Оборудование: символы государства, символы республики Башкортостан, герб города Октябрьский, герб МБОУ “Гимназия№3”.
Цели урока:
– узнать, что является символами государства;
– узнать историю их развития;
– воспитание уважения к символам государства
России.
Ход урока
1. Звучит гимн России
– что за музыкальное произведение прозвучало?
– почему гимн слушают стоя?
Да, прозвучал гимн России, автором слов является поэт С.В. Михалков. Музыку написал А.В. Александров. К государственным символам относятся герб, флаг, гимн.
Что же такое символы, символика?
Символы – это условные обозначения или знаки, имеющие для человека важное значение.
Есть символы, которые представляют страну, её историю и населяющие народы. В нашей стране это государственный герб, флаг и гимн.
Эти символы закреплены основным законом нашей страны – Конституцией России.
Каждая страна имеет свои символы, они отличаются друг от друга своим видом, и своим значением. К государственным символам всех стран надо относиться с уважением, чтить их.
Государственный флаг России представляет прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос.
– Что обозначают эти цвета?
Верхний – белый – чистота, мир.
Средний – синий – небо, верность, вера.
Нижний цвет – красный – смелость, доброта, огонь и кровь.
Государственный герб России состоит из двух изображений: двуглавого орла и всадника с копьём, поражающий змея. Орёл увенчан двумя коронами и над ними большая корона, соединены лентой, в правой лапе – скипетр, в левой – держава. Скипетр и держава – это символы и власти и мудрости. Скипетр – орудие защиты от врагов. Держава – единство и целостность государства.
Где встречали вы этот герб? (ответы детей)
Что же является символом России?
Государственные символы развивались вместе с историей страны.Сегодня мы совершим экскурсию в прошлое нашего государства и узнаем историю развития государственных символов.
Обратимся к истории герба. “Герб” в переводе с немецкого означает наследство и наследие. И является знаком отличия города, области, края, отдельных родов и лиц.
Как появились гербы, откуда пришли? (выступление 1ученицы)
1. История российского герба начинается с утверждения двуглавого орла, в качестве государственной эмблемы России с XV века. Во время правления царя Ивана 3 появляется печать из воска, которым скрепляли документы.
На одной стороне двуглавый орёл, а на другой стороне всадник с копьём.
На многие столетия двуглавый орёл становится символом русского государства.
2. В XVI веке царь Иван 4 Грозный присоединил к Руси Казанское и Астраханское ханство. Ермак Тимофеевич завоевал Сибирь и присоединил к Русскому государству. На груди двуглавого орла появился щит. Это святой Георгий, поражающий копьём змея.
Почему же появился на щите всадник с копьём?
Легенда о всаднике (выступление 2 ученицы)
Георгий Победоносец – символ защиты родной земли от врага. Ныне это герб города Москвы.
3. В XVII веке при царствовании царя Алексея появились изменения на гербе.
У орла высоко подняты крылья, головы венчают три царскиекороны, на груди щит с московским гербом, в лапах скипетр и держава – символы самодержавной власти.
4. В XVIII веке при Императоре Петре 1 произошли большие изменения в государстве. Россия стала могучей морской державой. Пётр I учредил Герольмейстерскую контору, в которой специальные люди – герольды занимались составлением гербов. Гербовый орёл стал чёрным, на крыльях стали размещать щиты с гербами великих княжеств и царств, входящих в состав России. На гербе появилась цепь ордена Андрея Первозванного – апостол Андрей Покровитель мореплавания и моряков.
5. Последние изменения произошли на гербе в 1882-1883 годах во время правления Александра III. Александр III утвердил 3 герба – большой, средний. Малый. Ими скрепляли документы разные по важности.
Большой герб представляет в середине двуглавый орёл, в середине орла – Георгий Победоносец, по краям покровители и заступники России архангелы: святой Михаил и святой Гавриил с крестом и мечом.
Этот герб просуществовал до 1917 года.
6. После Октябрьской революции в 1917 году. В России к власти пришло новое правительство и старые символы были уничтожены. В 1920 году у нового правительства появляется новый герб. Двуглавого орла не было и щита с Георгием Победоносцем не было. Новый герб был овальной формы, на щите фигурные края в лучах восходящего солнца – изображение серпа и молота и девиз “Пролетарии всех стран соединяйтесь”.
7. В 1922 году образовался СССР и создаётся новый герб. Земной шар перекрещивает серп и молот – дружба рабочих и крестьян. Колосья пшеницы обвиты лентой – союз советских республик.
8. В начале 90-х годов XX века Советский Союз прекратил своё существование. И наша страна вернула себе старое, но не забытое имя – Россия. Правительство нашей страны было принято вернуть двуглавого орла. Сейчас государственный герб соответствует истории традиции, на гербе золотые и красные цвета.
Красные цвет символизирует – энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Двуглавый орёл остаётся символом власти и мудрости. Три короны – символ трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной.
Скипетр – оружие защиты.
Держава – символ единства и целостности государства.
Георгий Победоносец – символ борьбы со злом.
Новый герб Российской Федерации соответствует исторической традиции.
25 декабря 200 года Государственная дума приняла закон о новом государственном гербе России.
О истории появления на Руси флага познакомит ученица 4-го класса.
Царь Пётр I определил порядок цветов на флаге:
белый –
синий –
красный –
И так появился Андреевский флаг, на белом фоне – голубой крест, на нём Апостол Андрей – покровитель мореплавания и спаситель моряков. Военный флот ходит под Андреевским флагом, а торговые и гражданские суда под бело–сине–красным флагом.
Флаги, введённые Петром I сохранились долго в истории страны.
25 декабря 2000года Государственная Дума приняла закон о Государственном флаге РФ.
Флаг нашего государства – это святыня и мы должны относиться к нему с уважением.
2. Работа по учебнику
Знакомство с историей государственного гимна.
- Кто является автором современного Российского Гимна? В каком году был принят закон о Государственном Гимне?
На эти вопросы мы найдём ответы в учебнике - с. 41
3. Работа по теме урока
Мы живём в Республике Башкортостан, который является субъектом РФ. Башкортостан имеет свои государственные символы: герб, флаг, гимн.
- Что обозначают цвета на флаге? Кто изображён в центре герба?
Мы живём в Республике Башкортостан, в городе Октябрьский. Наш город имеет свой герб, песню. (Звучит песня о городе)
Наша гимназия имеет свой герб, гимн. Автором герба является выпускник гимназии Фаткуллин Ринат, автор слов гимна – учитель Махначёва Г.Г., музыка М.Глинки.
(Исполняют гимн ученики )
4. Обобщение нового материала
– Что является символами государства?
– Как появились гербы на Руси?
– Кто утвердил порядок расположения цветов на флаге?
– В каком году был принят закон о государственном гимне?
– Как называется основной закон страны?
– Что такое законы?
5. Итог урока
Конституция России определяет основные права и обязанности граждан.
Назовите права и обязанности школьников.
Государство признано защищать права и обязанности граждан. Все граждане России должны соблюдать законы своего государства. В статье 11 “ О государственном гербе”, в статье 10 “ О государственном флаге”, в статье 9 “ О государственном гимне” записано, что надругательство над Государственными символами влечёт за собой ответственность с соответствии с Законодательством Федерации. Эти документы приняты Государственной думой 25 декабря 2000года. Каждый гражданин РФ должен относиться с уважением к государственной символике России, к государственной символике своей Республики Башкортостан, быть законопослушными гражданами.