Алгоритм - точное, пунктуальное описание последовательных действий. Любой урок, по моему убеждению, должен строиться в соответствии с определённым алгоритмом. В рамках алгоритма обеспечивается организация времени урока, последовательность действий учителя исходя из логики преподаваемого материала и дидактических требований к его преподнесению.
Обычно работа с алгоритмом урока включает две основные стадии:
- разработка учителем алгоритма в ходе подготовки к уроку;
- реализация алгоритма учителем совместно с учащимися в ходе проведения урока.
Опыт показывает, что между этими двумя стадиями целесообразно вставить ещё одну, дополнительную стадию. Назовём её "Презентация учащимся алгоритма урока".
Роль проведения в начале урока презентации учащимся алгоритма двоякая. С одной стороны, в ходе презентации алгоритма происходит общее ознакомление с логикой материала, с основными понятиями и терминами, которые затем будут раскрыты более подробно, то есть происходит психологическая подготовка учащихся к последовательному восприятию материала. Особенно это актуально при обучении детей с нарушениями речи, так как им необходима определённая дополнительная психологическая подготовка к восприятию материала, предварительное привыкание к тому, что им предстоит узнать.
С другой стороны, при презентации в начале урока его алгоритма сам урок в большей мере становится совместным действием учителя и учащихся. Это можно сравнить с рассмотрением повестки дня собрания или конференции. Ученики в большей мере чувствуют свою роль здесь как соорганизаторы урока.
Но алгоритм означает больше, чем только "повестка дня". Это его логика и набор основных терминов, применяемых далее. Учитель, в отличие от председателя собрания, не просто оглашает алгоритм, он акцентирует внимание на определённых понятиях, которые на данном этапе воспринимаются учащимися как ознакомительная информация. Они психологически подготавливаются к тому, что в течение урока в определенной логической последовательности эти понятия будут раскрыты более полно и подкреплены примерами.
При этом алгоритм урока не просто произносится вслух, но и записывается на дополнительной доске и всё время находится перед глазами учащихся, что способствует запоминанию ими логики материала. Таким образом, алгоритм способствует усвоению материала и активизирует внимание.
Рассмотрим это на примере конкретного урока по развитию грамматических навыков. Известно, что грамматические навыки, то есть неосознанное умение употреблять в речи грамматические формы русского языка, развиваются параллельно с мыслительными навыками. Ведь грамматика - это средство развития мышления. Но прежде чем начинать заучивать термины грамматики, детям необходимо, если так можно сказать, "узнавать их в лицо". Без этого "узнавания в лицо" заучивание будет вредным, потому что дети могут привыкнуть к мысли, что употреблять то или иное слово можно при непонимании его смысла. Учитель должен быть доходчивым при объяснении, и алгоритм как раз и помогает учителю быть именно таковым, быть понятым, а ученикам легче воспринимать материал.
Обратимся к уроку из серии словообразовательных навыков в 10 классе, повторение.
Вот алгоритм одного из них:
- Детское речетворчество.
- Словообразовательное значение морфем.
- Значение суффикса:
- Подбор односуффиксальных слов.
- Связные тексты с использованием в них односуффиксальных слов.
- Многозначность морфем, творческая работа.
Алгоритм представляется вниманию учащихся - зрительно (на дополнительной доске) и акустически, при этом очень быстро повторяются лексические значения терминов, то есть идет процесс, который был обозначен как "узнавание в лицо". Далее начинается непосредственная работа по алгоритму.
1. Детское речетворчество
Кратко о К.И.Чуковском и его книге "От двух до пяти" с примерами.
2. Словообразовательное значение морфем. Ещё раз обговорить лексику морфем, но на конкретных примерах (вспомнить правописание приставок на -з -с).
без (бес) |
безгрешный бесснежный беспошлинный бессердечный беззаботный |
Обозначает отсутствие чего-либо |
тель | писатель учитель строитель читатель |
Обозначает лицо, которое выполняет то действие, которое называет основа слова |
е-ть | полнеть светлеть стареть греметь |
Приобретение того, что называет основа слова |
3. Значение суффикса.
3.1. Подбор односуффиксальных слов.
Работа с толковым словарём.
Вниманию детей представляются ряды слов, которые надо распределить по двум рубрикам в соответствии со значением суффикса. Значение суффикса дано в таблице, куда и надо занести слова.
Значение качества | Значение действия |
Слова для справок: творчество, строительство, мужество, благородство, празднество, коварство.
3.2. Связный текст с использованием односуффиксальных слов.
Примером дидактического материала (есть у каждого ученика) здесь может служить отрывок из книги Л.Н. Толстого "Детство". В выделенных словах отметить суффикс.
Те, которые испытывают застенчивость, знают, что чувство это увеличивается в прямом отношении ко времени, а решительность уменьшается в обратном отношении, то есть: чем больше продолжается это состояние, тем делается оно непреодолимее и тем менее остаётся решительности.
Последние смелость и решительность оставили меня в то время, когда Карл Иванович и Володя подносили бабушке свои подарки, и застенчивость моя дошла до последних пределов.
Как уже было сказано, учащиеся в выделенных словах находят суффикс, выясняется его общее лексическое значение - качество, состояние.
Вывод: главное здесь не корень слова, а суффикс, так как именно в нём заключена глубина понимания слова.
4. Далее обращаемся к последнему пункту алгоритма, который подводит итог, - это явление многозначности морфем, причём учащиеся сами выделяют повторяющуюся морфему.
1 | Спустить, стечь, скатить, сойти | С - движение вниз |
2 | Сработаться, сторговаться, созвониться | С + СЯ - взаимность действия |
3 | Сбегать, слететься | С + СЯ - движение в одну точку |
4 | Придвинуть, прислать, прикоснуться, приземлиться | ПРИ - приближение к лицу, месту, предмету |
5 | Уйти, уехать, унести | У - отдалённость от лица, предмета или места |
6 | Оттолкнуть, отодвинуть | ОТ (ОТО) - отдаление от лица, предмета, места |
7 | Переложить, переставить, переключить | ПЕРЕ - движение с одного места на другое |
8 | Гордость, восторженность | ОСТЬ - качество, заложенное в корне |
9. | Гибкость, плавкость | ОСТЬ - способность подвергаться действию (внимание на корень) |
10 | Перистый, ершистый, золотистый | ИСТ - похожий на то, что указано в корне |
11 | Прижимистый, напористый, раскатистый | ИСТ - склонный к действию |
Далее учащимся предстоит творческая работа: в таблицу необходимо внести слова, данные в справках, причём смысл цифр не оговаривается, учащиеся должны осмыслить сами.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Слова для справок: задиристый, приземлиться, перепрыгнуть, съезжаться, сговориться, отбросить, ломкость, спрыгнуть, серебристый, удалиться, сердечность.
Практика применения алгоритма показывает: если что-то в языковом учебном материале окажется вне поля зрения обучаемого, то знание будет неполным. Алгоритм как раз и позволяет в концентрированном виде отразить общее содержание и логику изложения учебного материала, сосредоточиться, сконцентрировать внимание, разумно распределить силы и время, отведённое на урок, а значит, способствует совместной эффективной работе учителя и учащихся.