Внедрение средств логопедической ритмики в коррекционно–образовательный процесс

Разделы: Логопедия


Актуальной проблемой логопедической работы является поиск путей повышения ее эффективности. Для этого в коррекционной работе используются различные дополнительные средства, одно из них – логоритмика.

Логопедическая ритмика является одновременно коррекционно-педагогической и здоровьесберегающей технологией, она представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. [2] К сожалению, несмотря на важность данной проблемы, ей уделяется недостаточное внимание в детских садах. В группах для детей с общим недоразвитием речи зачастую не проводят логоритмику отдельным занятием, так как в программе она носит лишь рекомендательный характер. Но всегда есть выход из положения. Можно использовать средства логоритмики, включая их в коррекционные, музыкальные, физкультурные занятия и даже в утреннюю гимнастику.

Учителя-логопеды и учителя-дефектологи детских садов № 10, 28, 32, 33 г. Салавата, заинтересованные в качестве результатов коррекционной работы, приняли решение объединить усилия в данном направлении. Для постоянного общения, возможности обсуждать возникающие в ходе работы трудности была организована городская творческая группа для работы над проблемой внедрения средств логоритмики в педагогический процесс. За основу была взята методика Галины Анатольевны Волковой, предложенная в учебном пособии “Логопедическая ритмика”. [2] Она выделяет следующие логоритмические средства: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения; упражнения, формирующие чувство музыкального размера; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнение в игре на детских музыкальных инструментах; музыкальная самостоятельная деятельность детей; упражнения для развития творческой инициативы; игровая деятельность; заключительные упражнения.

Использование этих средств в коррекционно-воспитательной работе позволяет решать широкий круг задач.

Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; совершение певческих навыков.

Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного праксиса; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления; развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия; развитие умения расслабиться, снять напряжение.

Мы начали с включения разнообразных элементов логоритмики в традиционные коррекционные занятия. Получив положительные результаты работы, было решено расширить круг использования средств логоритмики и рекомендовать включать их в занятия педагогам, работающим с детьми логопедических групп (музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре, воспитателям). Большую помощь в работе нам оказали педагоги-психологи, которые помогли с подбором и организацией проведения коммуникативных игр и психогимнастики. Таким образом, мы осуществили взаимодействие специалистов и комплексный подход к коррекционной работе.

Результатом четырехлетней деятельности нашей творческой группы стала разработка “Системы работы по использованию средств логоритмики” в которую вошли: методические рекомендации и перспективно-тематическое планирование для четырех категорий работников (воспитателей коррекционных групп, музыкальных руководителей, инструкторов по физическому воспитанию), карта обследования психомоторных функций детей; сборник игр и упражнений, подобранных в соответствии с определенной лексической темой; сборник игровых пособий, содержащий описание игрушек и пособий на развитие дыхания, артикуляции, мелкой моторики, часть из которых были придуманы и изготовлены нами; картотека логопедических распевок и песенок с музыкальным материалом на электронных носителях, используемых с целью автоматизации и дифференциации звуков. Программа “Логопедическая ритмика в группах для детей с общим недоразвитием речи” стала итогом нашей работы. Она рассчитана на обучение детей дошкольного возраста логопедических групп массовых детских садов с диагнозом общее недоразвитие речи и предназначена для работы с детьми 5–7 лет. Срок реализации программы – 2 года. Планируется 1 занятие в неделю, 1 академический час, 38 занятий в год. Длительность 1 занятия: старшая группа – 20 минут; подготовительная группа – 30 минут. Весь материал был рассмотрен на городском методическом совете и на заседании Экспертного совета МОУ ДОВ УМЦ г. Салавата, получил одобрение и рекомендации к использованию. Планируется выпуск методического пособия (практической части) и программы.

Приводим пример комплекса логоритмических средств по теме: “ Знакомство с правилами дорожного движения”.

1. Упражнение на развитие физиологического дыхания “Мы качаем”.

Оборудование: гимнастические палки, зеленый, желтый и красный диски.

Логопед говорит следующие слова:

Что же встала ты, машина?
Би-би-би! Спустилась шина.
Умоляю, выручайте!
Поскорее накачайте!

Дети с гимнастическими палками имитируют накачивание шин. Проговаривают слова:

Мы качаем, мы качаем,
Воздух в шины надуваем.
Проверяем каждый раз,
И аварий нет у нас. (Глубокий вдох носом.)

На выдохе произносят “Пш”.

2. Упражнения на развитие общей моторики (физкультминутка) “На прогулке”.

Путь открытый, чем прекрасен? (Ходьба с маршировкой на месте, руки на поясе.)
Он детишкам не опасен! (Повороты головы влево и вправо.)
Лучше друга, право, нет, (Показать обеими руками О, КЕЙ.)
Чем зеленый добрый свет. (Сжимать и разжимать кулачки.)
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг (Дети идут по круг.)
Ну-ка, дружно, ну-ка вместе, (Поворот корпуса вправо-влево выполнение рукой жест приглашения.)
Сделаем вот так: (Дети принимают И.П.)
По всей улице пойдем,
и друг друга мы найдем. (Поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон головой.)
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
И кружимся вдвоем.
Мы дружно приседаем,
Мы головой качаем,
Друг за другом мы пошли, (Выполняют движения по тексту в парах.)
К светофору подошел. (Ходьба с маршировкой на месте.)

3. Упражнение на развитие мелкой моторики “Пешеходный переход”.

Вспыхнул яркий красный свет, (Сжимают – разжимают кулачки.)
Пешеходам хода нет. (Делают из указательных пальцев правой и левой руки крестик – "запрещено".)
Загорелся желтый глаз, (Сжимают – разжимают кулачки.)
Приготовьтесь! Просят Вас. (Грозят указательными пальцами.)
Вот приветливый зеленый. (Сжимают – разжимают кулачки.)
Проходите путь свободный. (Показать перед собой ладошки.)
Нас с тобой переведет
Пешеходный переход. (Дети “шагают” по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки.)

Активное использование наработанного материала в практической деятельности помогло нам повысить уровень речевого развития детей и убедить администрацию ДОУ в необходимости включения логоритмики в сетку занятий. Введение разнообразных логоритмических игр и упражнений в занятия и режимные моменты вызывают неподдельный восторг и интерес у детей, повышают познавательную активность и приводят к положительному результату в коррекционном процессе. Использование логопедических распевок – песенок позволяет проводить коррекционные занятия в веселой занимательной форме. Дошкольников привлекает, с одной стороны, удивительная ритмичность, четкость, чередование слов, слогов, под которые можно прыгать, ходить, играть, выплескивать эмоции. С другой стороны, привлекает возможность насладиться музыкой звучания, испытать радость победы над трудными для чередования и для быстрого произношения звуками, над плохо слушающимся языком.

Искать, внедрять, помогать, не бояться, стремиться, постоянно развиваться и поставленной цели добиваться! Это девиз нашей творческой группы.

Литература.

  1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005. – (Коррекционная педагогика).
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985 г. – 191с.
  3. Воронова Е.А. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет. Методическое пособие – М.: ТЦ сфера, 2006 г. – 144 с.
  4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  5. Макарова. Н. Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г. – 80 с.
  6. Новиковская О.А. Логоритмика. – СПб.: Корона принт., 2005 г.
  7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. – 3-е издание. – Москва: Айрис – пресс, 2005 г. – 224 с.
  8. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А.. Логопедическая работа в специальном детском саду.– Москва: Просвещение, 1987 г.