаете, если внимательно поглядите на снимок. Возможно, и родители ваши здесь тоже бывали. (Районная Доска почёта)
Знакомые места - 9. Вы, наверное, уже не раз бывали здесь. Что это за место? (Спортивный комплекс "Сибиряк")
Здания - 3. Это здание построено в Седельникове сравнительно недавно. Что это? (Храм Серафима Саровского в Седельникове)
Здания - 6. А это здание вы тоже видели и знаете. Что это? (здание второй Седельниковской школы, где мы и учимся)
Здания - 9. А это здание расположено на главной площади села. Как оно называется? (Районная администрация)
Четвёртый тур "Люди нашего края"
- Этот человек руководит нашим районом с декабря 2004 года. За годы его руководства у нас в селе появились "Губернаторский " и "Южный" жилые микрорайона, СКК "Сибиряк", храм Серафима Саровского и много других красивых и нужных зданий. (Глава Седельниковского муниципального района Николай Тимофеевич Хрищенко)
- А имя этого человека носят улицы в Седельникове и Таре. Он возглавил партизанский отряд в Седельниковской волости в 1919 году и боролся с белогвардейцами Колчака (Командир партизанского отряда в 1919 - 1920 гг. Артём Иванович Избышев).
- Одна из главных улиц Седельникова носит его имя. Он - герой Великой Отечественной войны. В сквере у первой Седельниковской школы его подвигу установлен памятник. (Михаил Васильевич Кропотов)
- А это - единственная в нашем районе женщина-тракторист - Герой Социалистического труда. Работать она начала ещё в войну и до конца 80-х годов не выпускала из рук рычаги трактора. (Мансура Абдрахмановна Речапова, жительница деревни Юрто-Уйск)
- Этот человек - единственный в нашем районе, кто стал полным кавалером солдатского ордена Славы. Разведчик, прошёл всю Великую Отечественную войну. (Илья Алексеевич Медведев, его именем названа одна из самых молодых улиц Седельникова).
- При каком директоре в вашей школе появился скаутский отряд? Он же стал основателем музея в Седельниковском профессиональном училище № 65. (Владимир Николаевич Седельников)
Подведение итогов и награждение победителей.
Список использованной литературы.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, CD-ROM, 2003 год.
- Книга Памяти, т. 1. - Омск: Омское книжное издательство, 1995 год.
- Книга Памяти, т. 8. - Омск: Омское книжное издательство, 1995 год.
- Личный фотоархив Елены Геннадьевны Бастрон.
- Морозова Н. Ф., Шевченко Р. С. Край мой отчий: Седельниковский район (1924 - 1999): Учебное пособие. - Омск: ООИПКРО, 2000 г.
- Морозова Н.Ф., Шевченко Р.С. В заиртышских далях: очерки истории Седельниковского района. - Омск: Книжное издательство, 1999 г.
- Солдаты Победы т. 4. - Омск: ГУИПП Омский дом печати, 2001 г.
- Фотографии с информационного портала "Омская губерния", "Регион 55", с сайта Седельниковской муниципальной администрации.
- Я познаю мир. Животные. - М. АСТ, 1995 год.
- Я познаю мир. Повадки животных. - М. АСТ, 1999 год.