Я работаю в гимназии 26 лет, последние 10 лет работаю по УМК “Школа 2100”. Мой опыт показывает, что среди изучаемых в начальной школе предметов русский язык был и остается главным предметом, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Любовь к русскому языку не воспитаешь лозунгами и приказами. Русским языком надо заинтересовать, увлечь, удивить и научить думать, понимать природу языка, гармонию его законов и правил.
Все в языке способно удивить ребенка. Чувство удивления – признак развивающего и развитого ума, с этого чувства начинают дети свои лингвистические размышления. Думать не всегда легко, но всегда интересно. Язык, над которым ты думаешь, язык, которому ты удивляешься, открываешь маленькие тайны для себя, становится для тебя родным, живым, красивым и понятным.
Мои ученики с желанием работают на уроках, вникают в тайны языка, с интересом исследуют слова, выполняют задания творческого характера, добросовестно относятся к выполнению заданий, грамотно выполняют разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
Чем больше сведений получают учащиеся о составе слова и словообразовании, тем яснее становится для них богатство и величие русского языка, тем сильнее пробуждается их желание изучать русский язык.
Ребёнок младшего школьного возраста в буквальном смысле открывает для себя мир: радуется, переживает, восхищается и удивляется, ищет пути решения проблем. Поэтому я стараюсь сделать так, чтобы ощущение творческого восприятия мира остались с ребёнком как можно дольше. Независимо от целей в каждый урок я включаю что-то новое, необычное, неизведанное, требующее поразмышлять, догадаться сделать открытие, часто с опережением учебной программы. Своими находками я хотела бы поделиться с родителями младших школьников и своими коллегами.
На уроках русского языка использую игры, стихи, сказки, загадки, занимательные задания, ребусы, кроссворды, орфографические задания, активизирующие мыслительную и познавательную деятельность. Объясняю на близком занимательном и понятном детям материале. Учу задумываться над словообразованием и происхождением слов, исследовать слова, обучающие и развивающие моменты, связанные непосредственно с темой урока.
Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из капель, лес – из деревьев, речь – из предложений, предложения – из слов. А слово состоит из строительного материала. Каждый из “кирпичиков” вносит в слово свою часть смысла “смыслиночку”. Самая главная из них – корень.
Мои ученики принесли интересные работы в класс, и я очень хочу познакомить с ними взрослых и детей. Вот они.
Тайны корня
Жил-был корень, звали его ЛЕС. Он жил в лесу один. Однажды ему стало скучно, потому что у него друзей. Решил он прогуляться по лесу. Долго он гулял и вдруг заметил избушку, к которой вела тропинка. Испугался корень, но решил зайти в избушку. В домике его встретил старичок-лесовичок. Ему корень рассказал, что у него нет друзей. Лесовичок утешил: “Дорогой корень, твои друзья – это однокоренные слова: лес, лесник, лесовичок”.
У дерева есть корень и у слова – корень. Корень дерева даёт ростки и со временем вырастет большое и крепкое дерево. А из корня слова рождается новое слово, ему помогают его друзья: приставка, суффикс, окончание.
(Ягфарова Дилара)
Почему приставка стоит перед корнем?
Однажды приставка говорит:
– Я устала стоять перед корнем.
– Встану-ка, я перед Суффиксом.
– Нет, – отвечает Суффикс, ты натворишь много бед!
– Эй, Окончание, давай я встану перед тобой!
– Ладно, говорит Окончание.
Встала Приставка перед окончанием и….. произошёл переполох.
Слово “Приставка” изменилось и превратилась в слово “СТВКПРИА”, и Приставка обиделась:
– Приставка, вставай на своё место, а то у нас не получатся некоторые слова,– приказал Корень.
– Хорошо, – ответила Приставка. И больше меняться местами не буду.
(Газизова Илюза)
Крепкая дружба
В глухом лесу, в ледяном домике жил одинокий Снег. Он очень грустил, потому что у него не было друзей. Не за горами был Новый год.
Однажды вечером к нему постучались. Когда Снег открыл дверь, то увидел ночного гостя. Перед ним стоял снежок Овик. Снег очень обрадовался ему и они решали вместе встретить Новый год. Они крепко взялись за руки и побежали к нарядной елочке. От их крепкой дружбы получилось слово “СНЕГОВИК”.
(Загидуллина Эльвина)
Сказка про окончание
Жили-были части слова. И вот они поспорили: Кто из них главный?
– Я самый, главный, так как во мне заключён общий смысл всех слов, – говорит Корень.
– Нет, я главный, с помощью меня образуются новые слова, говорит Суффикс.
– А с помощью меня, тоже образуются новые слова и я стою перед корнем, значит я главная, вступила в спор Приставка.
Спорили они спорили и решили обратиться к дедушке-словарю. Помирил их дедушка-словарь. Он сказал: “Давайте жить дружно! Мы все друг другу нужны! А затем всех пригласил в свой домик, где живут тысячи слов прекрасного русского языка.
(Закиров Арслан)
Сказка про корень
Жил-был корень в слове ЛЕС. Жил он один и было ему скучно. Вот и решил корень отправиться на поиски друзей, таких же, как он. Долго бродил он по страницам книг. И однажды он встретил такого же корня как он в слове ЛЕСОВИК. И дальше они отправились вместе. На своём пути они встретили слова – друзей: ЛЕСНИК, ЛЕСОК. В этих словах был корень ЛЕС.
(Щежина Анна)
Придумывая такие сказки, дети задумываются над словообразованием и происхождением слов. Постепенно узнают о значении в слове корня, приставки, суффикса и окончания.
Корень – общая часть родственных слов, имеющих одно лексическое значение. Приставка и суффикс – “кирпичики” строительный материал для новых слов. Окончания-“связисты” – связывают слова в предложении. Дети учатся осознанно подбирать родственные слова для проверки орфограмм корня, понимать и доказывать единообразное написание родственных слов.