Урок-путешествие в 7-м классе "Страны Северной Европы"

Разделы: География


Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, физическая карта полушарий, настенная карта “Европа”, атласы, ПК, мультимедийное оборудование, экран, телевизор, флаги стран Северной Европы,  дневники путешественников (раздаточный материал), документ. фильм “Викинги”

Цели урока:

  • формирование знаний об особенностях природы стран региона “Северная Европа”, знакомство с новыми географическими объектами и понятиями, например “фьорд”, “моренный рельеф”
  • развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы; внимание, мышление, устную речь; картографического умения определять географическое положение объекта.
  • привитие интереса к предмету, к науке страноведение, содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства.

Формы работы: индивидуальные выступления уч-ся, выступления в парах, работа с картой у доски, практическая работа, викторина в форме презентации, просмотр фильма “Викинги”

Ход и содержание урока

I. Объявление темы урока и постановка учебных задач перед учащимися (3 минуты):

Учитель: Мы продолжаем изучение самого крупного материка планеты – Евразии, материка, на котором мы живём. На прошлом уроке мы рассмотрели его сложную политическую  карту, разделили все страны на регионы Азии и регионы Европы. Сегодня мы совершим  виртуальное путешествие, отправляемся в первый регион – в страны Северной Европы.  Что мы возьмём с собой в дорогу, чтобы не сбиться с пути?... (атлас, учебник,…)

А я бы еще взяла дневник путешественника. Он лежит на вашем столе.

(Приложение 1)

По ходу путешествия в него необходимо записывать самые важные и новые сведения, а   также оценивать свою работу. Лучший путешественник сможет набрать 9-10 баллов и получить оценку отлично.

II. Решение учебных задач (25 минут):

А) определение географического положения региона “Северная Европа”

Откройте учебники на стр. 256 и рассмотрите карту.

  • На какие регионы разделена территория Европы?
  • Сколько стран в регионе Северной Европы?
  • Какие особенности в географ. положении этого региона вы заметили?

(1 – расположен в высоких северных широтах, многие территории за северным

полярным кругом; 2 – страны островные и полуостровные; 3 – все страны имеют выход к морям – приморское положение, 4 – омываются водами не только Атлантики, но и Северного Ледовитого океана)

Мы знаем важную закономерность: особенности географического положения влияют на

природные условия, богатства территории, а значит, на жизнь и деятельность людей.

Эти отличия нам и предстоит выяснить.

  • Какими видами хозяйственной деятельности в связи с этим может заниматься население?

Ученик: Можно заниматься рыболовством.

Ученик: Можно добывать полезные ископаемые со дна океана.

Ученик: Можно использовать океан как транспортный путь для кораблей.

Б) Рассмотрим флаги стран Северной Европы, прикреплённые у доски. 

Учитель: Посмотрите на флаги стран Северной Европы. Вы не замечаете их некоторого сходства?

Ученик: Флаги разных цветов, но у них похожий крест.

Сообщение “Викинги” или просмотр фильма.

(Приложение 2)

Учитель: Итак, какова историческая особенность жителей Северной Европы?

Ученик: Особенностью населения стран Северной Европы являются их общие предки – германские племена – викинги.

В) Норвегия. Знакомство с понятием “фьорд”.

Учитель: Откроем учебники на стр.257 и ещё раз обратимся к карте “Зарубежная Европа”.

Внимательно приглядитесь, ребята, к береговой линии Норвегии. Что вы можете о ней сказать?

Ученик: береговая линия этих стран сильно изрезана.

Учитель: Верно. Это характерная особенность природы стран региона – наличие фьордов. Фьорд – в переводе с норвежского языка – морской залив, это узкие длинные затопленные водой ущелья с крутыми обрывистыми берегами. В геологическом отношении фьорды очень молоды, они образовались, когда ледник сползал по тектоническим трещинам. Самый крупный в Европе фьорд находится в Норвегии – это фьорд Согне, его ширина 5 км., длина 187 км, окружающие горы нависают над водой и там царят вечные сумерки. Глубина фьорда 1308 метров.

Что ещё оставил после себя ледник, отступая на север? (учебник, стр. 258)

Как мы видим на рисунке, ледник последнего оледенения Земли (10 тыс. лет назад) покрывал территорию всех стран Северной Европы, за исключением Исландии. Отступая, ледник оставил после себя ледниковые наносы – морену, а также много озёр ледникового происхождения.

Норвегия – гористая страна, со множеством высоких плато, покрытых ледниками.

Сегодня Норвегия – крупнейший производитель нефти в Европе. Но для своей экономики страна производит гидроэлектроэнергию, так как короткие реки имеют много водопадов, на них построены ГЭС.

Обозначьте в дневнике путешественника, что можно записать во время нашей 1 остановки.

Норвежцы живут в основном вдоль побережья. Почему? (Причины в учеб, стр.258)

(Cмягчают климат водные массы Атлантики и тёплое Северо-Атлантическое течение)

 Г) Швеция. Продолжаем наше путешествие. Сообщение уч-ся о стране.

(Приложение 3)

Учитель: “В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон. Семья эта  состоит из самого обыкновенного папы, самой обыкновенной мамы и трех самых  обыкновенных ребят: Боссе, Бетан и Малыша. Во всем доме есть только одно не совсем обыкновенное существо ……. (?), который живёт на крыше.”

Вы уже догадались, из какого произведения этот отрывок?

(Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон)

На нашей выставке книг вы смогли заметить сказку другой шведской писательницы, Сельмы Лагерлёф. Она – писатель для взрослых, но в нашей стране мы очень полюбили её сказку. Вот маленький отрывок: “Нильс сделал два шага и остановился. С комнатой что-то случилось. Стены их маленького домика раздвинулись, потолок ушел высоко вверх, а кресло, на котором Нильс всегда сидел, возвышалось над ним неприступной горой. Чтобы взобраться на него, Нильсу пришлось карабкаться по витой ножке, как по корявому стволу дуба. Книга по-прежнему лежала на столе, но она была такая огромная, что вверху страницы Нильс не мог разглядеть ни одной буквы. Он улегся животом на книгу и пополз от строчки к строчке, от слова к слову. Он прямо измучился, пока прочел одну фразу.

— Да что же это такое? Так ведь и к завтрашнему дню до конца страницы не доберешься! — воскликнул Нильс” Напомните мне название сказки.

(“Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”)

Итак, в дневнике путешественника вы отметили имена и фамилии писательниц, которые родились в Швеции.……..

Д) Финляндия.

Снова в путь! Впереди – следующая страна! Сообщение уч-ся

(Приложение 4)

Итак, во время нашей остановки в дневнике путешественника нужно сделать необходимые пометки об этой стране.

Е) Исландия.

Об этой стране мы послушаем стихотворения. Стихи 2 уч-ся об этой стране.

(Приложение 5)

Итак, в дневнике путешественника вы отметили ……..

Гейзер – это ……

Ж) Дания.

Прямо по курсу – одна из самых низменных и равнинных стран мира. Сообщение 2 уч-ся.

(Приложение 6)

– Пользуясь картой и услышанным, мы нанесем в маршрутах путешествия территории, которые находятся в определённых странах.

Задание “Найдите пару”

объект

страна

остров …….

Исландия

Ютландия

………

Ботнический

……. И …….

Стокгольм

……….

Озеро Сайма

………

Фарерские острова

……..

III. Подведение итогов решения учебных задач (5мин.):

Презентация – слайды № 2–8 (Приложение 7)

Итак, за каждую остановку проставьте соседу баллы:

  • 1 остановка – если нет ошибок – 4 балла.
  • За каждую ошибку – минус 1 балл.
  • 2 ост – 4 балла, если есть грамматические ошибки или неточности – минус 1 – 2– 3 балла.
  • 3 ост – за каждый правил ответ по баллу – мах 6 баллов.
  • 4 ост – за каждый правил ответ по баллу – мах 5 – 6 баллов.
  • 5 ост – за каждый правил ответ по баллу – мах 7 баллов + 1+ 1.

Учитель: Подходит к концу наше путешествие, необходимо подвести его итоги. Проверим багаж наших знаний, который мы привезли с собой. Предлагаю ответить на вопросы заключительной викторины (см. продолжение презентации).

За каждый правильный ответ – дополнительный балл отвечающему.

Все, кто сегодня отвечал у доски, получают дополнительные 3 балла.

Итак, если вы набрали более 28 баллов – значит – вернулись из путешествия с отличным багажом знаний, молодцы – поставьте себе “5”.

От 22 баллов – “4”– у вас тоже неплохой багаж знаний.

IV. Подведение итогов урока, выставление оценок.

С какими итогами мы вернулись из путешествия?

Учитель: Наше путешествие по Северной Европе подходит к концу. Мы рассмотрели лишь небольшую, но своеобразную часть природы нашей планеты. Конечно, многим этого времени недостаточно, чтобы познакомиться с её достопримечательностями. Для этого у нас есть прекрасный журнал “Вокруг света”, “Непутёвые заметки Д.Крылова”, канал BBC “Телепутешествия”, новый цикл передач “Россия от края до края” и другие средства информации.

Скажите, какая страна вас заинтересовала больше других?

V. Этап рефлексии:

Мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений:

  1. Сегодня на уроке мне…
  2. Меня особенно удивило то, что…
  3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
  4. Было бы хорошо, если бы…
  5. Мне не понравилось…

Спасибо всем, кто подготовил устные сообщения, и кто активно работал на уроке.

Оценивание.

VI. Домашнее задание: параграф 67.