Составление сетчатого орнамента на основе законов симметрии

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

Главная методическая цель: Познакомить учащихся с симметрией в математике, русском языке и литературе, в искусстве, природе и быту. Расширить представления учащихся о применении симметрии при построении сетчатых орнаментов.

Задачи:

  • Обучающие: Научить учащихся построению сетчатых орнаментальных композиций на основе законов симметрии.
  • Воспитывающие: воспитание трудолюбия, терпеливости.
  • Развивающие: развитие у учащихся художественного вкуса, развитие логического и художественно-творческого мышления, внимания, эстетической культуры, кругозора, наблюдательности и умения выделять “видеть” главное.

Оборудование урока:

Для учителя: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация № 1; 2 , экран, подборка трафаретов. Малый вернисаж: работы учащихся, репродукции декоративно – прикладного искусства.

Для учащихся: бумага для рисования формат А4 и А3, индивидуальный трафарет, краски гуашь или темпера, кисти.

Основные термины и понятия: Симметрия, орнамент, орнаментальные композиции, раппорт.

Предварительная подготовка: изготовление трафаретов и рисование сеток.

Время проведения: 2 академических часа (90 мин).

План урока:

  1. Организационный момент (1мин)
  2. Введение в тему урока (2мин).
  3. Изучение нового материала (13 мин).
    1. Презентация № 1.
    2. Презентация № 2.
    3. Правила работы инструментами (трафарет, кисть, краски).
    4. Простейшие приемы создания орнаментальных композиций.
  4. “Творческая мастерская” (25мин, второй урок 30 мин).
    – Самостоятельная работа учащихся на первом уроке – создание 3–5 эскизов орнамента по предложенным сеткам.
    0 На втором уроке выполнить одну орнаментальную композицию орнамента, используя эскизы первого урока.
  5. Подведение итогов урока, выставление оценок.
    Экспресс – выставка работ учащихся.(2мин.).
  6. Домашнее задание (1мин).
  7. Рефлексия. Заключительное слово учителя (1 мин).

Ход урока

“...быть прекрасным значит быть симметричным и соразмерным”
Платон

О, симметрия! Гимн тебе пою!
Тебя повсюду в мире узнаю
Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке,
Ты в елочке, что у лесной дорожки.
С тобою в дружбе и тюльпан и роза
И снежный рай – творение мороза.

1. Организационный момент. (1 мин.)

2. Постановка проблемы, актуализация знаний. (1 мин.)

Учитель: Если посмотреть вокруг, то мы увидим, что симметричные объекты окружают нас буквально со всех сторон. С древних времен люди владели представлением о симметрии. Наиболее важным открытием древних было осознание сходства и различия правого и левого. Здесь природными образцами им служили собственное тело, а также тела животных, птиц и рыб.

Мы имеем дело с симметрией везде, где наблюдается какая-либо упорядоченность. Симметрия противостоит хаосу и беспорядку, создает красоту и гармонию, она многообразна, вездесуща, мы встречаем ее буквально везде – в природе, технике, искусстве, науке. Симметрия проникла в мир математических законов, физических, биологических, литературных и стала там полновластной хозяйкой.

Повсюду можно наблюдать картины, в которых есть одинаковые по форме, тону и цвету, левые и правые стороны, где равновесие наиболее выражено, или, как мы привыкли говорить, стороны симметричны.

Например: Круг, снежинка, бабочка, цветок (показывает). Перед вами симметричное изображение. Правая и левая части совпадают не только по форме, но и по цвету. Линия, которая их разделяет, называется линией симметрии.

Так, что же такое симметрия? На этот вопрос нам поможет ответить презентация № 1.

Презентация № 1 “Симметрия вокруг нас”.

  1. Симметрия в математике.
  2. Симметрия в русском языке и литературе.
  3. Симметрия в поэзии и музыке.
  4. Симметрия в природе (у растений, животных и человека).
  5. Симметрия в физике.
  6. Симметрия в искусстве (архитектура, живопись, декоративно – прикладное искусство)

Учитель: – Так, что же такое симметрия?
– Назовите виды симметрии?
– Какую роль играет симметрия в природе?
– Представьте себе если бы тело животного, птиц или человека не было симметричным, как бы это повлияло на их жизнь?
– Назовите предметы симметричной формы, встречающиеся в природе, в быту и др. сферах?
– Зачем человеку надо знать о симметрии?
– Как симметрия проявляется в декоративно – прикладном искусстве.

Ответы учащихся:

Учитель: “...быть прекрасным значит быть симметричным и соразмерным”
(Платон)

Сегодня на уроке мы будем применять законы симметрии при построении орнаментальных композиций обоев, стен или потолка.

Художественный образ орнамента раскрывается в бесконечно повторяющемся ритме его раппортов, в гармонии элементов сочетания.

Существует семнадцать видов геометрической симметрии, полностью исчерпывающих все возможные варианты построения плоских сетчатых одноцветных орнаментов.

Что такое орнамент? Что такое раппорт? Какие существуют виды сеток? Ответ, на этот вопрос нам даст следующая презентация.

Презентация № 2. (Просмотр.)

Учитель: Вы познакомились с семнадцатью видами геометрической симметрии применяемых при создании орнаментов.

Задание: На основе этих примеров вы самостоятельно при помощи трафарета выполните собственные варианты эскиза орнамента обоев или росписи стен, потолка или пола.

Работа не требует обязательного выполнения всех семнадцати вариантов. Достаточно выбрать пять-шесть, дающих с точки зрения учащихся, наиболее интересные и разнообразные, ритмические и композиционные решения орнамента.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, последовательность выполнения работы. (Учитель показывает приемы создания орнаментальных композиций на классной доске.)

В отличие от полосного, в сетчатом орнаменте используется один способ ритма перенос мотивов по вертикальной и горизонтальной осям. Динамика орнамента выражается в геометрическом построении сетки.

1. Квадратная система узлов. Элементарная ячейка – квадрат. Рис. 1; 2.

2. Прямоугольная система узлов. Элементарная ячейка – прямоугольник. Рис.3; 4; 5; 6; 7.

3. Правильная треугольная система узлов. Элементарная ячейка – треугольник, может быть и ромб или шестиугольник (наклон осей под углом 60 градусов). Рис. 8; 9; 10; 11.

4. Ромбическая система узлов. Элементарная ячейка имеет форму – ромба. Рис. 12; 13.

5. Косая параллелограммная система узлов. Элементарная ячейка – параллелограмм. Рис. 14; 15.

Самостоятельная работа. Учащиеся выполняют собственные варианты эскизов орнамента. Из них следует выбрать один как основу для создания эскиза. Этот эскиз разрабатывается самостоятельно на втором уроке. При выполнении окончательного варианта задания требуется введение цвета, усложнение мотива орнамента, его детальная проработка, добавление нескольких более мелких форм. Материал бумага формат. А 4, краски гуашь или темпера.

Работа ведется по трафарету. Набойка производится гуашью или темперой. Для этого обходимо подготовить щетинную кисть, укоротив волос кисти примерно наполовину. Можно подрезать волос, либо, что лучше туго замотать у основания на половину длины изоляционной лентой или скотчем. Вместо кисти удобно использовать тампон из поролона, закрепив его, например, в колпачке от авторучки.

Натирая рисунок по трафарету, следует держать кисть или тампон строго вертикально по отношению к поверхности листа, иначе произойдет затекание краски под трафарет. Левой рукой придерживают трафарет, не давая ему сдвигаться. Краску разводят средней густоты, чтобы она не оставляла по краям трафарета затеков.

Перед тем как приступить к работе над окончательным вариантом по приведенной сетке, необходимо сделать несколько пробных отпечатков на отдельных листах бумаги.

V. Подведение итога урока.

Учитель отбирает наиболее удачные работы и оформляет экспресс-выставку, выставляет оценки.

VII. Рефлексия. Заключительное слово учителя. (1 мин.)

Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Она присутствует в нашей жизни буквально во всем, но мы настолько к ней привыкли, что не замечаем этого. Некоторым, она кажется скучной. Некоторые любят ее за спокойствие, которое она вносит в нашу жизнь. Некоторые пытаются противостоять ей. Но как бы мы к ней не относились, она есть в нашей жизни буквально во всем, создавая красоту и гармонию.